Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Решение логических задач
Автор(ы): Гаврилова Екатерина Михайловна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В учебниках по информатике в разделе “Логические задачи” предлагаются всегда очень много однотипных задач, которые, к сожалению, не несут в себе дополнительной образовательной функции. Поэтому я решила составить задачи, которые знакомят нас с историей, тем самым происходит интеграция двух дисциплин – истории и информатики. Так как эта тема мной давалась за неделю до Нового года, я решила затронуть историю Нового года. Ребятам всегда интересно узнавать что-то новое и не обязательно относящееся к данному предмету. Предлагаю конспект урока на тему “Решения логических задач”, а также дополнительные задачи для самостоятельной работы. К конспекту прилагается презентация. Цели: Образовательные: Познакомить с тремя способами решения логических задач. Познакомить со схемой решения логических задач. Познакомить с историей Нового года. Закрепить практические навыки решения логических задач с помощью задач для самостоятельной работы. Развивающие: Способствовать развитию логического мышления. Способствовать развитию памяти, внимания. Научить правильно рассуждать, уметь давать ответы на поставленные вопросы. Воспитательные: Способствовать воспитанию аккуратности, терпению. Способствовать культурному и интеллектуальному развитию учеников. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: проектор, учебные материалы, листы с задачами. ХОД УРОКА Мотивация учащихся Конец декабря - любимое время года, когда ощущение праздника просто витает в воздухе, предвосхищая Новый год, праздник который, приносит в наш дом очарование сказки, ожидание чуда и запах еловых веток. Что мы знаем о Новом годе? Знаете ли вы, когда стали праздновать Новый год с 1 января? Давайте проследим историю этого праздника. Но прежде чем приступить к исследованию истории Нового года, давайте повторим основные определения по теме “Логика”. - Что такое логика?
- Что такое алгебра логики?
- Логическое высказывание – это...
- Что такое простое и сложное логическое высказывание?
- Логические операции?
- Законы алгебры логики
- Логическая формула
- Упрощение логических формул
Исследовать историю Нового года поможет тема сегодняшнего урока “Решение логических задач” (работа с проектором, презентация). Мы сегодня познакомимся с тремя способами решения логических задач. Существует три способа решения логических задач: Средствами алгебры логики. Табличный. С помощью рассуждений. Прежде, чем приступать к решению задач, необходимо процесс решения логических задач разбить на этапы. Схема решения логических задач: Изучается условие задачи. Вводится система обозначений. Составляется логическая формула. Определяется значения логической формулы. А теперь, давайте приступим к решению задачи, которая раскроет нам историю возникновения Нового года. Задача №1 “История Нового года” (условие задачи читает вслух учащийся): Три друга обсуждали историю Нового года и каждый сказал следующее: - Празднование Нового года с 1 января установили во Франции в 45 году до Рождества Христова (Юлием Цезарем).
- Празднование Нового года с 1 января установили римляне в 1659 году указом Карла IX.
- Празднование Нового года с 1 января установили во II веке и не французы.
Оказавшийся рядом знаток истории сказал, что каждый из них прав только в одном из двух высказанных предложений. Где и в какое время было установлено празднование Нового года с 1 января? Для решения данной задачи надо пользоваться средствами алгебры логики. Решение задачи № 1 осуществляется вместе с учащимися, процесс решения отображается на экране. Подводим итог. Рекомендуется после этой задачи провести физкультминутку (1-2 упражнений на снятие усталости). Можно показать слайд с черной розой на белом фоне и попросить учащихся закрыть лицо ладошками и мысленно прорисовать эту розу. После снятия утомляемости приступаем к решению задач № 2, 3. Задача № 2 “Новогодний костюм” (условие задачи читает вслух учащийся): На новогодний праздник три друга – Евгений, Николай, Алексей, выбрали себе костюмы трех богатырей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича. Известно, что: - Евгений – самый высокий.
- Выбравший костюм Добрыни Никитича меньше ростом, чем выбравший костюм Ильи Муромца.
- Алексею не подошел костюм Добрыни Никитича.
- Ни у одного из друзей имя не совпадает с именем богатырей, выбранных костюмов.
Какой костюм выбрал каждый из друзей? Для решения данной задачи надо использовать табличный способ. Решение задачи № 2 осуществляется вместе с учащимися, процесс решения отображается на экране. Подводим итог. Дальше сразу приступаем к решению задачи № 3. Задача № 3 “Новогодний подарок” (условие задачи читает вслух учащийся): Известно, что на одной двери надпись истина, а на другой ложь. Если надпись на первой двери - "за этой дверью есть подарок", а на второй двери - “подарок за обоими дверьми", то: 1) подарок за обоими дверьми; 2) подарок только за второй дверью; 3) подарка нет ни за одной дверью; 4) подарок т...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.02.24 | Просмотров: 853
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|