Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование модульной технологии в преподавании химии в профильных классах - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Использование модульной технологии в преподавании химии в профильных классах


Автор(ы): Воронова Галина Петровна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
10 и 11 классы, в которых я работаю, являются профильными, поэтому учащиеся проявляют интерес к химии, обусловленный осознанием необходимости ее изучения для подготовки к будущей профессии. У учащихся, изучающих химию профильно, довольно часто распространен мотив самоутверждения, желание проверить правильность выбора школьного предмета для углубленного изучения. Усиливают мотивацию обучения мнения родителей, одноклассников, учителя. Поэтому в преподавании химии в таких классах сочетаю личностно - деятельностный подход с дидактоцентрическим, что позволяет обеспечить развитие личности на базе хорошо усвоенного материала. Такое сочетание достигается при использовании в преподавании модульной образовательной технологии.
Использую такие методы обучения как проблемный, объяснительно-иллюстративный, эвристический, программируемый. В различных элементах блока использую различные организационные формы обучения-лекции, беседы, семинары, практикумы, демонстрационные и лабораторные опыты, самостоятельные работы и семинары – практикумы. Формы контроля – текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов, устные или письменные зачеты (тесты) по окончанию изучения темы.
Каждый блок уроков имеет инвариантную и вариативную части.
В ходе инвариантной части блока уроков происходит актуализация тех знаний и умений, над которыми будут надстраиваться вновь изучаемые. Знакомство учащихся с информацией основного и дополнительного объема нового материала, обеспечивающей работу на минимальном и продвинутом уровне, предусматривающей активную познавательную деятельность школьников, в значительной мере самостоятельную. Сюда же относятся уроки тренинга-минимума.
Характер остальных уроков определяется результатами предыдущих, поэтому они составляют вариативную часть блока уроков. Инвариантная и вариативная части блока уроков необязательно имеют четкую границу.
Для успешного управления деятельностью учащихся в вариативной части организую непрерывную обратную связь с целью получения своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика. Для диагностики текущего состояния знаний учащихся, применяю гибкую систему срезового контроля и жесткую процедуру тематического контроля на выходе из учебного периода. Срезовым проверкам подвергаю не весь класс, а только ту его часть, информация о которой нужна в данный момент.
Вариативная часть блока уроков очень чувствительна к информации обратной связи, столь же чувствительна она и к учащимся. Каждый ученик играет свою роль, занимает свое место в плане урока.
Домашнее задание предлагаю учащимся сразу же после изучения основного объема нового материала. Одновременно сообщаю учащимся дату обобщающего повторения, чтобы учащиеся знали, каким временем они располагают, поскольку за этим уроком последует контрольный урок. Знакомлю учащихся с планируемыми результатами обучения.
Предлагаю Вашему вниманию разработку темы № 6 “Карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры”. 10 класс, профильный уровень. Программа О.С. Габриеляна.
КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ, СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ, ЖИРЫ.
(12 часов)
Содержание темы включает изучение карбоновых кислот (блок 1), сложных эфиров и жиров (блок 2).
БЛОК 1. КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ.
Урок 1, 2. Вводное повторение. Изучение нового материала (основной объем).
Вопросы для повторения.
  1. Какие вещества называются кислотами?
  2. Как классифицируются неорганические кислоты?
  3. Каковы физические свойства неорганических кислот?
  4. Какие химические свойства имеют неорганические кислоты?
Напишите уравнения реакций, подтверждающие эти свойства.
Изучаемые вопросы.
- Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы.
- Классификация и номенклатура карбоновых кислот.
- Зависимость физических свойств карбоновых кислот от строения их молекул.
- Карбоновые кислоты в природе, их биологическая роль.
- Химические свойства предельных одноосновных карбоновых кислот.
