Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Культура речи, ее содержание, цели и задачи - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Культура речи, ее содержание, цели и задачи


Автор(ы): Терентьева Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 9 классе начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы мы видим во введении элективного курса
“Культура речи”. Введение данного курса поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся. Характер рассматриваемых вопросов предполагает использование активных форм обучения – лекций, семинаров, практикумов, что имеет большое значение для интеллектуального развития школьников. Данная элективная программа рассчитана на 34 часа. Изучение данного курса поможет школьникам:
  • научиться общаться и вести деловые беседы, правильно оформлять деловые бумаги,
  • слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, подавать реплики, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения,
  • участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение,
  • участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью.
  • свободно излагать в форме письма, статьи, эссе свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами.
Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления, общения, речи.
Курс предполагает собой сочетание знаний учащихся по русскому языку и литературе.
Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры.
Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка.
“Культура речи” – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Введение данного курса должно способствовать:
  • качественному повышению уровня речевой культуры;
  • формированию коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения).
  • расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства ;
  • формированию умений оценивать речевое поведение.
Содержание данного курса обеспечит выполнение функций: информирующей, обучающей, развивающей, справочной.
Распределение данного материала осуществляется на основе целостности и концентричности, который предполагает наращивание, углубление и расширение знаний и умений в общем объеме курса.
Обучение культуре речи основывается на развитии самостоятельности мышления, индивидуального творчества. Становление диалектического, критического мышления, сопровождающее изучение эталонов и образцов, поможет избежать слепого копирования будет способствовать реализации индивидуальных возможностей.
Ведущими формами и методами работы являются:
  • слушание и сжатое конспектирование 30-минутной лекции по курсу;
  • анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие вопросы к ней;
  • работа с толковыми, синонимическими, антонимическими, словообразовательными, орфографическими словарями.
  • упражнения по технике речи, выразительном чтении художественных произведений, произнесение собственных высказываний;
  • поэтапный анализ текста разных жанров и видов;
  • ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации публичного речевого мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Введение. Культура речи, ее содержание, цели и задачи.
Тема 2. Русская лексика и культура речи.
Слово и его лексическое значение. Иноязычные слова в современной русской речи Синонимы и речевая культура. Антонимы и речевая культура. Русская фразеология и выразительность речи. Слова- паронимы и точность речи. Крылатые слова в речи. Социальные диалекты и культура речи.
Тема 3. История развития норм русского литературного языка.
Тема 4. Нормы современной русской речи.
Основы русской орфоэпии. Нормы русского ударения. Трудные случаи употребления имен существительных. Имена собственные и нормы его употребления. Имена прилагательные и нормы его употребления. Имена числительные и нормы его употребления. Трудные случаи употребления местоимений. Употребление форм русского глагола. Синтаксические нормы и культура речи.
Тема 5. Культура письменной речи.
Русская орфография: нормы и варианты. Пунктуация как показатель речевой культуры.
Тема 6. Стилистические нормы русского языка.
Стилистическая окраска языковых единиц. Функциональные стили современного русского литературного языка.
Тема 7. Особенности научного стиля.
Научно-популярный стиль изложения.
Тема 8. Особенности официально-делового стиля.
Тема 9. Правила речевого общения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
элективного курса “ Культура речи”
<...

№ п/п раз дела № п/п урока Название темы Количество часов Виды занятий
1 1 Введение. Культура речи, ее содержание, цели и задачи. 1 Лекция учителя
2 1 Русская лексика и культура речи.Слово и его лексическое значение. 81 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
2 Иноязычные слова в современной русской речи. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
3 Синонимы и речевая культура. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
4 Антонимы и речевая культура. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
5 Русская фразеология и выразительность речи. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
6 Слова- паронимы и точность речи. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
7 Крылатые слова в речи. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
8 Социальные диалекты и культура речи. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
3 1 История развития норм русского литературного языка. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
4 1 Нормы современной русской речи.Основы русской орфоэпии. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
2 Нормы русского ударения.. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
3 Трудные случаи употребления имен существительных. 2 Лекция учителяПрактические занятия, семинары,
доклады учащихся
4 Имена собственные и нормы его употребления. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
5 Имена прилагательные и нормы его употребления. 2 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
6 Имена числительные и нормы его употребления. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
7 Трудные случаи употребления местоимений. 1 Лекция учителяПрактические занятия, семинары
8
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.03.08 | Просмотров: 735

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340