Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Организация лингвистического отряда на базе пришкольного летнего лагеря дневного пребывания - Преподавание иностранных языков - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание иностранных языков

Организация лингвистического отряда на базе пришкольного летнего лагеря дневного пребывания


Автор(ы): Инкина Инна Ильинична, учитель английского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Ежегодно во время каникул в нашей школе организуется лагерь дневного пребывания для школьников. В лагере дети занимаются в различных кружках детского творчества, участвуют в соревнованиях и разнообразных конкурсных программах. Наблюдая за летним отдыхом детей, я пришла к выводу, что пришкольный лагерь дает прекрасную возможность обучать английскому языку школьников в игровой форме, используя техники и приемы, для которых на уроке не всегда находится время. Следует отметить, что большую часть отдыхающих в лагере составляют младшие школьники, которые, как известно, имеют очень высокую мотивацию к изучению иностранного языка, но занимаются им всего лишь два раза в неделю. И ежедневная практика, особенно в привлекательной и интересной детям форме, в условиях отдыха позволяет не только закрепить языковой материал, усвоенный в течение учебного года, но и способствует формированию у детей коммуникативной компетенции.
Обучая английскому языку на уроке или во внеурочное время, я всегда стараюсь задействовать все способности детей и все каналы восприятия, которыми они обладают: зрительный, слуховой, эмоциональную и эстетическую память, использую упражнения, которые не только тренируют интеллект, но вовлекают чувства, ощущения, жесты, мимику, движение, воображение, взаимоотношения с другими людьми. К сожалению, в условиях урока это не всегда бывает осуществимо в полной мере. А во время отдыха нет необходимости заботиться о прохождении программы, о накоплении отметок, можно дать возможность каждому ребенку чувствовать себя успешным вне зависимости от того, правильно ли грамматически и фонетически он отвечает.
Во время учебного года в рамках проектной деятельности учениками восьмых и девятых классов была проделана предварительная подготовка к открытию лингвистического отряда. Одна группа старшеклассников организовала рекламную кампанию, конкурс на лучшее название отряда и девиз, другая группа изготовляла различные пособия для игровой деятельности. Дети с удовольствием записывались в лингвистический отряд, даже те, кто в школе изучает немецкий язык. Отряд назвали “Eagles”, the motto was “Eagles are brave, eagles are high, eagles fly to the sky”. Радости и гордости не было границ, когда лидер отряда на общей линейке перед всем лагерем рапортовал старшему вожатому по-английски. Хочу отметить, что в отряде была значительная часть детей из неблагополучных семей, конфликтных, слабоуспевающих, но они с огромным интересом и даже азартом принимали участие в играх, групповой деятельности.
В основу работы была положена технология “Утреннего Сбора”, которая успешно применяется педагогами дошкольного образования и в начальной школе во всем мире. Ее целью является не столько традиционное образование (понимаемое как набор знаний и учебных навыков), сколько развитие социальных умений и навыков, способности участвовать в жизни гражданского общества. Практика “Утреннего Сбора” позволяет в полной мере осуществить личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Данная технология направлена на то, чтобы научить детей делать выбор, брать на себя ответственность за свои решения, искать творческие подходы, уважать индивидуальные особенности и способности своих одноклассников, уметь работать в команде, мыслить критически и независимо. “Утренний Сбор” прост в организации, он позволяет создать Сообщество учащихся, установить ответственное и заботливое отношение учеников друг к другу, такую атмосферу в отряде, в которой легко и уютно существовать каждому.
В основе практики “Утреннего Сбора” лежат способность к сотрудничеству и дружба, забота друг о друге, свободный обмен идеями и опытом. Это основа групповой работы. “Утренний Сбор” это спланированная, структурированная акция, играющая важнейшую роль в ежедневной работе по организации классов заботы и ответственности. Учителя признают значение “Утреннего Сбора” в жизни учеников и отводят по 20-25 минут в начале дня, для того, чтобы установить позитивный настрой в своих классах на весь школьный день”. [с.7,1] В условиях школы весьма проблематично осуществлять подобную практику в учебное время, тем более для обучения учебному предмету, но она эффективна для формирования способности общаться, то есть коммуникативной компетенции. Дети учатся слушать, что говорят другие, говорить так, чтобы другим было понятно, решать проблемы с помощью слов, договариваться и вносить свой вклад в общее дело.
В условиях работы лагеря лингвистическому отряду приходилось свои мероприятия согласовывать с режимом дня других отрядов. Часть “Утреннего Сбора” – приветствие и обмен информацией - проводилась после утренней линейки до завтрака, а групповую деятельность, подвижные игры, сказки и истории приходилось сочетать с кружковой работой, различными общелагерными мероприятиями.
“Утренний Сбор” традиционно состоит из четырех компонентов: приветствие, обмен информацией, групповая деятельность, ежедневные новости. Каждый из этих элементов позволяет ученикам осваивать целый ряд академических и социальных умений, развивает интеллектуальные и эмоциональные навыки каждого ребенка.
Приветствие – первый компонент “Утреннего Сбора”. Оно позволяет каждому ребенку почувствовать свою значимость. Все члены отряда приветствуют друг друга вежливо и уважительно, сидя в круге лицом друг к другу, обращаясь друг к другу по имени. Это позволяет установить дружелюбный, уважительный стиль отношений в группе. Слова приветствия каждый раз слегка изменяются, что позволяет тренировать различный языковой и речевой материал.
Приветствие может быть как вербальным, так и невербальным. Во время приветствия нужно обращаться друг к другу по имени, с уважением, учитель приветствует первого ребенка, показывая образец, затем этот ребенок обращается к следующему, пока каждый не будет назван по имени и каждого не поприветствуют. Существует множество веселых, занимательных приветствий: можно использовать прилагательные на букву имени, пантомимические изображения, песни, считалки, вербальные и невербальные приветствия, выбор зависит от возможностей детей.

