Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок по кубановедению Именем Екатерины нареченный - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Урок по кубановедению Именем Екатерины нареченный


Автор(ы): Грачёва Ирина Германовна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задача: показать роль личности Екатерины II в истории Краснодарского края и России.
Цели урока:
  • помочь учащимся выяснить, какую роль сыграла Екатерина Великая в истории Краснодарского края и России;
  • расширить познания учащихся в области истории;
  • формировать чувство ответственности за сохранение истории родного края;
  • воспитывать любовь к родному краю.
Виды работы на уроке: рассказ учителя, сопровождаемый презентацией, проектная деятельность учащихся в группах, творческая деятельность учащихся среднего звена.
Оборудование: презентация (слайды 1-3 портреты Екатерины II и Петра III, сл.4 Святая Великомученица Екатерина, сл.5 Передачи земли казакам, сл.6-7 Переселение казаков на кубанские земли, сл.8 Кошевой атаман З.А.Чепега, сл.9 Генеральный план крепости и города Екатеринодара, утвержд. 5 мая 1819 года, сл.10 Казачий сторожевой пост, сл.11 Улица Красная в начале XX века, сл.12 М. В. Ломоносов, сл.13 Ф. С. Рокотов портреты Екатерины, сл.14 Ф.И.Шубин скульптура Екатерины, сл.15 А.Суворов, сл.16 Адмирал Ф.Ф.Ушаков), тексты о Святой Великомученице Екатерине, учебники “Кубановедение” 3-4 классы, изречения Екатерины о политике, воспитании, культуре и образовании, исследовательские листы, которые учащиеся будут заполнять в процессе проектной деятельности.
Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы урока, постановка цели

Учитель: Тема сегодняшнего урока “Именем Екатерины нареченный”. Как думаете, о чем и о ком пойдет речь?
(Ответы учащихся.).
– Сегодня нам предстоит выяснить, почему Краснодар назывался Екатеринодаром, какую роль сыграла Екатерина Великая в истории Краснодарского края и России. Наша страна имеет древнюю и богатую историю. В истории любого государства существуют важнейшие события и люди, которые повлияли на развитие страны.
Сегодня речь пойдет об императрице государства российского Екатерине II.

2. Рассказ учителя о судьбе Екатерины Великой

Учитель: Екатерина II Алексеевна, урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт – Цербстская, происходила из немецкого княжеского рода. Перед свадьбой крестилась в православную веру с именем Екатерина. Она быстро выучила русский язык и с первых же лет царствования проявила большой интерес к государственным делам. Она не только окружила себя умными и способными русскими людьми, но и сама трудилась, не покладая рук.
В 1743 году, четырнадцатилетней девочкой ее, принцессу Цербстского княжества, привезли в Россию. Среди сверкающих белых снегов мчались красные сани, запряженные шестеркой лошадей. Впереди скакали кирасиры – почетный конвой, который выслал наследник, ее будущий муж, будущий император Петр III. Вот и Петербург, Зимний дворец.
Пушечная пальба, доносившаяся с Адмиралтейства и Петропавловской крепости, оглушили принцессу. Такой же пушечной пальбой началось для нее раннее утро августа 1745 года – день ее свадьбы. Народ устремился к церкви Рождества, где должны были венчаться молодые.
Как во сне стояла она на церемонии венчания. Едва новобрачные вышли из церкви, бесконечное людское море заволновалось, зашумело в восторженном приветствии так, что было почти не слышно ни трубных звуков, ни пушечной пальбы, ни колокольного перезвона.
А потом был торжественный обед, на котором новобрачные сидели вместе с государыней Елизаветой Петровной на тронах под балдахином из парчи и бархата. Не передать, что чувствовала в эти минуты Екатерина, с детства мечтавшая стать царицей!
Когда обед закончился и галерею стали прибирать для бала, Елизавета Петровна отправила молодых отдохнуть. Екатерина, войдя в комнату, упала в кресло. Как же она устала! Ее платье весило, наверное, целый пуд. А корона до боли сдавливала голову. Екатерина подняла руки, чтобы снять ее. Но находившаяся рядом графиня Румянцева пришла в неописуемый ужас.
“– Нельзя! Ваше высочество, нельзя! – воскликнула она. – Государыня надела Вам корону, и, чтобы снять ее, нужно разрешение императорского величества.
– Корона такая тяжелая! У меня разболелась голова. Я только чуть-чуть отдохну, – жалобно сказала Екатерина.
Видя, как она побледнела, графиня направилась за разрешением.
– Это еще не тяжесть, - сказала императрица Елизавета. – Вот когда мою наденет, тогда увидит, что такое царский венец. Впрочем, знаю, - с ласковой улыбкой добавила она, - такая голова Мономахову шапку выдержит!”
Екатерина была невероятно честолюбивая женщина. В скромном маленьком хрупком теле с голубыми глазами и пушистым нимбом волос таилась колоссальная взрывная сила. Это была главная черта Екатерины Алексеевны.

