Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Урок - творческий проект Осенние мотивы
Автор(ы): Кириленко Лариса Алексеевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Методический паспорт: - По содержанию - межпредметный
- По уровню усвоения учебного материала - итоговый проект
- По форме организации - групповой
- По срокам выполнения среднесрочный
- По результатам выполнения - практический
Цель: исследовать, какими средствами и приемами пользуются поэты, художники и композиторы, создавая образы природы и природных явлений. Задачи: - Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему.
- Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, поэтический слух, художественную зоркость.
- Развивать основы исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь.
- Формирование коммуникативных навыков.
Творческие группы: - Фотокорреспонденты
- Издатели
- Художники
- Дизайнеры
Ход урока I. Организационный момент. Группы приветствуют гостей, занимают свои места. II. Подготовительный этап. Над землей туман клубится, Вяжет сети паучок. Вот и рыжая лисица Красит листья в жёлтый цвет. Красит рыжим, алым, синим, Разбавляет краску ливнем. Отгадать загадку просим: Кто лисица эта? - Осень ! - По каким признакам узнали это время года? - Почему осень сравнивают с лисицей? - У кого из поэтов есть подобное сравнение? - Д. Кедрин Осенняя песня - Чёрно - бурою лисицею под горой улёгся лес. - Ребята, мы в течении долгого времени на различных уроках - литературы, окружающего мира, трудового обучения, изобразительного искусства и во внеурочное время выполняли различные виды творческих работ. И все они были посвящены этому удивительному времени года - осени. Мы выбрали общее название. Прочитаем: Осенние мотивы! - Ребята, а как вы считаете, почему мы так заинтересовались данной работой? - Что заставило нас попробовать свои силы в роли художников, дизайнеров, издателей и фотокорреспондентов? В литературе встретились очень красивые поэтические произведения, на уроках рисования, трудового обучения выполняли различные работы! Наполнить себя красотой и поделиться с другими. - Ребята, я предлагаю продолжить исследования и попытаться проникнуть в некоторые тайны искусства. III. Работа по группам. Задания: Подобрать недостающие слова - глаголы, чтобы получилась рифма. 1. Осень пёстрая :::.(пришла) И рябины подожгла. Возле них дрозды снуют И плоды - огонь :::.(клюют) 2. ::. В роще листопад (бродит) По кустам и кленам, Скоро он :: в сад (заглянет) Золотистым звоном. Потерялась первая буква. 3. :синку красила :сень :синка мне нравится :чень. :на позолотой блистает, :дно только жаль - :блетает. 4. :леет за лесом закат :лые :исты к лесу летят. :стры зарделись на клумбах в саду :лые тени дрожат на пруду. Всем группам. Подобрать рифмы. Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем. :::::::.. листопад :::::::.. сад. - Осень - искусная чародейка с богатой палитрой красок. Такого разнообразия и буйства цвета нет ни у одного времени года. Это всё завораживает, пленит, очаровывает. Испытываешь необъяснимое счастье и лёгкую грусть. IV. Анализ художественных произведений. - Кто из великих русских поэтов искренне любил осень, был очарован ею? А.С.Пушкин. Унылая пора! - Поэт, как кисточкой - словом рисует очень яркую картину золотой осени. Давайте прочитаем стихотворение Д. Кедрина Осенняя песня - Какое настроение передаёт автор? - Какой образ вам особенно нравится и почему? - Кто такие духи осени? - Что позволило нам так ярко представить эту картину? - Каким приёмом пользуется поэт? (олицетворение) - Прочитайте стихотворение С.Есенина. - Назовите общие понятия, слова? - Одинаково ли пишут поэты? Как поэты говорят об осени? (Солнце спряталось за ситцевой Занавескою небес.) Д. Кедрин. Колесом за сине горы Солнце тихое скатилось. С. Есенин. Солнце реже смеётся: К. Бальмонт И редкий солнца луч. А.С.Пушкин - Для чего используются олицетворения? - Ребята, вы тоже побывали в роли писателей. Сочиняли истории, описывали осенние деньки. V. Творческий отчёт групп. (Приложение 1) - Слово вам, издатели книги. (Выступление детей). - Спасибо за труд. Художники - Не только поэты, но и художники в разное время создавали замечательные картины, изображая осень. (Три картины: Левитан, Поленов, Остроухов) Выступления детей: 1. Илья Семенович Остроухов (1887г.) изобразил два старых клена и несколько тоненьких молодых деревьев, опавшие ажурные кленовые листья. В глубине все сливается с ярким золотом осенней листвы. Всё пронизано лёгкой туманной дымкой. Лес засыпает, но он живой. Сороки скачут по дорожке. Мы как - бы оказались в самой чаще леса. 2. Василий Дмитриевич Паленов (1893г.) Мы видим излучину реки, высокий берег, поросший лесом, и даль до самого горизонта. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют всё вокруг спокойным, ровным светом. Поляна с протоптанной тропинкой, молодые берёзки в золотых одеждах, кое - где краснеют листья осени. Очень хочется побродить по этой дорожке, подышать осеннем воздухом. 3. Левитан изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов. Слева - берёзовая роща, справа - лишь отдельные деревья, вдали - осенние леса. Небо синее, ясное, покрытое легкими облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя. - Что объединяет все картины? - Есть ли сходство в описании природы поэтами и художниками? - Какие строчки из стихотворения больше всего выражают содержание картин? - Лес, точно терем расписной: И.Бунин. - Что изображали вы на своих рисунках? - Кому машет дерево последним листом? - В хрестоматии мы нашли продолжение данного произведения. И. Бунин Листопад :Последний день в лесу встреча Музыканты - Природа и музыка - эти два слова просто неотделимы друг от друга и чем - то очень похожи. - Когда впервые звучала музыка? - Первые рассветные лучи звенят росинками на цветочных полянах, малиновый закат наполняет вечер своими плавными звуками, музыка звучала, звучит, и будет звучать там, где светит солнце, там, где опадают на остывшую землю позолоченные осенью наряды каштанов и кленов. Там, где небо распахнуло для журавлиного полёта. Выступления детей: Наши исследования были бы не столько яркими, если бы мы не обратились к творчеству русского композитора П.И.Чайковского. чудесные картины русской природы не могли не найти отклика в чуткой душе музыканта. Слушаем музыку. (Анализ услышанного). Фортепианные пьесы Времена года композитор писал в течение 1876 года. У каждого времени года своя музыка. И мелодии любого месяца хороши по - своему. Осень радует нас спелыми сочными красками дер...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.02.23 | Просмотров: 939
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|