Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Обобщающий урок. Орфография. Проверь свою подготовку по орфографии. 6-й класс
Автор(ы): Прудникова Ирина Николаевна, директор
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи: - обобщить и систематизировать знания, полученные из области орфографии (исходя из изученного материала).
- совершенствовать умение определять наличие орфограмм в слове, дифференцировать их и приводить примеры;
- формирование умения применять правило в письменной речи и аргументировать свой выбор;
- формирование навыка самоконтроля, коммуникативных навыков.
Ход урока Урок начинается с психологической минутки, для того чтобы снять психологическое напряжение и приступить к занятиям с хорошим настроением. Ребятам предлагается поприветствовать друг друга, улыбнуться, пожелать друг другу удачи. Чтение стихотворения «Грустные вести» Пришло письмишко мне, Гляжу - Из лагеря, от Мишки... Здесь чудный лук, и я лижу - Написано в письмишке. Лук лижет? Что за чудеса? Наверно, шутит, плут ... Читаю дальше: Здесь лиса, Красивый длинный прут... На днях в лесу нашел я грусть И очень был доволен... Нет, нет, не шутит он! Боюсь, Мой друг серьезно болен. Вернется - надо подлечить: Заставить правила учить. - Почему так называется стихотворение? - Какие новости из письма Миши показались другу грустными? Делается вывод о необходимости знания правил и умении применять правила в письменной речи. - Какой раздел лингвистики включает изучение правил правописания? - Давайте дадим полное определение понятию орфография. Что это такое? - А что такое орфограмма? - Мы сегодня будем говорить об орфографии, повторять правила правописания, отрабатывать умение видеть орфограммы и применять правила на письме. На доске (на табличках) помещены правила, с которыми на уроке будет вестись работа. Они представлены двумя группами: Правила, которые были изучены в 5 классе. (Данные правила в 6 классе используются для повторения) | Правила, с которыми ребята знакомятся в 6 классе | - НЕ с существительным,
прилагательным, глаголам - Буквы Ъ и Ь
- Орфограммы корня
| - Правила правописания сложных имен
существительных и прилагательных. - Правописания суффиксов Н и НН в
именах прилагательных. - Правописание приставок ПРЕ и ПРИ.
- Буквы Ы и И после приставок.
| - Таблички с правилами мы с вами будем использовать в ходе повторения, как строительный материал, из которого должен получиться замок, в котором живет орфография. (Повторяя правила, ребята снимают таблички с правилами, переворачивают и прикрепляют на доску обратной стороной, в результате чего получают изображение замка). Для любого строительства нам необходим фундамент, поэтому в качестве фундамента нам можно использовать те знания, которые вы имеете, с которыми вы пришли в 6 класс. - Итак, урок наш будет состоять из двух частей: 1 - повторение правил, изученных в 5 классе 2 - повторение правил, изученных в 6 классе - По ходу урока будут предложены три задания, которые вам нужно оценить и оценку внести в оценочный лист. Оценочный лист Ф.И.О. | Оценка | 1 | Взаимопроверка теоретического материала | | 2 | Работа с перфокартами | | 3 | Решение тестовых заданий | | 4 | Итоговая оценка | | По окончанию урока (по вышеуказанным оценкам) выставляют итоговую оценку, которая вносится в классный журнал. - Первое задание связано с взаимопроверкой теоретического материала. Ребята работают в парах, оценивают друг друга, выставляя оценку в оценочный лист. Задание для 1 варианта: Рассказать о правописании корней с чередующимися гласными. Буквы Ь и Ъ. Задание для 2 варианта: Рассказать о правописании НЕ с существительным, прилагательным, глаголом. (Первый вариант рассказывает второму свой вопрос, затем совместно с остальными учениками формулируется правильный ответ. Второй вариант оценивает ответ первого варианта. Аналогичная работа проводится с другим вариантом) Следующее задание предварительно записано на доске: НЕРЯХА, НЕПРАВДА, НЕПОГОДА ЗАПЕРЕТЬ, РАЗДЕРУ, ЗАГАР Задание: Найти третьего лишнего, объяснить. ОРФОГРАФИЯ, ФОНЕТИКА, МОРФОЛОГИЯ РАЗЛОЖИТЬ, ВЫРАСТИ, СКАКАТЬ Задание: Найти общее у данных