3. Постановка темы проекта и распределение подтем страниц для каждой группы учащихся

Учитель: Итак, частью нашего урока станет ваша проектная деятельность. Тема проекта “Екатерина Великая”. Разделимся на 3 группы. Наш проект будет включать в себя 3 страницы. Тема первой страницы “Почему Софья Фредерика Августа Анхальт – Цербстская крестилась в православную веру с именем Екатерина?”, тема второй страницы “Человеческие качества, позволившие Екатерине II стать великой императрицей”, тема третьей страницы “Почему город Краснодар раньше назывался Екатеринодар?”

4. Работа над проектом в группах

Учащиеся разбиваются на группы, получают исследовательские листы. На столах в каждой группе лежат учебники “Кубановедение” 3-4 классы (с.33 -34 “История на карте”), тексты о Святой Великомученице Екатерине, листы с расшифровкой имени “Екатерина”, листы с изречениями Екатерины о политике, законе, войне, воспитании, культуре, образовании, диски с презентацией.
В каждой группе назначается старший, который собирает высказывания учащихся, заполняет исследовательский лист.

5. Защита проектной деятельности каждой группой

Учащиеся сравнивают Екатерину Великую со Святой Великомученицей Екатериной, которая также была умна, красива, образованна и приняла христианскую веру; называют личностные качества Екатерины, позволившие ей стать великой императрицей (решительность, справедливость, разум, честолюбие, щедрость, железное здоровье, гордость, сила духа, дальновидность, трудолюбие), подтверждая свои выводы выдержками из текстов. Отвечают на вопрос, почему Краснодар ранее именовался Екатеринодаром.

6. Театрализованная постановка “Передача земли казакам”

Учитель: Ребята, предлагаю вам посмотреть театрализованную постановку “Передача земли Казакам”.

7. Рассказ учителя о деятельности императрицы во времена ее царствования, о роли в судьбах России и Кубани

Учитель: Екатерина уделяла большое внимание образованию и просвещению народа. Во времена ее царствования было опубликовано множество книг учительского характера. Для Комиссии по созданию нового законоуслужения императрицей был подготовлен “Наказ”, в котором утверждалось, что воспитание детей должно основываться на религиозных принципах и изначально прививаться в семьях. Еще в 1768 году вопрос обсуждался большим собранием Комиссии. Однако лишь с начала 80-х годов Екатерина великая смогла серьезно заняться вопросом о народном образовании. Созданная ею Комиссия должна была проверять учебники, и если нужно, исправлять их. Книги, “кои до веры касаются”, следовало представить на рассмотрение митрополиту Гавриилу (Петрову), который особенно усердно ратовал за открытие сельских школ для крестьянских детей.
Императрица видела в просвещении не просто развитие образован...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.04.06 | Просмотров: 903

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340