Главная / Методические материалы / Преподавание информатики
Тема урока: Линейный вычислительный алгоритм
Автор(ы): Скрипкина Юлия Владимировна, учитель информатики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение. К моменту данного урока учащиеся знакомы со следующими понятиями: алгоритм, виды алгоритмических конструкций, исполнитель, система команд; имеют навыки составления несложных алгоритмов разных типов и представления их на языке блок-схем. Учебник: И.Семакин и др. “Информатика. Базовый курс 7 – 9”, БИНОМ. Лаборатория знаний 2004 г. Цели урока. - Закрепить введенные ранее понятия “величина”, “переменная”, “операция присваивания”, “команда присваивания”.
- Отработать навыки работы с переменными, командой присваивания.
- Познакомиться с понятием “трассировка”.
- Рассмотреть возможности оптимизации алгоритма за счет уменьшения количества переменных на вычислительных задачах.
- Получить начальные сведения о языке программирования Pascal.
Оборудование и материалы к уроку. Демонстрационное оборудование (мультимедийный или оверхед проектор, экран), функционирующая локальная сеть; программное обеспечение: электронные тестирующие программы (или другие средства организации тестирования), среда программирования Borland Pascal, средства просмотра презентаций. Подготовка к уроку. - Презентация (демонстрационные слайды) для повторения материала (файл – приложение 1. pps ).
- Электронный тест “Алгоритм. Величина. Переменная” подготовлены (ярлыки на рабочем столе) (файл – приложение 2. xls).
- Раздаточный материал – трассировочные таблицы (файл – приложение 3.doc).
- Текст задачи для проекции на доске (файл – приложение 4.doc).
- Текстовый файл с программным кодом (файл – приложение 5.txt).
План урока. - Орг. момент.
- Актуализация знаний – обсуждение домашнего задания, тренировочные упражнения.
- Тест.
- Решение задачи с использованием трассировочной таблицы.
- Модификация задачи, устный анализ задачи.
- Анализ задачи, записанной на Паскале, выявление закономерностей, запуск.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
1. Орг. момент. 2. Актуализация знаний. (5 – 7 минут) На прошлом уроке мы приступили к изучению основ программирования, вспомнили некоторые понятия из темы “Алгоритмизация”, познакомились с новыми. Проверяем домашнее задание (№ 8, 9 к п. 12.1 учебника, № 8 – устно, № 9 – у доски). Вспомним основные понятия, с которыми мы работали на прошлом уроке. - Как называется отдельный информационный объект, обрабатываемый ПК?
- Назовите основные характеристики величины?
- На какие 2 класса подразделяются величины?
- Любое ли словосочетание может быть именем переменной?
- Как переменная получает свое значение?
Давайте рассмотрим конкретные примеры – открыть файл презентации приложение1.pps (демонстрационные слайды). //Удобно, если есть возможность демонстрировать слайды на доску – тогда в заготовленных таблицах можно сразу писать варианты ответов.// 3. Тест (8 вопросов 6 минут, см. файл приложение2.xls). 4.Сегодня мы подробнее познакомимся с “Линейными вычислительными алгоритмами”. Процесс решения вычислительной задачи – процесс последовательного изменения значений переменных. В итоге – в определенных переменных получается искомый результат. Переменная величина получает значение в результате выполнения команды присваивания или команды ввода. Присваивание является важнейшей операцией в алгоритмах, работающих с величинами, поэтому остановимся на ней подробнее. Давайте решим задачу. У вас на партах лежат листы (файл – приложение3.doc), где сформулирована задача №1. //На доску проецируется содержимое файла приложение4.doc//. ЗАДАЧА 1. Написать алгоритм вычисления у по формуле: y=1-x2+5x4, где х – данное целое число. Учесть следующие ограничения: - можно использовать только операции сложения, умножения, вычитания;
- в каждом выражении можно использовать только 1 операцию.
В таблице запишите результат каждого действия (выполните трассировку) при х = 1; 2; 3. - Что дано? (значение х)
- Что требуется найти? (значение у)
- Каков тип этих величин?
- Сколько переменных нам потребуется для решения задачи (как минимум 2)?
Давайте для наглядности воспользуемся дополнительными (промежуточными) переменными, в которых будем хранить результат каждого действия. Необходимые действия запишем в таблицу: действие | Ввод х | A:=x*x | B:=1-A | C:=A*A | D:=5*C | Y:=B-D | Вывод y | Выполним трассировку нашего алгоритма, то есть подставим некоторые значения х и выполним действия. Например для х=1. Обратите внимание: пока переменной не присвоено конкретное значение, она остается неопределенной! Самостоятельно выполните трассировку для х=2 (1 человек у доски) и х=3 (самостоятельно на листочках). 5. Усовершенствуем нашу задачу таким образом, чтобы использовались лишь 2 переменные – х и у. Как это сделать? //Скорее всего, будут предложены разные варианты//. действие | Ввод х | X:=X*X | Y:=1-X | X:=X*X | X:=5*X | Y:=Y+X | Вывод y | Новое присвоенное значение переменной заменяет ее предыдущее значение! Все эти ключевые факты сформулированы на ваших листочках. Сделайте трассировку для х=1 и х=2, проверьте, что результаты совпадают. 6. Очевидно, что при вычислении значения у уже при х=3, мы испытываем некоторые трудности при вычислении. Возникает закономерное жела...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.03.04 | Просмотров: 967
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|