Главная / Методические материалы / Преподавание биологии
Многообразие птиц. Урок биологии в 8-м классе
Автор(ы): Ковшарова Татьяна Владимировна, учитель биологии, экологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Урок биологии в 8-м классе по теме “Многообразие птиц” представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point, в виде презентации (5.747.200 bytes). Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций, которые в другой форме подготовить просто невозможно. Урок, представленный учащимся в такой форме, проходит красочно, насыщен разнообразным материалом по данной теме. В презентации задействованы десятки фотографий птиц, демонстрирующих их многообразие. Птицы как местные, хорошо известные учащимся, так и своеобразные птицы других стран, знать которые небезынтересно. Для поведения такого урока необходимо использовать компьютер, экран и мультимедийный проектор. В худшем случае можно обойтись только компьютером. Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, обобщения пройденного материала. Игровой урок – Звездный час – проходит как обобщающий по теме “Птицы”. Многие вопросы этого урока будут раскрыты учащимися, при их умении анализировать и находить правильный ответ, переходя от частного к общему. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц, на основе изученных тем по многообразию пернатых. Вопросы охраны птиц будут рассматриваться через призму Краснокнижных, а также редких и подлежащих охране птиц. Важно также отметить неоценимое эстетическое значение птиц в жизни человека, увидеть роль пернатых в истории развития культуры: художественной литературы, музыки и изобразительного искусства. Цели урока: Образовательная. Расширить и углубить знания о представителях класса Птицы, их многообразии и разнообразии условий их обитания. Воспитательная. Подвести учащихся к выводу о том, что многообразие птиц взаимосвязано с разнообразием условий их обитания и адаптации к ним. Показать значимость такого многообразия и сформировать чувство ответственности за их сохранение. Развивающая. Творческие способности детей направить на пропаганду сохранения существующего многообразия птиц. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера. Оборудование урока: Выставка творческих работ учащихся 8-х классов по теме “Берегите птиц!”. Карта – схема “Основные пути миграций перелетных птиц России”. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, для демонстрации презентации, выполненной учителем в программе Power point, по теме урока. Тумбочки на колесиках для передвижения участников. Карточки для участников и их “родителей”, звезды, ящики с призами (главный приз – отличная оценка). Музыкальный центр с фонограммами игры. Творческий номер, для поздравления победителя игры, подготовленный группой учащихся класса. Этапы подготовки к уроку. Формирование творческих групп учащихся (по желанию) а) 6 участников игры; б) 6 “родителей” участников, которые выбираются добровольно из одноклассников; в) 6 членов жюри, которые подсчитывают число правильных ответов участников и их “родителей”; г) 2 ведущих; д) остальные – зрители, которые будут задействованы в игре; е) творческая группа, подготавливающая номер для поздравления победителя (сценка о птицах). Участники игры заранее готовятся к представлению по теме: “Мое хобби” на биологическую или экологическую тему. Учащиеся всего класса получают творческое домашнее задание на тему “Берегите птиц!” (это может быть: разработка листовки, фотография, поделка, изготовление скворечника и др.) Группа учащихся изготавливает карточки для участников и их “родителей” с номерами, которые будут использоваться во время игры. Творческая группа из числа “зрителей” осуществляет поиск в Internet или на электронных носителях фотографий птиц, осуществляет их отбор для игры. Ход урока: Вводная часть. Звучит музыка, выходит ведущий и объявляет участников игры и их “родителей”. Затем начинается представление членов жюри, которые занимают отведенные им места. Представление участников начинается с хобби. Хобби участников оценивает ведущий открытого урока, который за лучшее хобби на биологическую тему присуждает звезду. Учитель включает презентацию “Многообразие птиц” и последовательно задает вопросы, участникам игры, поочередно сменяя слайды. Каждый вопрос приготовлен на отдельном слайде презентации. После каждого вопроса звучит приятная музыка в течение 30 секунд, музыка прерывается и участники и их “родители” должны сразу же поднять карточку с ответом, на которой указана цифра – номер, на их взгляд правильного ответа. Затем учитель объявляет правильный ответ, и передвигают тумбочку на колесиках вперед те участники игры, которые ответили правильно. Те же, кто ошибся в ответе, остаются на месте. Члены жюри фиксируют правильные ответы участников и их “родителей”, если правильные ответы совпадут, то участник получает звезду, которая крепится к тумбочке. Если все участники не знают правильного ответа на поставленный вопрос, он задается “зрителям”. “Зритель” правильно ответивший на вопрос получает звезду. I раунд: Какая из перечисленных птиц способствует распространению семян? (страус) Какая из перечисленных птиц относится к голенастым птицам? (цапля) У каких птиц несколько самок откладывают яйца в общее гнездо, и насиживают поочередно? (страус) | | 1. Цапля | 2. Пингвин | | | 3. Страус | 4. Гриф | У какой из перечисленных птиц бинарное зрение? (сова) - Какая, из перечисленных птиц, не относится к отряду Хищные? (тупик)
| | | 1. Сокол | 2. Тупик | 3. Сова | Какая из птиц относится к певчим воробьиным птицам? (ласточка) - Какая птица питается исключительно летающими насекомыми? (ласточка)
- Какая из птиц строит гнезда из комков грязи смешанной со слюной? (ласточка)
- Какая из птиц быстро бегает по твердой поверхности? (поползень)
- Какая птица живет вблизи открытых водоемов? (зуек)
- Какую из птиц иначе называют кузей? (поползень)
- Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз головой? (поползень)
- Какая птица имеет долотообразный клюв и прочный череп? (дятел)
- У какой птицы хорошо развиты слюнные железы? (ласточка)
| | | 1.Ласточка | 2.Зуек | 3. Поползень | | | | 4. Дятел | 5. Дупель | По результатам первого раунда один или два человека из участников выбывает. Участникам, родителям и зрителям игры предоставляется возможность составить самое длинное слово из предложенных им букв, желательно название птицы. При составлении слова, если не хватает какой-либо буквы, можно использовать звезду, если она имеется в наличии у участника, “родителя” и “зрителя”. Буквы: А, А, С, П, О, Р, К, Т, В, Я. По результатам этого конкурса на самое длинное слово выбывает участник, который составил самое короткое слово. Участник, составивший самое длинное слово, приглашается к ящикам, в которых находятся призы (ручка, карандаш, резинка, отличная оценка). II раунд. Появление, какой из птиц связанно с появлением проталин? (жаворонок) Появление, какой из птиц связано с вскрытием рек и озер? (зимородок) Появление, какой из птиц связано с появлением летающих насекомых? (мухоловка) У какой птицы ноги такие короткие, что не пригодны для ходьбы? (зимородок) У каких птиц характерная манера держать хвост вверх, когда сидят на ветке? (жаворонок) Для самцов, какой птицы характерен трепещущий полет с песней над гнездовой территорией? (жаворонок) | | | 1. Камышовка | 2. Мухоловка | 3. Крапивник |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2014
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|