Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Культура речи, ее содержание, цели и задачи
Автор(ы): Терентьева Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проводимая в России модернизация образования обуславливает поиск новых педагогических идей и технологий, отвечающих основным задачам подготовки подрастающего поколения к жизни в обществе. В первую очередь эти изменения коснулись пересмотра содержания образования при переходе к профильной школе в старшем звене. Для этого необходимо в 9 классе начать предпрофильную подготовку учащихся. Одним из решений этой проблемы мы видим во введении элективного курса “Культура речи”. Введение данного курса поможет преодолеть сложности в общении и пополнить знания учащихся. Характер рассматриваемых вопросов предполагает использование активных форм обучения – лекций, семинаров, практикумов, что имеет большое значение для интеллектуального развития школьников. Данная элективная программа рассчитана на 34 часа. Изучение данного курса поможет школьникам: - научиться общаться и вести деловые беседы, правильно оформлять деловые бумаги,
- слушать и слышать собеседника, задавать вопросы разных типов в достойной культурного человека форме, подавать реплики, корректно вступать в разговор, дополняя и развивая темы беседы, или аргументировано возражая по существу предмета обсуждения,
- участвовать в прениях по проблеме, в хорошей литературной форме излагать свое суждение,
- участвовать в дискуссиях и спорах, последовательно и доказательно отстаивать свои взгляды, выступать с небольшой, но яркой публичной речью.
- свободно излагать в форме письма, статьи, эссе свои мысли, убеждения и оценки, соотнося стиль и форму текста с его жанром и принятыми правилами.
Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления, общения, речи. Курс предполагает собой сочетание знаний учащихся по русскому языку и литературе. Культура речи – это не только непременная составляющая хорошо подготовленных деловых людей, но и показатель культуры мышления, а также общей культуры. Долгое время культура речи рассматривалась только в аспекте владения нормами русского литературного языка. “Культура речи” – это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Введение данного курса должно способствовать: - качественному повышению уровня речевой культуры;
- формированию коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения).
- расширению культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства ;
- формированию умений оценивать речевое поведение.
Содержание данного курса обеспечит выполнение функций: информирующей, обучающей, развивающей, справочной. Распределение данного материала осуществляется на основе целостности и концентричности, который предполагает наращивание, углубление и расширение знаний и умений в общем объеме курса. Обучение культуре речи основывается на развитии самостоятельности мышления, индивидуального творчества. Становление диалектического, критического мышления, сопровождающее изучение эталонов и образцов, поможет избежать слепого копирования будет способствовать реализации индивидуальных возможностей. Ведущими формами и методами работы являются: - слушание и сжатое конспектирование 30-минутной лекции по курсу;
- анализ прослушанной лекции, уточняющие и разъясняющие вопросы к ней;
- работа с толковыми, синонимическими, антонимическими, словообразовательными, орфографическими словарями.
- упражнения по технике речи, выразительном чтении художественных произведений, произнесение собственных высказываний;
- поэтапный анализ текста разных жанров и видов;
- ситуативные игры, имитирующие различные жизненные ситуации публичного речевого мышления.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Введение. Культура речи, ее содержание, цели и задачи. Тема 2. Русская лексика и культура речи. Слово и его лексическое значение. Иноязычные слова в современной русской речи Синонимы и речевая культура. Антонимы и речевая культура. Русская фразеология и выразительность речи. Слова- паронимы и точность речи. Крылатые слова в речи. Социальные диалекты и культура речи. Тема 3. История развития норм русского литературного языка. Тема 4. Нормы современной русской речи. Основы русской орфоэпии. Нормы русского ударения. Трудные случаи употребления имен существительных. Имена собственные и нормы его употребления. Имена прилагательные и нормы его употребления. Имена числительные и нормы его употребления. Трудные случаи употребления местоимений. Употребление форм русского глагола. Синтаксические нормы и культура речи. Тема 5. Культура письменной речи. Русская орфография: нормы и варианты. Пунктуация как показатель речевой культуры. Тема 6. Стилистические нормы русского языка. Стилистическая окраска языковых единиц. Функциональные стили современного русского литературного языка. Тема 7. Особенности научного стиля. Научно-популярный стиль изложения. Тема 8. Особенности официально-делового стиля. Тема 9. Правила речевого общения. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН элективного курса “ Культура речи” № п/п раз дела | № п/п урока | Название темы | Количество часов | Виды занятий | 1 | 1 | Введение. Культура речи, ее содержание, цели и задачи. | 1 | Лекция учителя | 2 | 1 | Русская лексика и культура речи.Слово и его лексическое значение. | 81 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 2 | Иноязычные слова в современной русской речи. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 3 | Синонимы и речевая культура. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 4 | Антонимы и речевая культура. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 5 | Русская фразеология и выразительность речи. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 6 | Слова- паронимы и точность речи. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 7 | Крылатые слова в речи. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 8 | Социальные диалекты и культура речи. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | 3 | 1 | История развития норм русского литературного языка. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | 4 | 1 | Нормы современной русской речи.Основы русской орфоэпии. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 2 | Нормы русского ударения.. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 3 | Трудные случаи употребления имен существительных. | 2 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары, доклады учащихся | | 4 | Имена собственные и нормы его употребления. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 5 | Имена прилагательные и нормы его употребления. | 2 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 6 | Имена числительные и нормы его употребления. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 7 | Трудные случаи употребления местоимений. | 1 | Лекция учителяПрактические занятия, семинары | | 8 | <...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2015.03.08 | Просмотров: 735
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|