Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Конкурс Инструментальные исследования окружающей среды как промежуточный итог исследовательской работы школьников - Преподавание биологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание биологии

Конкурс Инструментальные исследования окружающей среды как промежуточный итог исследовательской работы школьников


Автор(ы): Мельник Анатолий Алексеевич, методист учебного центра


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» в 2008 году прошёл уже в третий раз. Как и в предыдущие годы, он прошёл в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области», которая в этом году прошла уже в 15-й раз.
Цель конкурса: содействие формированию у молодёжи экологического мышления и комплексного подхода к решению проблем окружающей среды на основе фактических данных о её экологическом состоянии, полученных с использованием инструментальных исследовательских методов и оборудования, в частности производства ЗАО «Крисмас+». В состав оргкомитета конкурса традиционно входят представители: Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
К участию в конкурсе приглашаются школьники, занимающиеся инструментальными исследованиями объектов окружающей среды в рамках предметов химия, биология, экология, в рамках внеклассной работы, в творческих объединениях экологической направленности в дополнительном образовании.
Конкурс за эти годы доказал свою востребованность, стал традиционным и занял свою нишу в образовательной среде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Без владения инструментальными методами исследования невозможно выполнение исследовательских работ высокого уровня. Если школьники знакомы с инструментальными методами, то им будет легче продолжать исследовательскую работу в вузах.
ЗАО «Крисмас+» производит и поставляет материально-техническое и методическое оснащение для проведения инструментальных исследований. Это учебно-методический комплекс «Экологический практикум», который благодаря своей универсальности, многопредметности и функциональности, получил рекомендательный знак Федерального экспертного совета по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения (удостоверение №12 от 29 сентября 2004 г.), имеет сертификацию на соответствие педагогическим, эргономическим, эстетическим требованиям системы «УЧСЕРТ» Российской академии образования. Все изделия, входящие в состав учебно-методического комплекса «Экологический практикум», выполнены на уровне современных требований к продукции учебно-научного назначения и соответствуют научно-педагогическим, эстетическим, эргономическим, техническим требованиям. Применение учебных изделий безопасно для детей и взрослых, а сами изделия имеют высокие потребительские качества и современный внешний вид. Учебно-методический комплекс и его отдельные компоненты снабжены эксплуатационной документацией (технической инструкцией и паспортом), а также методическими указаниями по применению в образовательном процессе для учителя (преподавателя) и дидактическим материалом для обучаемых. Поэтому закономерно, что конкурс так называется.
За прошедшие годы у конкурса появились постоянные участники, свои традиции. Традицией стало и то, что в этом конкурсе наряду с учреждениями, «лидерами» экологического движения, участвуют и школы, которые делают первые шаги в этом направлении и организаторы делают всё возможное, чтобы конкурс был удачной стартовой площадкой для участия в конкурсах более высокого уровня.
Однако были и некоторые особенности, которые отличали конкурс этого года от предыдущих.
Во-первых, конкурс стал межрегиональным, т.е., предусматривалось участие других регионов северо-запада России. Так, впервые в конкурсе принимали участие воспитанники экологического кружка Детского эколого-биологического центра им. А.И.Антропенковой города Сортавала республики Карелия.
Во-вторых, отбор работ на конкурс был более тщательным: от учреждения принималось не более 3 работ, получивших наивысшую оценку на школьной, либо районной конференции.
Хотелось бы также отметить особенности, которые выделяют этот конкурс среди других.
  • На конкурс принимаются только работы, выполненные с применением инструментальных методов и методик исследования природных объектов. Работы с иной тематикой не принимаются.
  • К оформлению исследовательских работ и к докладам предъявляются определенные требования, которые прошли согласование со специалистами в области образования, преподавателями вузов, педагогами (приложение 1).
  • Разработаны методические материалы, содержащие опыт участников нескольких лет: тематика работ, тезисы, а также типичные ошибки, допущенные при написании работ
  • По итогам конкурса участникам даются рекомендации по исправлению замеченных недостатков в работах и докладах.
  • Организуется районный (региональный) этап, в котором учащимся предоставляется возможность выявления достоинств и недостатков в работе и докладе, а педагогам - научным руководителям на реальных примерах повысить свои знания по руководству написанием исследовательских работ.
  • Работает страничка конкурса в сети Интернет на сайте «Сеть творческих учителей».
