Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Внеклассное мероприятие в 6-м классе по теме: Здравствуй, осень золотая!
Автор(ы): Николаева Алла Сергеевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели мероприятия: Создание условий для расширения знаний учащихся об осени. Обучение умению слушать и слышать поэтическое слово, музыку. Воспитание высокого эстетического отношения к природе своей страны, традициям и обычаям предков. Форма проведения: Литературно-музыкальная композиция с использованием информационных технологий (презентация, созданная в программе Microsoft Office PowerPoint 2003). Оборудование: СD-диск с записью презентации, экран, звуковые колонки, проектор, гербарий, поделки учащихся, творческие поэтические работы учащихся на осеннюю тематику. Ведущие: Учитель географии, 3 Ученика - главные ведущие, 3 Ученика, представляющие осенние месяцы, и 3 их помощника. 1 УЧЕНИК: В черном бархате космической бездны мягко светится голубой шар, очертания которого размыты сияющей дымкой. Эта дымка отгораживает нашу Землю от космоса, бережет планету от губительных излучений Вселенной и поддерживает неугасимый огонь жизни, питая ее кислородом. Это – атмосфера, воздушная оболочка Земли. Именно в ее нижних слоях наблюдаются главные природные явления. 2 УЧЕНИК: Наша планета вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца. Результатом такого вращения являются смена дня и ночи и смена времен года. В наших широтах мы можем наблюдать все четыре времени года. Сегодня у нас в гостях любимая народом госпожа Осень! 3 УЧЕНИК: Читает стихотворение В.Иванова Вчера октябрь принес мне телеграмму На бланке из кленового листа. О том, что в золоте лесная панорама, А даль небес хрустальна и чиста, Что по утрам обильны стали росы, Над озером туман стоит шатром, И палых листьев бронзовая россыпь Одела землю радужным ковром. УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: Интересно наблюдать за перемещением Солнца в течение дня – точки его восхода и захода смещаются ближе к югу. Дни становятся короче, ночи длиннее. Температура почвы и воздуха опускается ниже нуля градусов. В небе нет уже легких кучевых облаков, преобладают низкие, слоистые. 1 УЧЕНИК: Осень… Растения и животные подготавливаются к зиме. “Умирание” природы осенью – подготовка к будущей весне. Многие виды растений приспособились к тому, чтобы успешно пережить зимние холода. 2 УЧЕНИК: Листья ели, сосны, пихты, кедра – игловидные, чешуйчатые, жесткие, кожистые. Они имеют малую поверхность и слабо испаряют воду, поэтому успешно переносят зимнюю стужу. 3 УЧЕНИК: Некоторые растения, такие как брусника, вереск, багульник не сбрасывают осенью всех своих листьев, сохраняя их до будущей весны. А весной листья развертываются и сохраняются до появления следующих листьев. Многие травянистые растения нашей степи тоже уходят под снег зелеными. 1 УЧЕНИК: Читает стихи И.Бунина Осыпаются астры в садах, Стройный клен под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет. Ближний лес затихает, и в нем Показались повсюду просветы. И красив он в убранстве своем, Золотистой листвою одетый. УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ: Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Стихи, музыкальные произведения, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней. 2 УЧЕНИК: Поэт Ф.И. Тютчев писал, что природа “… не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, ней есть любовь, ней есть язык”. 3 УЧЕНИК: Не всем дано услышать этот язык. Для поэтов, художников и композиторов осенняя природа – неиссякаемый источник вдохновения. И многие стихи, музыкальные произведения, картины родились благодаря любви к ней. Вот что писал великий русский композитор П.И.Чайковский: “Прогулка по России, по полям, по степям, бывало, приводила меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких ощущений, которые навевали на меня лес, речка, степь, деревья вдали, скромная речушка, словом, все, что составляет русский родимый пейзаж”. 1 УЧЕНИК: Среди произведений П.И.