Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
История повседневности в исследованиях старшеклассников (из опыта Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка) - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

История повседневности в исследованиях старшеклассников (из опыта Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка)


Автор(ы): Кропанева Галина Аркадьевна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Организация исследовательской деятельности старшеклассников рассматривается в гимназии как образовательная технология, отвечающая современным принципам развивающего образования. Она формирует научное мышление школьников, универсальные способы учебной деятельности, социальный опыт в труде и общении. Под учебным исследованием мы понимаем деятельность учащихся, связанную с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
Круг интересов старшеклассников в учебных исследованиях очень разнообразен: история, краеведение, лингвистика, этнография, искусствознание, биология, химия, информатика, социология, история религии. Многие темы, выбранные ими, носят интегративный характер: история и лингвистика, этнография и краеведение, литературоведение и история.
Гуманитарная направленность нашей гимназии способствует написанию большого количества работ по истории и обществознанию. Представляют интерес работы старшеклассников по средневековой истории. Исследование “Новгородские изгои на Вятской земле: их трагическая судьба”, проведенное на основе анализа летописей, посвящено событиям борьбы за присоединение Вятской земли к Московскому государству. Исследовательское мастерство авторов работы было отмечено историками Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова на молодежной научной конференции. Периоду средневековой истории родного края посвящена работа “Город Хлынов (Вятка) по “Дозорной книге князя Звенигородского” 1615 года”.
Не менее интересны работы, исследующие более поздний период отечественной истории. В основном они посвящены истории родного края: “Роль и место мировых судов в судоустройстве Вятской губернии второй половины XIX века”, “Голоса русско-японской войны”, “Из истории Вятского губернского жандармского управления с момента образования до 1917 года”. Есть работы по экономике (“Развитие мелкого предпринимательства в Кировской области в конце XX века”); по социологии (“Детские образы власти”); по вспомогательным историческим дисциплинам (“Антропонимика на службе истории”) и другие.
Особо хочется выделить исследования старшеклассников по истории повседневности – одному из перспективных направлений в современных исторических исследованиях.
Само понятие “история повседневности” родилось в начале 80-х годов ХХ века в Германии, в связи с дискуссиями о природе нацизма. Это направление было поддержано в США, Великобритании и особенно во Франции, где была уже своя традиция – школа “Анналов”, – сторонники которой считали, что понять логику исторического процесса можно лишь тогда, когда изучишь конкретные и образные картины мира, запечатленные в сознании людей. Недаром книга Февра, одного из основателей французской школы “Анналов”, называется знаменательно – “Бои за историю”.
До сих пор существует несколько подходов к этой проблеме. Одни ученые считают: история повседневности – это то, что повторяется, является постоянным и рутинным; другие – что это сфера социальных практик; кто-то сводит ее к быту; кто-то говорит, что это не быт, а нечто более широкое.
Для нас история повседневности – это история тех, кто не виден большой истории, это жизнь людей, которые включены в исторический процесс как рядовые участники.
В рамках данного направления исторических исследований гимназистов выбирают темы, связанные с судьбами простых людей: родных, знакомых, земляков. Предмет их интересов – история семей, родной школы, города, где они живут. В работе “Фамилия Метелев в антропонимическом и генеалогическом аспектах” ученик сумел дать ономастический и лингвистический анализ происхождения своей фамилии и показать историю своей семьи в семи поколениях. Это сделать совсем не просто, учитывая крестьянские корни. (Практика показывает, что в русских семьях, как правило, помнят историю трех – четырех поколений, не более.) Самое ценное, что история семьи дается автором на фоне истории событий в России. Работа В. Уварова – “Фамилия Уваров в истории и культуре России и Вятского края” - была представлена в несколько другом ракурсе: от исследования происхождения своей фамилии автор перешел к исследованию топонимов, так как название населенных пунктов часто связаны с фамилией. Затем ниточка исследования потянулась к персоналиям – людям с этой фамилией, которые оставили свой след в отечественной истории: государственные деятели, ученые, защитники Родины. Это министр народного просвещения России, граф Сергей Семенович Уваров, автор знаменитой триады “православие, самодержавие, народность”; герой войны 1812 года генерал Федор Петрович Уваров, известный своим знаменитым обходным маневром во время Бородинской битвы; археолог Алексей Сергеевич Уваров, основатель Исторического музея; Борис Петрович Уваров, выдающийся энтомолог, представитель русской эмиграции, закончивший свои дни в США. Важность этих работ по истории фамилий в том, что они задают алгоритм исследования любой фамилии, который могут использовать другие молодые исследователи.
Очень часто темы по истории повседневности гимназисты находят в истории гимназии, которая находится в старой части Вятки (Кирова). Интересное исследование “Исторические окрестности Вятской гуманитарной гимназии” открыло новый взгляд на жизнь старой Вятки. Рядом со школой находятся остатки оборонительного сооружения - посадского вала ХVII века, а во дворе гимназии когда-то располагался еврейский рынок – со своей историей. Через дорогу от школьного здания некогда находилась “обжорка” - тип дешевой столовой, где за три копейки можно было съесть горячий обед и получить к нему фунт хлеба. Когда этот факт был установлен, исследователь обратился к истории цен в их соотношении с заработной платы тогдашних вятчан. Оказалось, например, что приказчик в магазине в начале ХХ века в Вятке получал жалование 7 рублей, а учитель гимназии – 70 рублей и мог за несколько лет работы купить себе дом. Сравнение оказалось не в пользу нашего времени. Гимназист сумел представить картины быта далекого прошлого.
Одним направлений исследования истории советского периода явилось изучение быта советских людей. Об этом работа “ХХ век в истории одной квартиры”, выполненная десятиклассницей Е. Зоновой. Она интересна как по теме исследования, так и по содержанию собранного материала.
Начало ХХ века … Провинциальный город. Купеческий дом в самом центре, гостеприимный, удобный для жизни большой семьи. Но происходит революция, отменяют частную собственность, семья разоряется. Дом превращается в госучреждение (“Химдревтрест”), где сидят “совначальники и снуют пишбарышни” (А. Толстой). Дом теряет свою индивидуальность. Затем его заселяют высокопоставленные партийные работники, но в конце 30-х дом пустеет. Часть жильцов репрессирована, часть – переведена в центр на “повышение”. Потом дом на многие десятилетия превращают в коммунальную квартиру, где “одна кухня и один сортир на пятнадцать семей”. Иосиф Бродский в статье “Полторы комнаты” (ж. “Новый мир” №2 1995) писал: “У каждого живого существа, в том числе и у человека, есть своя личная территория, которую он охраняет от посягательств со стороны… В коммунальной квартире ни о каком “неприкосновенном пространстве” вообще речь не идет: человек постоянно находится ближе к своим соседям, чем ему хотелось бы. Плюс к тому, он не волен располагать своей собственной личностью. Кто-то хочет завести собаку – соседи против. Кто-то возвращается домой заполночь – прочие жильцы возмущаются. И уж, конечно, все видят, чем вы питаетесь, как часто моетесь, с кем спите…”.
К семидесятилетию Великой Октябрьской революции дом оборудуют под Музей истории партийной организации Кировской области, чтобы как-то поддержать престиж власти, но это было мертворожденной дитя: несмотря на колоссальные затраты по переустройству дома, музей просуществовал всего два года. Сейчас в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1517

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340