Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Получение кислорода. Понятие о катализаторах (методическая разработка урока для 8-го класса) - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Получение кислорода. Понятие о катализаторах (методическая разработка урока для 8-го класса)


Автор(ы): Голованова Галина Яковлевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Урок “Получение кислорода. Понятие о катализаторах” подготовлен для VIII класса и проводится при изучении темы "Кислород. Оксиды" в курсе химии.
В работе используется учебник "Химия-8" Кузнецовой Н.Е. и Титовой И.М.
Урок разработан в форме исследования с целью получения новых знаний с использованием проблемного и дифференцированного подходов. Форма урока выбрана не случайно. Проблема получения кислорода значима для учащихся, достаточно сложна, но посильна для изучения восьмиклассниками под руководством учителя. Учитель направляет с помощью вопросов мысль учащихся, приводит к осуществлению вывода о необходимости теоретических знаний для объяснения различных природных явлений.
Перед уроком были запланированы для приобретения учащимися познавательного опыта предварительные учебные мероприятия (творческие задания, долгосрочный эксперимент).
Основная цель урока - научить восьмиклассников получать кислород в лаборатории, познакомить их со способами получения кислорода в промышленности и в природе, сформировать у учащихся понятия "катализатор" и "каталитическая реакция", дать представление о роли катализаторов в современной жизни, научить вести диалог, делать выводы. Особое внимание уделяется тому, чтобы восьмиклассники научились работать с опорными сигналами и учебно-инструктивными картами.
Содержание урока включает не только химический, но и исторический, биологический, экологический, эстетический компоненты, которые соотнесены с интересами и возрастными особенностями учащихся.
На уроке планируется продолжить развитие умений и навыков проведения химического эксперимента, познавательного интереса к предмету. Урок должен продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде.
В процессе проведения урока учитель использует демонстрационный и лабораторный эксперимент.
Демонстрационный эксперимент:
  1. Получение кислорода разложением перекиси водорода в присутствии катализатора.
  2. Получение кислорода разложением перманганата калия.
  3. Получение кислорода разложением нитрата калия.
  4. Доказательство фотосинтеза.
  5. Горение в кислороде серы, фосфора, угля.
Лабораторная работа: Получение кислорода разложением перекиси водорода при нагревании и доказательство его наличия.
Оборудование:
  • Приложение № 1 (компьютерная презентация для усиления и облегчения восприятия изучаемого материала и самоконтроля выполненных заданий);
  • Приложение №2 (раздаточный материал "Учебно-инструктивные карты"), портреты ученых, выставка творческих работ учащихся;
  • Приложение № 3 (опорный сигнал " Кислород");
  • прибор для получения кислорода, кристаллизатор с водой, цилиндр для сжигания веществ, ложка для сжигания веществ, лучина, спиртовка, спички, тигельные щипцы, водное аквариумное растение.
На столах учащихся:
  • пробирка с гидроперитом,
  • пробиркодержатель спиртовка,
  • спички,
  • лучина,
  • пробирка с оксидом марганца (IV).
Реактивы:
  • перманганат калия,
  • нитрат калия,
  • гидроперит (таблетки),
  • оксид марганца (IV),
  • древесный уголь,
  • сера,
  • фосфор.
Место проведения: школьный кабинет химии.
Эпиграф:
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знания на деле ...
Аристотель
План урока.
I. Мотивационно-ориентировочный этап.
1. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.
2. Постановка целей урока.
II. Операционно-исполнительский этап.
1. Прогнозирование способов получения кислорода.
2.Изучение способов получения кислорода, экспериментальная проверка некоторых способов.
а) получение кислорода в природе.
б) получение кислорода в промышленности.
в) получение кислорода в лаборатории:
- способ Дж. Пристли, способы сбора кислорода,
- способ получения кислорода из перманганата калия,
- получение кислорода из гидроперита, разложение гидроперита в присутствии катализатора и без него,
- получение кислорода из нитрата калия,
- обсуждение возможности получения кислорода из хлората калия и воды.
III. Оценочно-рефлексивный этап.
1. Контроль и самоконтроль, работа с опорными сигналами.
2. Выводы.
3. Домашнее задание.
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировачный этап.
1. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.
Учитель.
В Англии на одной из площадей г.Лидса стоит бронзовая скульптура молодого красивого человека в модном костюме XVIII века. Поворот головы, пристальный взгляд выражают внимание и терпеливое ожидание результата. В правой руке он держит линзу, а в левой – тигель с “ртутной окалиной”. Этот известный химик запечатлен в момент проведения знаменитого опыта… О каком опыте идет речь?
Учащиеся обсуждают следующие вопросы:
  1. Какие еще ученые работали с кислородом?
  2. Кто из ученых доказал, что кислород – простое вещество?
  3. Охарактеризуйте кислород – химический элемент?
  4. Постановка целей урока. Учитель предлагает обсудить план урока, сформулировать цели работы.
II. Операционно-исполнительский этап.
1. Прогнозирование способов получения кислорода.
Учитель:
Тема сегодняшнего урока: "Получение кислорода.
Понятие о катализаторах".