Варианты приветствий

  • “Моего друга слева зовут…”, и весь отряд здоровается с тем ребенком, которого назвали.
  • Каждый по очереди выходит в круг и приветствует остальных по-своему, не повторяясь, остальные повторяют каждое предложенное приветствие.
  • Можно вырезать из желтой или оранжевой бумаги “солнышко” - круг и лучики, так чтобы лучики были отдельно. Расположить “солнышко” в центре, а лучики раздать детям. Каждый ребенок здоровается с тем на кого он направляет свой лучик, таким образом, видно с кем еще не поздоровались.
  • Можно приветствовать друг друга, передавая какой-нибудь предмет: игрушку, цветок.
  • Можно здороваться, изменяя очередность в круге: например, через одного человека в круге.
  • На карточках написать имена присутствующих. Каждый выбирает себе карточку и приветствует того, чье имя на ней написано.
  • Можно приветствовать “секретными” знаками – подмигнуть, моргнуть определенное количество раз. Каждый без слов приветствует так соседей, пока сигнал не обойдет всех и не вернется к первому отправителю.
  • Приветствуем по алфавиту, обращаясь по именам в алфавитном порядке, если кто-то ошибся, начинаем сначала.
  • Математическое приветствие: поприветствовать соседа и произнести условия задачи, учитель устанавливает предварительно критерии. Например, “Hello, Kate! One plus four.” Катя отзывается, приветствуя имя автора задачки и называя ответ.
Приветствие задает спокойный и доброжелательный тон для следующего компонента “Утреннего Сбора” – обмена информацией.
Во время этого этапа дети задают вопросы, обсуждают темы, которые их интересуют, чтобы больше узнать друг о друге. Выбирается несколько детей, которые будут отвечать, а остальные либо задают вопросы, либо комментируют услышанное. Для организации этого этапа заранее были приготовлены карточки с условными значками: вопрос и восклицательный знак. Эти карточки складывались в коробочку и дети сами вынимали по одной карточке. Если доставался вопросительный знак, ребенок должен был задать вопрос, если восклицательный – нужно было прокомментировать что-либо из услышанного или высказать свое мнение. Такая практика дает детям опыт публичного выступления, позволяет научиться слушать других, относиться терпимо к чужому мнению.
За этим относительно спокойным этапом следует третий компонент “Утреннего Сбора” – групповая деятельность. Нужно сказать, что поскольку все этапы проводились на английском языке, в 20-25 минут все четыре этапа никак не укладывались. Приходилось вместо групповой деятельности кратко сообщать ежедневные новости, то есть план на текущий день, объявлять тему дня, выбирать, а иногда назначать, персону дня, предлагать задания для выполнения в течение дня. Тема дня определяла выбор лексики для использования и тренировки. Например, если объявлялась тема “Животные”, то в групповой деятельности использовались рифмовки с названиями животных, были задания изобразить животное, рисовались плакаты о животных, а в конце дня подводился итог тому, что дети сделали и узнали.
Целью работы в группе является ее сплочение, поэтому в ней нет элемента соревновательности. Игры и упражнения помогают учиться кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Организуя групповую деятельность, важно включить в нее игры и упражнения, которые содержат: действия и движения, языковые игры и упражнения, математические игры и упражнения, естественно-научные эксперименты, а так же музыку, песни, стихотворения. Следует учитывать уровень подготовленности детей и их опыт участия в групповой деятельности.

Варианты групповой деятельности


  • Touch blue. Ведущий произносит команду. Каждый должен дотронуться до синего цвета на своей или чьей-то одежде, до любого предмета синего цвета. Дотрагиваться можно рукой, пальцем, локтем, головой, коленкой, бровями, любой частью тела. Затем ведущий...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.03.06 | Просмотров: 931

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340