Использую такие методы как рассказ, беседа, демонстрация веществ (образцы карбоновых кислот: муравьиной, уксусной, масляной, щавелевой, бензойной), демонстрация опытов (возгонка бензойной кислоты, отношение различных карбоновых кислот к воде, сравнение рН водных растворов муравьиной и уксусной кислот одинаковой молярности).
Урок №3. Тренинг-минимум.
Практическая часть – выполнение учащимися лабораторных опытов в парах постоянного состава с последующим контролем.
Задание.
Проделайте реакции между предложенными веществами, запишите их уравнения.
  1. Уксусная кислота и магний.
  2. Уксусная кислота и оксид меди (II).
  3. Уксусная кислота и гидроксид железа (III)
  4. Уксусная кислота и карбонат натрия.
Теоретическая часть – ответы учащихся на вопросы с пошаговым контролем учителя.
Вопросы.
  1. Составьте структурные формулы веществ, в состав которых входит 4 атома углерода, 8 атомов водорода, 2 атома кислорода. К каким классам веществ их можно отнести? Дайте всем веществам названия.
  2. Для удаления пятен ржавчины их обрабатывают раствором уксусной кислоты. Составьте молекулярные и ионные уравнения реакций, учитывая, что в состав ржавчины входит оксид и гидроксид железа (II).
  3. Зная, что хлор более электроотрицателен, чем углерод, расположите следующие кислоты: уксусную, пропионовую, хлоруксусную, дихлоруксусную и трихлоруксусную кислоты в порядке усиления кислотных свойств. Ответ обоснуйте.
  4. Чем можно объяснить, что муравьиная кислота вступает в реакцию “серебряного зеркала”? Составьте уравнение реакции. Какой газ может выделяться при этом?
Срезовая работа переносится на следующий урок.
Урок №4. Изучение нового материала (дополнительный объем).
Тема: Непредельные и ароматические карбоновые кислоты.
Изучаемые вопросы.
- Химические свойства непредельных карбоновых кислот, обусловленные наличием - связи в молекуле.
- Реакции электрофильного замещения с участием бензойной кислоты.
Используемые методы: беседа, рассказ, работа с учебником.
Срезовая работа (5-7 минут).
1. К каким классам можно отнести вещества, имеющие в своем составе 3 атома углерода, 6 атомов водорода и 2 атома кислорода? Составьте структурные формулы и дайте веществам названия.
2. Составьте структурные формулы:
а) ацетата бария:
б) этилформиата.
3. Предложите несложный лабораторный способ, с помощью которого можно распознать пропановую и акриловую кислоты.
4. Составьте уравнение реакции получения метилформиата. Укажите условия, при которых данная реакция осуществима? Как называется данная реакция?
Урок №5. Развивающее дифференцированное закрепление.
Формы и методы работы: самостоятельная и групповая работа, работа с учебником.
Задания минимального уровня.
1. Какие вещества называются карбоновыми кислотами? Как они классифицируются? Приведите по одному примеру из каждой группы кислот.
2. Укажите вещества, в которых между молекулами может существовать водородная связь: уксусный альдегид, аммиак, уксусная кислота, ацетон, бутадиен, этанол, бензол.
3. Напишите уравнение реакции метакриловой кислоты с метанолом.
4. Карбоновые кислоты обладают общими свойствами всех кислот. Составьте соответствующие уравнения реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде, взяв в качестве примера пропионовую кислоту.
5. Расположите кислоты в порядке возрастания их силы как электролитов: уксусная, пропионовая, хлорпропионовая, трихлоруксусная, азотная.
Задание для среза минимального уровня.
6. Даны формулы веществ С3Н7ОН, С2Н4О, С4Н8, С2Н5СООН:
а) изобразите развернутую структурную формулу кислоты.
б) запишите уравнение диссоциации кислоты в водном растворе.
в) запишите уравнения реакций, с помощью которых можно получить данную кислоту.
Задания общего уровня.
7. Какие две кислоты имеют общую молекулярную формулу С4Н8О2? Назовите их.
