Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Обобщение изученного в разделе Синтаксис и пунктуация с использованием комплексного анализа текста, 5-й класс - Преподавание русского языка - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка

Обобщение изученного в разделе Синтаксис и пунктуация с использованием комплексного анализа текста, 5-й класс


Автор(ы): Становских Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: Систематизировать знания учащихся, полученные в разделе “Синтаксис и пунктуация”.
Задачи:
образовательные:
  • повторить основные понятия, изученные в разделе; закрепить знания, умения и навыки, полученные при изучении раздела;
развивающие:
  • развивать умение систематизировать и анализировать материал;
  • развитие орфографической зоркости;
  • развитие внимания, речи, логического мышления;
воспитательные:
  • воспитывать у учащихся любовь к родному языку, родной природе;
  • познакомить детей с прекрасным в живописи и литературе, формировать эстетический вкус.
Развитие речи.
  • Определение темы и основной мысли текста; умение находить средства художественной выразительности.
  • Обогащение словаря школьников.
  • Конструирование предложений по заданным схемам. Использование предложений различных синтаксических конструкций в речи.
Повторение.
Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением.
Оборудование: репродукции картин
  • А.И. Куинджи “Пятна лунного света. Зима”,
  • Г.Г. Нисского “Февраль. Подмосковье”,
  • И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Актуализация.

Задача сегодняшнего урока – повторить все, что мы изучили в разделе “Синтаксис и пунктуация”, и ответить на вопрос: “Что изучает синтаксис?” Дома вы должны были ответить на контрольные вопросы, данные в учебнике. Как вы справились с заданием, мы будем проверять в течение всего урока.
В тетрадях записывается тема урока (Повторение изученного в разделе “Синтаксис и пунктуация”).
Начнем наш сегодняшний урок с загадки. Внимательно посмотрите на доску. На ней написано высказывание Александра Сергеевича Пушкина: “Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание”. В конце урока я хотела бы услышать от вас ответ на вопрос: “Что имел в виду поэт? О чем он говорит в своем высказывании?”
3. Работа с текстом.
Ученикам раздается текст с заданиями
.
Внимание учащихся обращается на репродукции картин (А.И. Куинджи “Пятна лунного света. Зима”, Г.Г. Нисского “Февраль. Подмосковье”, И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”).
Какое время года изображено на этих картинах? (Зима).
Какими средствами пользуются художники, чтобы подчеркнуть красоту зимнего пейзажа? (Игра света и тени, чистые, “морозные” краски).
Прослушайте зарисовку о февральском Подмосковье, взятую из книги замечательного натуралиста, рыболова, охотника и писателя Дмитрия Павловича Зуева “Времена года”. (Текст взят из книги Г.А. Богдановой “Уроки русского языка в 5 классе”).
Как вы думаете, какая из картин могла бы служить иллюстрацией к тексту?
(А.И. Куинджи “Пятна лунного света. Зима”).
При помощи каких изобразительно-выразительных средств автору удается так ярко и точно передать очарование февральской ночи, выразить свой восторг, “оживить” описание? (Метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворение, эмоционально окрашенные предложения).
К какому типу речи относится этот текст? (Описание).
Назовите тему текста (февральские ночи).
Какова его основная мысль, каким предложением она выражена? (Очаровательны эти ночи!)
Озаглавьте текст. Выбирается и записывается самый удачный вариант.
4. Работа с орфограммами и пунтограммами. Закрепление теоретических знаний.
(По мере работы в текст вставляются пропущенные буквы и знаки препинания).
Найдите в тексте эмоционально окрашенные предложения. Какой знак препинания ставится в этом случае? (!) Для чего эти предложения используются в речи?
В тексте есть слова с пропущенными буквами. Назовите вид орфограммы (безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением). Как проверить безударную гласную? Выпишите эти слова в тетрадь и подберите к ним проверочные, обозначьте орфограмму. (Слова выписываются в тетрадь и на доску).
К существительному ПОЛЯНЫ подберите из текста прилагательное (лесные). Что у вас получилось (словосочетание).
Выпишите словосочетание в тетрадь, обозначьте главное слово и поставьте от него вопрос к зависимому. Определите вид словосочетания (именное, сущ. + прил.).
Немного поиграем.
Я буду называть словосочетание сущ.+сущ., а вы переделаете его в словосочетание сущ.+прил. Например, цветок из камня – каменный цветок.
  • книги для детей – детские книги;
  • статуя из мрамора – мраморная статуя;
  • погода зимой – зимняя погода;
  • корм для кошки – кошачий корм.
Скажите, могут ли быть словосочетанием подлежащее и сказуемое? (Нет). Как они называются? (Грамматическая основа предложения или главные члены). Вспомните стихотворение о том, как найти главные члены предложения.
Когда перед вами задача – найти
Главные члены предложения,
Прежде всего, отыщите глагол,
Глагол в любом наклонении.
Когда обнаружите этот глагол
Между другими словами,
То подчеркните его поскорей
Сразу двумя чертами.
Потом от него мы вопросы кто? что?
К другим словам направляем
И подлежащее, как на крючок,
На эти вопросы поймаем.
Тут мы его одной чертой
Вмиг подчеркнем, без сомненья,
И полюбуйся – перед тобой
Главные члены предложения.
Кроме главных, какие еще бывают члены предложения (второстепенные – дополнение, определение и обстоятельство). На какие вопросы они отвечают? Вспомните о них стихи.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся ДОПОЛНЕНИЯ.
Признак предмета или явления
Обозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
Чей и какой? – вопросы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
На вопросы: где? Когда?
Как? Откуда? И куда?
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА всегда
Дадут ответы вам, да-да.
  1. Назовите грамматическую основу третьего предложения (тропинка уходит).
  2. Какое это предложение по цели высказывания (повествовательное).
  3. Какие предложения по це...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.03.22 | Просмотров: 823

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340