слов, объяснить. ОТПИРАТЬ, СОБИРАТЬ, ОТДИРАТЬ... ПОДЪЕХАЛ, РАЗЪЯРИТЬСЯ, СЪЕЖИТЬСЯ... Задание: Продолжить логическую цепочку, объяснить. СЪЕЗД, ПОДЖИГАТЬ, НЕГОДОВАТЬ, ПОДЪЕЗД, КАСАТЬСЯ, ЗАПИРАТЬ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, НЕНАВИДЕТЬ Задание: Классифицировать (разбить на группы). Вторая работа, оценка за которую будет вноситься в оценочный лист. Для выполнения используются перфокарты. В течении урока учитель проверяет и, оценив, возвращает ученикам. Задание для работы с перфокартой: (чередование О/А) 1. располагать, возлагать, предположение 2. растительный, положение, Ростов 3. касаться, прикосновение, отрасль 4. загар, пригорел, загорелый 5. подскочить, выращивать, изложение (чередование Е/И) 6. подпирать, задирать, стереть 7. прибирать, поджигать, блестеть - Итак, мы с вами повторили первую группу правил и можем начать строительство замка. Для этого еще раз назовем орфограммы, с которыми работали по ходу урока. (По ходу повторения ребята снимают таблички с правилами, переворачивают и приклеивают на доску) - А сейчас начинаем работу со второй группой правил, правила, изученные в 6 классе. Итак, третье задание, которое также будет оцениваться. Но обратите внимание, первая оценка - оценка товарища (в ходе взаимопроверки), вторая оценка - учителя, а третью оценку вы поставите себе сами за работу с тестами. Однако тесты вам предложены разные, они различаются по уровням сложности. Уровень, с которым будете работать, выбираете сами. №1 - тест на «3» №2 - тест на «4» №3 - тест на «5» (В течение 5 минут ребята выполняют тест, затем получают карточки с ответами, по которым производится самопроверка, оценка вносится в оценочный лист) - А теперь продолжаем строительство замка для орфографии. - Давайте еще раз назовем орфограммы, которые повторили, работая с тестом. (Ребята поочередно снимают таблички с правилами и, переворачивая, прикрепляют на доску) - Посмотрите, несмотря на то, что мы выполнили, что планировали, замок у нас получился, не достроен. Почему? - Действительно, замок для орфографии мы будем продолжать строить и дальше, изучая новые правила орфографии. То, что мы сегодня повторяли - всего лишь маленькая часть большой науки. И для того, чтобы не стать пленником этого замка, нужно постоянно учить и повторять орфографические правила. В завершении урока проводится игра « Веселый магазин», но товар приобретается не за деньги, а за знания. (На ценниках к товару - слова с пропущенными буквами. Покупатель вставляет букву, объясняя свой выбор. Если ответ верный - то покупка состоялась) Домашняя работа: на «3» - № 283 на «4» - №294, № 283 на «5»-№ 292, № 293 ТЕСТ № 1 1. Как пишется сложное прилагательное в предложении: (Красно) желтые гвоздики смотрелись превосходно. а) слитно б) раздельно в) через дефис 2. В каком слове после приставки пишется буква И? а) безызвестный б) сверх...нтересный в) с.грать 3. Выберите слово с двумя Н ? а) серебря...(н,нн)ый б) оловя...(н,нн)ый в) дли...(н,нн)ый 4. Как пишутся слова (пол)дня, (полу)автомат, (пол)часа). а) слитно б) через дефис в) раздельно 5. Приставка пре пишется в слове а) (пре, при) открыть б) (пре, при) забавный в) (пре, при) школьный 6. Слово деревянный пишется с двумя НН, так как: а) образовано с помощью суффикса ЯНН б) является исключением из правила д в) два Н пишется на стыке двух морфем (.. .Н + Н) 7. Укажите слова с неправильным написанием а) мориплаватель б) лесоруб в) микрорайон 8. В каком ряду все имена прилагательные пишутся с двумя НН? а) стекля... ый, оловя... ый, деревя... ый б) мужестве... ый, серебря... ый, деревя... ый в) дли.. .ый, багря.. .ый, сви.. .ой. 9. В каком слове пишется приставка ПРИ, так как имеет значение близкое к слову «чуть-чуть», «немного». а) приоткрыть б) прибить в) привокзальный 10. Прилагательное (ярко) белый пишется: а) раздельно б) слитно в) через дефис Примечание: оценка «3» допускается при 2-3 ошибках оценка «2» - больше 3 ошибок. ТЕСТ № 2 I. 1. Прилагательное длинный пишется с двумя НН, так как:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.03.12 | Просмотров: 869
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|