Чайковского особое место занимает цикл пьес под названием “Времена года”. Послушайте пьесу “Осенняя песнь”. 2 УЧЕНИК: Величава русская осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее широкий чарующий пейзаж. “В саду горит костер рябины красной”. Далекий горизонт слегка окутывается лиловатой дымкой. Осень вплетает березкам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины. 3 УЧЕНИК: Ничего не поделаешь – не за горами зима. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий порывистый ветер, словно чародей, покрывает просеки ковром сорванных листьев. Звучит пьеса Ф.Листа “Осень”. 1 УЧЕНИК: Вместе с Осенью к нам в гости пожаловали три ее сына – осенние месяцы. Приглашаем их на сцену и просим рассказать о себе. УЧЕНИК “СЕНТЯБРЬ”: Осыпал лес свои вершины, Сад обнажил свое чело, Дохнул сентябрь, и георгины Дыханьем ночи обожгло. Так писал о сентябре русский поэт XVIII века А.Фет. Сентябрь - еще очень теплый месяц осени. В среднем, бывает один день с жаркой погодой, двадцать с теплой, и лишь девять дней бывают прохладными. Название сентябрь пришло к нам из Византии и означало порядковый номер месяца – седьмой (год тогда начинался с 1 марта). Славяне называли сентябрь листопроводцем, ревуном, хмурнем. 4 УЧЕНИК: В русских поговорках нашли свое отражение особенности осенней погоды. “Весной, что рекой прольет – капли не видать, а осенью ситцем просеет, а воду, хоть ведром черпай”. 5 УЧЕНИК: Сентябрь знаменит двумя днями: 23 сентября – день осеннего равноденствия. По продолжительности день становится равен ночи, а, начиная с 23 сентября, его продолжительность будет убывать. 14 сентября – Семен-листопроводец. На Руси с этого дня (по старому стилю 1 сентября) начинался Новый год. Под Семенов день вечером в печи гасили старый огонь, а утром, как только начинала заниматься заря, разжигали новый, который специально добывали во дворе из сухого дерева. Этим огнем растапливали печь и зажигали свечи и лучину. Угли этого нового огня хранили потом до весны. Официально Новый год начинался ровно в полночь выстрелом вестовой пушки в Кремле. Вслед за этим начинал гудеть большой колокол на колокольне Ивана Великого. Кремлевские ворота распахивались, и народ наполнял Кремль, чтобы встретить Новый год вместе с государем. Царь выходил из палат, и в Успенском соборе совершалась патриаршья утренняя служба. Наступало Новолетье. В Семенов день старались справлять новоселье и переселяться в новые дома. Но в новый дом необходимо было пригласить старого хозяина – Домового. В покидаемом доме последний раз топили печь. Самая старая бабушка, оставшись одна, выгребала из печи в горшок непогашенные угли, накрывала горшок скатертью и, обращаясь к заднему углу избы, говорила: “Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье!”. В новом доме ее и “принесенного” Домового встречали хлебом-солью и только потом разводили из этих углей огонь в печи. А горшок разбивали и закапывали под передним углом нового дома. Время с Семенова дня по 21 сентября называется бабьим летом. 6 УЧЕНИК: Читает стихотворение Ф.И.Тютчева Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… 4 УЧЕНИК: Сентябрь – месяц урожая. Заканчивается длинная сельскохозяйственная страда, а в садах поспели поздние сорта яблок. А что за раздолье в лесу для грибников! Сапоги мои – скрип да скрип Под березою, Сапоги мои – скрип да скрип Под осиною, И под каждой березой гриб – Подберезовик, И под каждой осиной – Подосиновик - писал поэт Николай Рубцов о славной поре сбора грибов. УЧЕНИК “ОКТЯБРЬ”: Название месяца октябрь так же, как сентябрь, византийского происхождения и обозначает порядковый номер месяца. Я – восьмой месяц древнерусского календаря. Славяне называли октябрь – “грязник”. Недаром в русских поговорках “Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит”, а “В октябре на одном часу и дождь, и снег”. Температура воздуха в октябре опускает...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.04.07 | Просмотров: 1092
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|