Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Игра-зачет Узнай металл по теме: Металлы и их соединения - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Игра-зачет Узнай металл по теме: Металлы и их соединения


Автор(ы): Денисова Виктория Германовна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель игры: контроль за уровнем усвоения учащимися знаний и умений по теме “Металлы и их соединения”
Игровая задача: правильно выполняя задания каждого этапа игры, команда должна заработать как можно больше подсказок, с помощью которых можно узнать металл и составить о нём рассказ.
Учебная задача: каждый участник игры должен решить расчётную задачу, экспериментальную задачу на распознавание солей, выполнить тест и составить уравнения реакций, соответствующие цепочке превращений. Эта работа учащегося оценивается индивидуально.
Подготовка к игре. Четырёх учащихся из класса учитель назначает консультантами. Они сдают зачёт досрочно, решают все задания своего этапа. Класс делится на 4 команды по 5 человек. Каждый ученик получает зачетный лист, где указаны его фамилия и имя, названия этапов игры, где консультанты будут проставлять баллы за выполнение заданий. В кабинете столы ставятся так, чтобы удобно было работать четырём группам учащихся, например по 2 стола в четырёх углах класса, по 6 стульев у каждой пары столов. На столах должны быть таблички с названиями этапов. Учитель готовит дидактический материал (тесты, задачи, цепочки превращений) и оборудование для распознавания (пронумерованные пузырьки с растворами солей, реактивы и пробирки для проведения опытов) , карточки с подсказками.
Непосредственно перед игрой консультанты получают пакеты с заданиями, критериями оценки, комплекты подсказок для каждой команды в конвертах разных цветов. Например, красный цвет будет соответствовать подсказкам про серебро, синий – про золото, зелёный – про свинец, жёлтый – про ртуть.
Ход игры: Учитель сообщает о том, что каждая команда должна пройти 4 этапа и набрать как можно больше баллов и подсказок для того, чтобы узнать металл и составить о нём рассказ, который прозвучит в конце урока. На каждом этапе команда может задержаться не больше 8 минут. После этого каждая команда получает маршрутный лист определённого цвета, на котором указана последовательность прохождения этапов. Такого же цвета команде будут выдаваться подсказки на каждом этапе.
Этап “Тестирование”.
Консультант выдаёт игрокам чистые листы бумаги, ручки и тесты. На чистых листах каждый ученик подписывает свою фамилию. Консультант объясняет задание: выписать номера правильных утверждений, и засекает 5 минут (с помощью песочных или наручных часов). Через 5 минут он собирает и проверяет работы. В тесте пять правильных ответов, они идут под номерами 1, 4, 5, 8, 10. Если ученик выбрал все утверждения верно, ему в зачётный лист ставится “5”, и выдаётся подсказка. Если одно утверждение неверное, или выбраны 5 верных утверждений и одно лишнее – ставится “4”, подсказка не выдаётся, если выбрано 2 ошибочных или лишних утверждения – “3”, подсказка не выдаётся, если более 2 ошибочных или лишних утверждения – “2”.
Подсказки красного цвета: самородный, драгоценный, бактерицидный, электропроводный, звонкий.
Подсказки синего цвета: мягкий, пластичный, драгоценный, самородный, химически пассивный.
Подсказки зелёного цвета: мягкий, тяжёлый, сине-серый, легкоплавкий, ядовитый.
Подсказки жёлтого цвета: тяжёлый, ядовитый, легкоплавкий, низкая электропроводность, низкая теплопроводность.
Тест 1.
1. При взаимодействии натрия с водой образуется щёлочь.
2. Соли алюминия окрашивают пламя в зелёный цвет.
3. Красная кровяная соль – качественный реактив на ионы железа 3+.
4. Гидроксид кальция называют гашёной известью.
5. Натрий можно получить электролизом расплава хлорида натрия.
6. При сгорании лития на воздухе образуется пероксид лития.
7. Оксидная плёнка защищает железо от дальнейшей коррозии.
8. Оксид алюминия при спекании с кристаллическими щелочами образует соли алюминаты.
9. Алюминий – редкий элемент.
10. Железо входит в состав гемоглобина.
