Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
К вопросу об организации научно-исследовательской деятельности школьников в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

К вопросу об организации научно-исследовательской деятельности школьников в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения


Автор(ы): Иванчихин Виталий Георгович, учитель биологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Таким образом, в современное школьное образование необходимо включение такого его элемента, как исследовательская деятельность учащихся. Для этого предлагается применение методики организации научно-исследовательской деятельности школьников в условиях многопрофильной гимназии, которая может помочь реализовать творческий потенциал педагогов и их воспитанников.

Цель и задачи организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовании

В развитии исследовательской деятельности учащихся в России имеются давние традиции. Так, во многих регионах создавались и функционировали юношеские научно-технические общества и малые академии наук. Главной целью исследовательской деятельности являлась подготовка адаптированных к вузовской системе учащихся и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. На деле это означало реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде в дополнительно вводимой предметной области. В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения – создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня. Задачи, которые необходимо решить при организации исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательного учреждения:
  1. Повышение квалификации педагогов-экспериментаторов, формирование исследовательских умений и навыков у учащихся.
  2. Создание структурных подразделений для организации исследовательской работы.
  3. Регламентация исследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика-исследователя и учителя – научного руководителя.
При решении этих задач для организации исследовательской деятельности учащихся в условиях общеобразовательного учреждения необходимо создание трех методических блоков, которые реализуются в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения (табл. 1).
Методические блоки для организации исследовательской деятельности учащихся в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения
Методический блок Наименование Содержание
Повышение квалификации педагогов-экспериментаторов,формирование исследовательских умений и навыков учащихся-исследователей Повышение педагогического мастерства учителя Проведение курса «Метод проектных работ»; школьных семинаров дляпедагогов-научных руководителей исследовательских работ и педагогов-экспериментаторов.
Определение характера исследования педагогом и учеником-исследователем Формирование исследовательских умений и навыковучащихся-исследователей.
Проведение занятий при формировании исследовательских умений инавыков учащихся-исследователей. Проведение проектных уроков, специальных курсов по предмету,специального курса «Введение в научное исследование».
Создание структурныхподразделений для организации исследовательской работы Создание структурных подразделений для организации исследовательскойработы Организация школьного научного общества, творческих мастерских,научных секций, научно-практических конференций.
Регламентацияисследовательской деятельности, структурирование взаимоотношений ученика-исследователяи учителя - научного руководителя Планирование работы Создание учебного плана исследовательской работы, календарного планаучащегося.
Определение контингента учащихся Выявление заинтересованных учащихся 9-11 классов.
Выбор форм защиты исследовательской работы Подготовка доклада, творческой работы, исследовательской работы,проекта.
Участие в научно-практических конференциях. Подготовка к участию в школьной, городской, региональнойнаучно-практических конференциях.
Таким образом, вся деятельность многопрофильного общеобразовательного учреждения по организации исследовательской деятельности должна быть направлена на разработку этих блоков. Эта деятельность направлена рождение и воспитание молодого исследователя, что является главным положительным прогнозируемым результатом. В таблице 1 показано содержание трех методических блоков, необходимых для организации исследовательской деятельности учащихся в условиях многопрофильного общеобразовательного учреждения, их зависимость друг от друга и основное содержание каждого.
Исследовательской работе школьников, их участию в трех научных секциях (физико-математической, гуманитарной и естественнонаучной) школьного научного общества предшествует обязательный спецкурс «Введение в научное исследование». Этот спецкурс может вводиться в первый год обучения (9 класс), поскольку он способствует развитию исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
I. Основная цель спецкурса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.
II. Основные задачи:
  1. Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.
  2. Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании.
  3. Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
  4. Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы учащихся.
III. Формы проведения занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе (медиа-центре).
IV. Место спецкурса в системе проектно-исследовательской работы в школе: спецкурс рассматривается как вспомогательная дисциплина к проектно-исследовательским работам учащихся, к их сотрудничеству с научными руководителями.
V. Требования к ученику: мотивационный выбор темы исследования; интерес к научному познанию, к экспериментальной работе.
VI. Требования к научному руководителю ученика: знание этапов, форм и методов исследовательской работы, умение организовать научное исследование, определить тему исследовательской работы, сформировать в воспитаннике навыки постановки цели исследования и задач исследования, определения объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы исследования.
VII. Контроль: выполнение зачетной работы (составление плана исследования, представление документации по экспериментальной части работы, составление картотеки по обработке научной литературы и т.д.)
VIII. Результативность: (количество учащихся, полностью или частично прослушавших данный курс).
Курс «Введение в научное исследование» состоит из двух частей (теоретический и практический), в процессе которого ученики готовят реферат по избранной теме. Курс читается только для заинтересованных учеников, с мотивацией на исследовательскую деятельность. В процессе изучения курса школьники учатся выбирать тему исследования, формулировать цель, определять предмет и объект исследования, формулировать гипотезу исследования. Этот блок является наиважнейшим в ходе организации всей исследовательской работы, поскольку формулируемый научный аппарат становится тем «нервом», который определяет весь ход дальнейшего исследования. Делает исследовательскую работу продуктивной, логичной и завершенной. На практических занятиях школьники работают с каталогами в библиотеках, учатся систематизации документов в архивах, учатся составлять библиографию, постигают азы работы над рефератами, рецензиями, публичными выступлениями. Параллельно с курсом «Введение в научное исследование» для учащихся 9-х классов разрабатываются и читаются курсы по предпрофильной специализации, профессиональной ориентации, которые позволяют выстраивать индивидуальную траекторию образовательного пути учащихся с учетом их склонностей, интересов, помогают сделать осознанный выбор профиля обучения в старших классах (самостоятельность и ответственность выбора). Эта работа может быть организована как в рамках отдельного образовательного учреждения, так и в рамках муниципальной образовательной сети города; вариант: в рамках городского научного общества учащихся. Существенным становится вопрос выбора темы и проблемы исследования ученика совместно с учителем. Важно, чтобы толчок к исследованию шел «изнутри» ученика, иначе творческий процесс сведется к формальному выполнению необходимых действий. К концу 9-го класса учащиеся вместе с учителем выбирают тему исследования и представляют ее с обзором литературы и источников по своей теме на Совете школьного научного общества с оформлением соответствующего задания. Задание (или тема доклада, реферата) составляется учителем – научным руководителем совместно с учеником. Задание для ученика следует формулировать таким образом, чтобы удовлетворительное решение задачи исследования было связано с объемом работы, который может выполнить ученик в сроки, определяемые советом школьного научного общества.

