Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Краеведение на уроках русского языка - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Краеведение на уроках русского языка


Автор(ы): Желнина Ольга Васильевна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение
Работа по краеведению ведётся в рамках государственной программы “Патриотическое воспитание граждан в 2001-2005 гг ” и в рамках областной программы по организации краеведческой работы со школьниками “Мой Калужский край”.
Цель программы по изучению Калужского края определена в документах:
  • активизация знаний школьников о краеведении как науке и о калужском крае;
  • распространение знаний о краеведении Калужского края среди школьников района и области;
  • развитие умения узнавать памятники истории и культуры, независимо от того, где они находятся- в музее, дома, на улице;
-формирование у школьников стремления к сохранению природы, бережного отношения к окружающей среде, а также к сохранению культурного наследия края.
Вопрос о месте краеведения в современной школе, перспективах её вхождения в базисный учебный план, о значимости краеведческих знаний в обучении и воспитании школьников актуален и сегодня. Работа об использовании краеведческого материала в процессе изучения русского языка включает как теоретический материал, так и практический.
К вопросу о методической помощи
Краеведческий материал на уроках русского языка - это тема многих публикаций в методических газетах и журналах разных лет .
Немало специальных методических пособий по использованию краеведческих материалов в процессе обучения школьников русскому языку содержат советы использовать материалы: тексты о природе и истории родного края, писателях и деятелях искусства и в опубликованной в журнале “Русский язык в школе” статье “ Краеведение на уроках русского языка” автор А.Ф.Макеев (Камчатская обл.) даёт краткий анализ литературы по использованию краеведческих материалов в процессе изучения русского языка и приводит читателей к убеждению, что необходимо шире использовать на уроках русского языка не только общекраеведческие, но собственно лингвокраеведческие материалы. Немало специальных методических пособий по использованию краеведческих материалов на уроках русского языка содержат советы использовать материалы: тексты о природе и истории родного края, писателях и деятелях искусства и культуры.
В 60-е годы появились книги:
В.А.Магин “Организация краеведческой работы по русскому языку”(Ростов-на-Дону,1966), Е.А.Хоменко “Пособие по использованию краеведческого материала на уроках русского языка (Красноярск,1969)”, Р.С.Иткин “Краеведческий материал на уроках русского языка” (Воронеж,1970) и другие. С конца семидесятых годов издаются книги с рекомендациями использовать при изучении русского языка конкретные материалы, как общего (нелингвистического), так и лингвистического краеведения. В 1989 году в Воронежском университете издано учебное пособие А.К.Соколовой “Практикум по русскому языку (На материале краеведения)”, издана позднее и книга дидактических материалов для учащихся 5-9 классов “Краеведение на уроках русского языка” (Мурманск,1993). В этом первом краеведческом пособии по русскому языку для учащихся представлены в основном материалы общего краеведения . Выходные данные указанных книг “говорят” о том, что нет возможности использовать их многим учителям.
Поиски нового материала.
Опубликованные материалы говорят и о многообразии исканий педагогов, которых волнуют проблемы развития краеведения, краеведческого движения и вопросы преподавания краеведческих знаний. И немало вопросов задаёт себе творческий учитель. Как развить стремление школьников к краеведческим знаниям ? Как в повседневной (академической) деятельности помочь увидеть, заметить, понять такие вещи, такие явления, о существовании которых он не задумывался раньше.
Проект.
В поисках ответа на тот или другой вопрос, был создан автором данной работы проект “Повышение творческой активности педагогов”.
Цель проекта: - активизировать деятельность учителей в плане самостоятельного создания необходимых пособий .
Важно дать творческий импульс учителю: не дожидаясь полного обеспечения всех школ разнообразными пособиями, учитель может самостоятельно “обеспечить” свои уроки разнообразными краеведческими материалами. Краеведческая работа-общее дело как учителя географии, истории, так и учителей других предметов.
Краеведение - это свободная школа познания мира, без однообразного заучивания, зубрёжки параграфов, без забывания и других проблем, с которыми сталкивается любой школьник, какого бы возраста он ни был . Можно всё знать назубок, но при этом оставаться равнодушным.
В рамках указанного проекта проведена кропотливая работа:
  • по обобщению собранного в течение десятилетий материала;
  • по сбору новых источников (литературных, архивных, исторических);
  • по систематизации собранного краеведческого материала;
  • по распределению его в тематические папки;
  • по созданию пособий в помощь учителю.
Форма подачи материала.
Ценность и важность работы определяется тем, что не только собран разнообразный материал, но самое главное- найдена и форма подачи, которой придаётся некоторое композиционное единство.
Путешествие - в мир книги “Изучай родной край”
- к водопаду Гремячий
- в национальный парк “Угра”
- Спас-Прогнанье, Троицкое
Устный журнал “Имя дома твоего” Топоним и имя собственноеТопонимы как отражение природных особенностей природных особенностей
Жуковского района
Словообразование и топонимика
Угро-финские слова на карте района
Викторина - лингвистическая
- археологическая
- историческая
- природоохранная
Красота географического названияОгубское городище
Моя родословная.
“Калужские засеки”
Направления в работе.
Многообразие и разноплановость краеведческих знаний (краеведение историческое, географическое, литературное, мемориальное, биологическое и др.) дали общие направления в работе по систематизации полученных данных .
Для отбора текстового материала были и определены критерии (важность, доступность, актуальность, занимательность). По В.И.Далю, занимательность- “занимающий других или привлекающий внимание, интересный, заманчивый, привлекательный или любопытный”, по современному словарю синонимов , “увлекательность, занятность”. ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.03.04 | Просмотров: 789

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340