Тест 2.
1. При взаимодействии натрия с кислородом образуется пероксид натрия.
2. От лития к цезию плотность щелочных металлов уменьшается.
3. Одна из важнейших руд, используемых для получения железа – пирит.
4. Щелочные металлы были открыты раньше, чем алюминий.
5. Жёлтая кровяная соль – качественный реактив на соли железа 3+.
6. Поташ – одно из соединений алюминия, используемое в качестве удобрения.
7. При взаимодействии железа с соляной кислотой образуется хлорид железа (III).
8. Кальций был открыт Дэви.
9. Ионы железа входят в состав хлорофилла.
10. Алюминий используется как восстановитель в металлургии.
Тест 3.
1. При обычных условиях алюминий не реагирует с водой.
2. Основной компонент соды – карбонат кальция.
3. Щелочные металлы получают в промышленности электролизом растворов их солей.
4. Гидроксид железа (II) самопроизвольно окисляется во влажном воздухе в гидроксид железа (III)
5. В состав гипса входит сульфат кальция.
6. Железо в природе часто встречается в самородном виде.
7. Гидроксид магния проявляет амфотерные свойства.
8. С увеличением атомной массы температура плавления щелочных металлов понижается.
9. Жёлтая кровяная соль является качественным реактивом на соли железа 2+.
10. Магний входит в состав хлорофилла.
Тест 4.
1. При растворении кальция в воде образуется известковая вода.
2. С увеличением атомной массы химическая активность щелочных металлов уменьшается.
3. При взаимодействии железа с газообразным хлором получается хлорид железа (II).
4. Корунд состоит из оксида алюминия.
5. Соли натрия окрашивают пламя в жёлтый цвет.
6. Для получения натрия из руды в промышленности используют алюминотермию.
7. Алюминаты образуются при взаимодействии алюминия с кислотами.
8. Первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения.
9. Одним из самых распространённых в природе соединений магния является известняк.
10. Ионы кальция участвуют в процессе свёртывания крови.
Тест 5.
1. Магний сгорает на воздухе со вспышкой, что раньше использовалось при фотографировании.
2. От лития к цезию температура плавления щелочных металлов возрастает.
3. Железо используют в пирометаллургии как восстановитель.
4. Гидроксид алюминия проявляет амфотерный характер.
5. Красная кровяная соль – качественный реактив на соли железа 2+.
6. Соли калия окрашивают пламя в жёлтый цвет.
7. Щелочные металлы были открыты Д.И. Менделеевым.
8. В состав мрамора входит карбонат кальция.
9. Железо растворяется в воде при обычных условиях с выделением водорода.
10. Ионы калия и натрия участвуют в проведении нервного импульса.
Этап “Расчётные задачи”
Консультант выдаёт игрокам чистые листы, ручки, калькуляторы, таблицы Д.И. Менделеева, листы с задачами. На каждом листе задачи на “3”, “4” и “5”. Учащийся сам выбирает уровень сложности задачи, решает её на подписанном чистом листе. Через 7 минут работы консультант собирает решения и выкладывает перед игроками цветные карточки подсказками вниз, на верхних сторонах карточек написаны числа, соответствующие ответам задач. Каждый игрок называет полученный им ответ и берёт соответствующую подсказку. В целях экономии времени консультант проверяет решения и ставит отметки позже.
Подсказки красного цвета: монеты, медаль, зеркало, фотография, прожектор.
Подсказки синего цвета: монеты, медаль, купола, зубные протезы, корона..
Подсказки зелёного цвета: пули, припой, аккумулятор, белила, сурик.
Подсказки жёлтого цвета: термометр, краски, серебряная вода, старинные зеркала, лампы дневного света.
Вариант 1.
Задача на “3”. Сколько граммов железа можно получить алюминотермическим способом из 32 граммов оксида железа (III)?
Задача на “4”. Сколько граммов железа можно получить алюминотермическим способом из 40 граммов красного железняка, содержащего 80% оксида железа (III)?
Задача на “5”. Сколько граммов железа можно получить с помощью угарного газа из 50,2 граммов красного железняка, содержащего 75% оксида железа (III), если практический выход железа составляет 85% от теоретического?