Выбор темы и формулирование цели исследования

На наш взгляд, это самый важный и самый сложный этап начала работы ученика и учителя над исследованием. Чем конкретнее название темы, тем грамотнее. Так, темой исследования не может быть раздел предметной области (например, «Физические явления в химии»), не может быть отдельная тема учебного курса (например, «Великая французская революция»). В выборе темы помогут вопросы: что изучаете в данной теме, зачем, почему, к чему в конечном итоге вы стремитесь? Вопросы заставят школьника думать и целенаправленно искать точку отсчета начатого исследования. Напрямую это относится и к определению целей и проблем исследования. Необходимо подсказать ученику при формулировании цели работы использовать глаголы, такие как описать, выявить, проанализировать, провести сравнительный анализ, систематизировать, обобщить и т.д. Важнейшим этапом является подбор и анализ литературы по вопросу. Поиск темы, проблемы, цели исследования и изучение на этом этапе большого количества литературы – самый интересный период – период размышления. Во второй год обучения исследовательской работы проблемным представляется – скрупулезного составления календарного плана (до педантичности) и освоения методики исследования.

Программа спецкурса «Введение в научное исследование»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель изучения спецкурса: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
Задачи спецкурса: изучение основ методологии исследовательской деятельности, структуры и правил оформления исследовательской работы.
По окончании спецкурса «Введение в научное исследование» учащиеся должны знать:
  • Основы методологии исследовательской деятельности;
  • Структуру и правила оформления исследовательской работы.
По окончании изучения спецкурса «Введение в научное исследование» учащиеся должны уметь:
  • Формулировать тему учебно-исслед...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2088

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340