Пользуясь опорным сигналом, попробуйте предположить, из каких веществ можно получить кислород, простых или сложных; что объединяет эти вещества? При каких условиях происходит выделение кислорода из данных веществ? К какому типу химических реакций можно отнести процессы получения кислорода? (Приложение № 1).
Учащиеся предполагают, что кислород можно получить из сложных веществ, содержащих в своем составе кислород, при нагревании, в результате разложения этих веществ.
2. Изучение способов получения кислорода, экспериментальна проверка некоторых способов.
а) Получение кислорода в природе.
Учитель: В своих домашних творческих работах почти все вы написали: "Для сохранения чистого воздуха, если бы я был мэром города Новый Оскол, я бы приказал озеленять улицы, сажать деревья, цветы во дворах, разбивать скверы и парки." (Зачитывается одна из творческих работ учащихся учитель обращает внимание восьмиклассников на выставку мини-сочинений, рисунков их товарищей на тему: "Что бы я сделал для сохранения чистого воздуха в Новом Осколе.")
Ученик-лаборант демонстрирует результаты эксперимент "Доказательство фотосинтеза", заложенного накануне урока. Учащиеся рассматривают аквариумное растение в сосуде с водой, накрытое сверху стеклянным колоколом, и отвечают на вопросы:
  1. Какую роль выполняют зеленые растения?
  2. Почему в стеклянном колоколе собирается газ? Какой это газ?
  3. Какой химический процесс происходит в зеленом растении?
  4. Какие условия необходимы для Фотосинтеза? (Приложение № 2, компьютерная презентация)
Вывод: в природе кислород получается в процессе фотосинтеза из углекислого газа и воды в хлоропластах на свету.
б) Получение кислорода в промышленности.
Самостоятельная работа.
Пользуясь инструктивной картой, сделайте предположение, как получают кислород в промышленности?
Ответьте на вопросы:
  1. На каком свойстве газообразных кислорода и азота основано их разделение?
  2. Каким способом - физическим или химическим - можно разделить смесь кислорода и азота? (Приложение № 2, компьютерная презентация).
Вывод: температура кипения азота ниже чем у кислорода, поэтому при охлаждении воздуха до -1830 С кислород превращается в синюю жидкость, а газообразный азот испаряется. Это физический способ разделения смесей.
в) Получение кислорода в лаборатории.
Учитель:
Существует несколько способов получения кислорода в лаборатории. Джозеф Пристли получал кислород из "ртутной окалины" - оксида ртути (II).
Учащиеся записывают уравнение химической реакции, указывают условия её протекания.
2 НgО—>2 Нg+ 02
Далее учитель предлагает школьникам задание:
  1. Пользуясь схемой на слайде, обсудите, каким из указанных способов можно собрать кислород в лаборатории?
  2. На каких физических и химических свойствах кислорода основан ваш выбор?
(Приложение № 2, компьютерная презентация).
Вывод: кислород можно собрать в перевернутую вниз дном пробирку (потому что он тяжелее воздуха) и над водой (потому что этот газ не реагирует с водой и почти не растворяется в ней).
После обсуждения способов сбора кислорода учитель проводит демонстрационный эксперимент "Получение кислорода разложением перманганата калия и собирание его над водой", "Сжигание в кислороде серы и фосфора".
Учащиеся обсуждают наблюдаемые явления, записывают уравнения химических реакций, указывают условия и признаки их протекания.
2 КMnО4 —> К2МnО4 + МпО2 + 02
S + 02 —>SO2
4Р + 502 —> 2Р2O5
Учитель предлагает восьмиклассникам снова обратиться к опорному сигналу (Приложение № 1) и подумать, из каких еще веществ можно получить кислород. На основании анализа опорного сигнала, восьмиклассники делают вывод, о том, что можно получить кислород, нагревая перекись водорода.
Работая в группах по двое, учащиеся выполняют лабораторную работу "Получение кислорода из гидроперита при нагревании" (Приложение № 3). В пробирку помещают немного, на кончике шпателя, размельченного пергидроля и осторожно нагревают. Проверяют выделяющийся газ тлеющей лучиной, в результате чего убеждаются, что образуется именно кислород. Затем учащиеся нагревают в пробирке немного оксида марганца (IV) и отмечают, что в этом случае не наблюдается никаких признаков химической реакции. С помощью учителя, а, также используя слайд из компьютерной презентации, восьмиклассники записывают уравнения химической реакции.
Учитель предлагает изменить условия проведения эксперимента с гидроперитом. Демонстрируется опыт "Получение кислорода из гидроперита в присутствии катализатора". В ходе эксперимента ученики наблюдают выделение кислорода при добавлении к измельченному пергидролю оксида марганца (IV) без нагревания. Создается проблемная ситуация. Учитель задает вопрос: какую роль играет оксид марганца (IV) в данном процессе?
Учитель сообщает восьмиклассникам, что в данном случае оксид марганца (IV) играет роль катализатора.
Для того чтобы понять, как работает катализатор, учитель предлагает познакомиться с арабской притчей, кото...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.02.23 | Просмотров: 1045

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340