Ответ во всех задачах: 22,4 грамма.
Вариант 2.
Задача на “3”. Сколько литров водорода выделится при взаимодействии алюминия с раствором, содержащим 7,3 г хлороводорода?
Задача на “4”. Сколько литров водорода выделится при взаимодействии алюминия с 73 граммами 10% раствора хлороводорода?
Задача на “5”. Сколько литров водорода выделится при взаимодействии 6 граммов алюминия с 36,5 г 20% раствора хлороводорода?
Ответ во всех задачах : 8,96 литров.
Вариант 3.
Задача на “3”. Сколько граммов меди можно получить вытеснением её из раствора, содержащего 8 граммов сульфата меди (II) цинком?
Задача на “4”. Сколько граммов меди можно восстановить цинком из 200 г 4% раствора сульфата меди (II)?
Задача на “5”. Сколько граммов меди получится при взаимодействии 5,6 граммов железа с 50 граммами 16% раствора сульфата меди (II)?
Ответ во всех задачах: 3,2 грамма.
Вариант 4.
Задача на “3”. Сколько граммов хлороводорода должно содержаться в соляной кислоте, чтобы реакция со 140 граммами железа прошла полностью?
Задача на “4”. Сколько граммов 10% раствора хлороводорода потребуется для реакции с 14 граммами железа?
Задача на “5”. Сколько граммов 10% раствора хлороводорода потребуется для реакции с 15,2 граммами чугуна, содержащего 8% неметаллических примесей?
Ответ во всех задачах: 182,5 грамма
Вариант 5.
Задача на “3”. Сколько литров водорода выделится при растворении в воде 9,2 граммов натрия?
Задача на “4”. Сколько литров водорода выделится при взаимодействии с водой амальгамы натрия массой 29,3 грамма, если массовая доля натрия в ней 31,4%?
Задача на “5”. Сколько литров водорода выделится при взаимодействии с водой сплава натрия с калием массой 12, 4 грамма, если массовая доля натрия в нём 37,1%?
Ответ во всех задачах: 4,48 литра.
Этап “Цепочки превращений”
Консультант выдаёт игрокам чистые листы, ручки, таблицы растворимости и задания. Через 7 минут консультант собирает работы. Выкладывает перед игроками подсказки, на верхних сторонах которых написаны формулы веществ Х. За правильное определение вещества Х, игроки получают подсказку, за составление уравнений в молекулярном и ионном виде, разбор одного из уравнений с точки зрения окисления-восстановления – отметку (за каждое уравнение – 1 балл). В целях экономии времени консультант проверяет и оценивает выполнение задания позже.
Подсказки красного цвета: Луна, ляпис, белый, украшения, столовые приборы.
Подсказки синего цвета: Солнце, жёлтый, Клондайк, украшения, философский камень.
Подсказки зелёного цвета: Сатурн, хрусталь, радиация, старинные печати, антидетонатор.
Подсказки жёлтого цвета: Меркурий, амальгама, киноварь, сулема, каломель.
Вариант 1.
Запишите уравнения реакций, соответствующие цепочке:
железо Х гидроксид железа (III) нитрат железа(III).
Вещество Х – это:
а) сульфид железа (II); б) хлорид железа (II); в) хлорид железа (III); г) оксид железа(III).
Последнюю реакцию запишите в ионном виде, для первой составьте электронный баланс.
(Ответ: Х – в)
Вариант 2.
Запишите уравнения реакций, соответствующие цепочке:
натрий Х оксид натрия хлорид натрия.
Вещество Х – это:
а) карбонат натрия; б) гидроксид натрия; в) пероксид натрия; г) сульфат натрия.
Последнюю реакцию запишите в ионном виде, для первой составьте электронный баланс.
(Ответ: Х – в)
Вариант 3.
Запишите уравнения реакций, соответствующие цепочке:
карбонат кальция Х хлорид кальция кальций
Вещество Х – это:
а) гидроксид кальция; б) оксид кальция; в) кальций; г) нитрат кальция
Вторую реакцию запишите в ионном виде, для последней составьте электронный баланс.
(Ответ: Х – б)
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3850

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340