Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Обобщающий урок-игра по русскому языку. Клуб знатоков Что? Где? Когда? . 6-й класс - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Обобщающий урок-игра по русскому языку. Клуб знатоков Что? Где? Когда? . 6-й класс


Автор(ы): Воркунова Ольга Михайловна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • обобщение изученного материала по русскому языку в 5-6 классах;
  • обучение умению приводить в систему языковые явления;
  • конструирование предложений и мини-текстов.
Оформление доски: эпиграф: “Язык всем знаниям и всей природе ключ, во всех словах содержится картина”. Г. Р. Державин.
На доску выносятся баллы, полученные командами в конкурсах.
I. Приветственное слово учителя.
Уважаемое жюри! Уважаемые участники! Уважаемые гости и болельщики!
Мы рады приветствовать вас на нашем КВНе. Этот урок является заключительным уроком по русскому языку в 6 классе. Разрешите представить вам наше авторитетное жюри…
Наши участники должны блеснуть знаниями, проявить находчивость, смекалку и сплочённость.
Максим Горький сказал, что “язык - это оружие, как ружьё у солдата. Чем лучше оружие, тем сильнее воин”. Вот и мы посмотрим, насколько вы сильные воины.
II. Представление команд.
III. Первый конкурс. Разминка.
Вопросы.
1. Какой буквы не было в кириллице? (А. Земля. Б. Слово. В. Червь. Г. Небо). (Г).
2. Кто является автором словаря, вышедшего в 1949году? (А. Даль. Б. Ушаков. В. Ожегов. Г. Щерба). (В).
3. К какой части речи относится слово “сколько”? (А. Местоимение. Б. Числительное. В. Существительное. Г. Союз) . (А).
4. Укажите степень сравнения прилагательного в предложении: “Петя умнее Маши”. (А. Простая сравнительная). (Б).
5. Кого считают основоположником русского литературного языка? (А. Державина. Б. Ломоносова. В. Пушкина. Г. Лермонтова). (В).
6. Кто является автором “Толкового словаря живого великорусского языка”? (А. Ожегов. Б. Ушаков. В. Якобсон. Г. Даль). (Г).
7. Какого грамматического признака не имеет имя существительное? (А. Падеж. Б. Степень сравнения. В. Склонение. Г. Нарицательность). (Б).
IV. Подведение итогов первого конкурса.
Слово учителя. Уважаемые участники!
Чтобы лучше узнать соперников, задайте по одному вопросу команде противника. (Несложные вопросы были подготовлены заранее. Эти вопросы и ответы не оцениваются).
V. Второй конкурс.
Слово учителя.
В. Г. Белинский говорил, что “человек боится только того, чего не знает. Знанием побеждается великий страх”. Вот и мы надеемся, что вы с помощью своих знаний бесстрашно будете двигаться вперёд. Условия конкурса. Вопросы по теме “Имя существительное”. На обсуждение даётся одна минута. Участники могут записывать вопросы.
Вопросы.
1. Могут ли существительные “вода, грязь, масло” употребляться во множественном числе? Приведите примеры. (Да. Минеральные воды, лечебные грязи, технические масла).
2. Какого рода существительные “тюль, шампунь, какаду, шимпанзе”? Составьте словосочетание. (Мужской род. Красивый тюль, мягкий шампунь, зелёный какаду, большой шимпанзе).
3. Назовите несколько одушевлённых существительных среднего рода. (Дитя, существо, чудовище, животное, насекомое).
4. Почему слова кувшин – кувшинка, графин – графиня не являются родными антонимами, как слова мальчик – девочка? (У них разные лексические значения).
5. Какого рода слова забияка, староста? Составьте с ними словосочетания. (Общего рода. Вредный (-ая) забияка, строгий (-ая) староста).
VI. Подведение итогов второго конкурса.
VII. Третий конкурс.
Слово учителя.
Перед началом третьего конкурса мне хотелось привести слова Д.С. Лихачёва. “Учиться хорошей интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо”. Вот так и мы, шаг за шагом проходим препятствия, встречающиеся у нас на пути. Следующий конкурс связан с темами “Имя прилагательное”, “Местоимение”, “Глагол”.
Вопросы.
1. Назовите как можно больше пословиц с качественными прилагательными-антонимами. (“Худой мир лучше доброй ссоры”, “Волос долог ум короткий”, “За одного битого двух небитых дают”).
2. Поставьте в творительном падеже: 40 секунд, 90 километров, 400тетрадей, 73 метра. Чем отличаются склонения порядковых и количественных числительных? (Сорока секундами; девяноста километрами; четырьмястами километрами; семьюдесятью тремя метрами. У количественных числительных изменяются все слова, у порядковых – только последнее).
3. Какое местоимение не имеет именительного падежа? (Возвратное местоимение себя).
4. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать, приходить, ложиться. (Сказать; поймать; прийти; лечь).
5. Образуйте повелительное наклонение глаголов вылезать, ехать, лечь. (Вылезай (не “вылазь”); поезжай (не “едь”, “ехай”); ляг (не “ляжь”).
6. Объясните, когда следует употреблять глагол “одеть”, а когда – “надеть”. (Одевают кого-нибудь).
VIII. Подведение итогов третьего конкурса.
IX.Слово учителя.
Зачитывается стихотворение.
Много слов на земле.
Есть дневные слова, –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова - словно суд, –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить....

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.03.07 | Просмотров: 914

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340