В сети Интернет на сайте «Сеть творческих учителей» в рамках сетевого сообщества «НОУ-ХАУ» (Проектная и исследовательская работа в школе) работает творческая группа «Инструментальные исследования окружающей среды». На ней размещены необходимые материалы по конкурсу, а участники конкурса могут помещать свои материалы, скачивать необходимые для себя материалы, участвовать в обсуждении вопросов.
Для того чтобы попасть на эту страничку, необходимо:
  1. Войти на сайт «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru
  2. В поисковом окошке слева (в нем написана фраза «ключевое слово») набрать «Инструментальные исследования окружающей среды» и нажать синюю кнопочку около окошка.
  3. В появившемся списке выбрать ссылку на группу (под ссылкой приведено краткое описание группы).
  4. На страничке группы имеются разделы «Форум», «Анонсы», «Библиотека документов».
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! Чтобы быть активным участником группы (участвовать в форуме, загружать свои материалы, скачивать нужные Вам материалы), необходимо зарегистрироваться на сайте http://www.it-n.ru, создав свой персональный профиль. Это можно сделать, кликнув кнопку «Регистрация» в шапке любой страницы сайта и внеся сведения в регистрационную форму.
Таким образом, по сравнению с первыми двумя конкурсами произошёл рост не столько количества, сколько качества работ и подготовки участников.
Как уже упоминалось выше, конкурс занял свою нишу в образовательном пространстве региона. Этому имеются множество подтверждений. Многие участники конкурса при выполнении исследовательских работ совершенствовали свои теоретические знания и практические умения в экологических лагерях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выступали на других конференциях и олимпиадах. Большинство участников выполняли исследовательские работы на базе своих образовательных учреждений, творческих объединений, а некоторые – даже с участием научно-исследовательских лабораторий.
Традиционно работы оценивались в 2 этапа: оценка письменной работы и представление доклада на конференции. Как показал опыт, эти оценки могут быть разными. К примеру, очень интересная и актуальная работа может быть грамотно оформлена, а доклад представлен не очень качественно.
К письменным работам предъявлялись следующие требования:
  1. Актуальность представленной проблемы.
  2. Степень обсуждения проблемы в литературном обзоре.
  3. Практическая значимость работы.
  4. Соответствие выбранных методик поставленным задачам.
  5. Комплексность, полнота и объем проведенных исследований.
  6. Чёткость формулировки выводов, соответствие поставленным задачам.
  7. Оформление работы в соответствии с требованиями.
Актуальность и практическая значимость должны быть прописаны во введении. Правильно сделанный литературный обзор обеспечивает хорошую степень обсуждения проблемы. При планировании работы должны быть правильно поставлены цель и задачи и в соответствии с ними должны быть адекватно подобраны методики. Проводимые исследования должны в наибольшей степени способствовать достижению поставленной цели. Выводы должны соответствовать поставленным задачам.
К докладу также предъявлялись определенные требования:
  1. Структура доклада (логичность и доступность изложения).
  2. Наглядность, иллюстративность материала.
  3. Степень владения материалом, ответы на вопросы.
Поскольку к конкурсным материалам и докладу предъявлялись определенные требования, для педагогов – руководителей исследовательских работ по традиции был проведён установочный семинар, на котором были подробно рассмотрены вопросы:
  • Порядок участия в конкурсе.
  • Структура исследовательской работы, оценка письменной работы.
  • Представление работы (доклад, мультимедийная презентация и стендовый доклад, их взаимосвязь), оценка доклада.
  • Типичные ошибки при написании исследовательских работ и при представлении работы во время доклада.
Особое внимание уделялось ошибкам, которые допускали участники прошлых лет, а также участники других конкурсов и олимпиад.
  • Пункты оглавления не соответствуют имеющимся в работе.
  • Поставленные цели и задачи не соответствуют выполняемым в работе и выводам, либо выводы по работе смешаны с выводами по результатам.
  • Ставятся заведомо невыполнимые задачи
  • Литературный обзор не завершается выводом о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.
  • Сбивается нумерация иллюстративного материала.
  • В тексте не дается ссылок на литературные источники и на иллюстративный материал.
  • В докладе основное время уделяется второстепенному материалу. К примеру, работа посвящена проблеме влияния очистных сооружений на биологическое разнообразие беспозвоночных в реке Берёзовка, а докладчик почти всё время уделяет описанию самой реки, причём информация носит общий характер.
  • В ходе доклада слабо используются иллюстративный материал, стенд и презентация, или содержание стенда (мультимедийной презентации) не полностью соответствует содержанию доклада.
  • Стенд и мультимедий...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2116

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340