Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Исследовательская работа учащихся при изучении курса Экология и охрана природы (9–11-е классы) как одна из форм организации учебного процесса - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Исследовательская работа учащихся при изучении курса Экология и охрана природы (9–11-е классы) как одна из форм организации учебного процесса


Автор(ы): Калинина Татьяна Викторовна, учитель экологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основное требование средней школы — научить каждого, что, на мой взгляд, маловероятно, но вот научить ученика, желающего получить знания, это просто обязанность учителя. Выпускник школы сможет найти свое место в рыночной среде лишь в том случае, если кроме знаний, умений и навыков мы сможем привить ему желание и умение находить выход из ситуации, делать правильные выводы самостоятельно. Поэтому задачей учителя является формирование опыта и навыков самостоятельной работы у учащихся. Имеется в виду мотивационная основа деятельности ученика, основа, порождающая познавательную активность. К сожалению, многими учащимися не осознаётся значимость предлагаемого им процесса познания Воспитание уважения и интереса к процессу познания, осознания значимости этого процесса – длительная и кропотливая работа, связанная с созданием атмосферы самостоятельной работы в учебном заведении.
Правильно организованная самостоятельная работа служит главным путем превращения полученных знаний в убеждения и навыки, выступает важным фактором в развитии умения учиться, заниматься самообразованием, то есть является как средством, так и целью обучения. Самостоятельная работа включает воспроизводящие и творческие процессы в деятельности учащихся.
Система самостоятельной работы обеспечивает каждому учащемуся возможность самореализации. Овладение этим мастерством зависит от индивидуальных особенностей ученика, его предшествующей подготовки, мотивации к совершенствованию, обеспечивая самостоятельность добычи знаний. Стремление к активной самостоятельной деятельности – одна из фундаментальных потребностей личности. Такое стремление к самостоятельности лежит в основе формирования способности ученика к самоуправлению учением. Необходимо отметить, что значительная часть учащихся учится ниже своих возможностей из-за отсутствия навыков самостоятельной работы. Поэтому нужно использовать особенности предмета так, чтобы помочь учащимся спланировать самостоятельную работу и сформировать общие умения и навыки самостоятельной работы. В учебном процессе общеобразовательной школы выделяется два вида самостоятельной работы: классная и внеклассная.
К самостоятельной работе в классе относятся умение слушать и записывать материал урока, критически оценивать работу, выступления товарищей на семинарах, групповых занятиях, конференциях, продумано и творчески строить свое выступление, доклад, рецензию, решать учебные задачи проблемным, творческим способом. К внеклассной самостоятельной работе относятся: умение работать с книгой (конспектом), документами, первоисточниками, доработка и оформление записей по лекционному материалу, проработка материала по учебникам и другим источникам информации, выполнение рефератов, подготовка к семинарам, участие в различных исследованиях и обработке их данных, анализ проблемных ситуаций по учебной или исследовательской теме, подготовка к деловым играм, подготовка к зачетам и экзаменам.
Материалы для самостоятельной работы учащихся составлены с учетом различного уровня знаний и умений учащихся и в зависимости от этого выделают следующие уровни самостоятельной работы:
  • Репродуктивный (уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся ограничивается рамками воспроизводящей деятельности);
  • Реконструктивный уровень (работы, где надо произвести простейший анализ условия и выбрать из известных способов нужный);
  • Вариативный уровень (включает задачи, подобные которым не решались ранее, учащимся необходимо применить знания в новой, незнакомой ситуации);
  • Творческий, поисковый уровень (задачи, в которых надо проявить инициативу, догадку, умение логически рассуждать в нестандартной ситуации).
Такая классификация дает возможность дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей каждого и компоновать их по-разному: или с последовательным нарастанием трудности, при этом учащиеся сами выбирают, какое задание они будут выполнять.
Педагогический поиск нестандартных форм организации учебного процесса в школе привел меня к необходимости приобщения учащихся к исследовательской работе, которая позволяет пробовать свои силы и возможности, способствует формированию научного экологического мышления.
Задачи исследовательской работы:
  • повышение знаний и умений, повышение научного уровня экологического образования учащихся;
  • углубление полученных знаний,
  • развитие творческой активности, самостоятельности.
  • развитие интереса к исследованию окружающей среды;
  • освоение методов исследования при выполнении комплексных экологических заданий.
Один из способов, призванных решению эти...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1706

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340