8. Изобразите формулу пропионовой кислоты и поясните, как происходит перекрывание и сдвиг электронных облаков при образовании химических связей в карбоксильной группе.
9. Почему из всех карбоновых кислот только муравьиную можно применять в качестве восстановителя?
10. Напишите уравнения, при помощи которых можно получить уксусную кислоту из карбоната кальция и других, необходимых для этого процесса веществ.
Задание для среза общего уровня.
11. Даны формулы веществ: С3Н7ОН, С2Н4О, С4Н10, С2Н5СООН
а) покажите смещение электронной плотности в молекуле кислоты.
б) сравните физические свойства (агрегатное состояние, температуры плавления и кипения) кислоты и соответствующего алкана. Объясните причины различий.
в) запишите уравнения окислительно-восстановительных реакций, которые отражают химические свойства данной кислоты.
Задания продвинутого уровня.
12. Как изменяются свойства водородных гидроксильных атомов в ряду веществ: одноатомные спирты, многоатомные спирты, фенолы, карбоновые кислоты? Почему?
13. Возможна ли цис - и транс - изомерия непредельных кислот? Рассмотрите это на примере непредельных кислот, молекулярная формула которых С17Н32СООН, и изобразите строение молекул возможных изомеров.
Задания для желающих.
14. Даны формулы веществ: С3Н7ОН, С2Н4О, С4Н10, С2Н5СООН:
а) предположите, какое вещество – кислота или соответствующий одноатомный спирт – будет иметь более высокую температуру кипения. Объясните почему.
б) сравните кислотные свойства данной кислоты и ее ближайших гомологов. Объясните причины различий.
15. Как можно различить растворы муравьиной и пропионовой кислот?
Основное время занимает индивидуальная или групповая работа по выполнению дифференцированных заданий минимального, общего и продвинутого уровней. Структура урока зависит от результатов первого среза, который показывает, какие категории обучающихся имеются в классе к этому моменту, а также от числа учеников каждой категории. Если срез минимального уровня выполнен всеми учащимися, то весь класс приступает к работе над заданиями общего уровня. Если есть учащиеся, не выполнившие задания минимального уровня, то учитель создает разные группы для работы над заданиями минимального и общего уровней. Учащиеся, выполнившие срезовое задание минимального уровня, работают над заданиями общего уровня совместно с учителем. Учащиеся, не выполнившие срез минимального уровня, работают с консультантами. Консультантами являются учащиеся, которые вышли на выполнение продвинутого уровня.
БЛОК 2. СЛОЖНЫЕ ЭФИРЫ. ЖИРЫ.
Урок №6. Вводное повторение. Изучение нового материала.
(Основной объем)
Вводное повторение – работа в парах постоянного состава.
Задания.
1. Повторите в теме “Спирты” взаимодействие спиртов с органическими и неорганическими кислотами.
2. Повторите изомерию и номенклатуру сложных эфиров.
3. Рассмотрите виды изомерии, характерные для сложных эфиров.
Приведите примеры изомеров. Обратите внимание на межклассовую изомерию сложных эфиров.
4. Обратите внимание на реакцию этерификации, как на одну из наиболее важных, характерных для карбоновых кислот.
5. Обратите внимание на обратимость реакции этерификации, приведите пример реакции гидролиза сложного эфира.
6.Напишите уравнение реакции этерификации между карбоновыми кислотами и многоатомными спиртами.
Изучение нового материала – рассказ, беседа с использованием средств наглядности (шаростержневые модели молекул сложных эфиров, образцы сложных эфиров, демонстрационные опыты: получение сложного эфира; отношение сливочного, подсолнечного и машинного масла к водным растворам брома и перманганата калия).
Изучаемые вопросы.
- Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот.
- Состав и строение молекул жиров. - Классификация жиров.
- Омыление жиров, получение мыла. - Жиры в природе, биологическая функция жиров.
Урок № 7. Тренинг-минимум.
Теоретическая часть – работа в ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.03.11 | Просмотров: 1125

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340