Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Обособленные члены предложения (урок-повторение на художественном материале)
Автор(ы): Кашина Инга Владимировна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Повторение и систематизация материала с элементами комплексного анализа текста на тему: «Обособленные члены предложения.» Цели: - закрепить навыки правописания «н» и «нн» в суффиксах прилагательных и причастий;
- повторить условия обособления определений и обстоятельств;
- отработать постановку знаков препинания в предложениях с обособленными членами;
- определить роль обособленных членов предложения в тексте;
- найти выразительные средства языка в отрывке;
- формировать речевые навыки и умения учащихся;
- продолжить формирование навыков работы с текстом.
Оборудование урока: на доске заранее приготовлен орфографический диктант; предложения, где пропущены знаки препинания, из повести А.Грина «Алые паруса»; внутри доски представлен портрет писателя А.Грина, отрывок из повести и иллюстрации к произведению). Ход урока. …человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса. К.Г. Паустовский 1. Слово учителя (чтение отрывка из повести А.Грина «Алые паруса»): «Тем временем море, обведенное по горизонту золотой нитью, ещё спало; лишь под обрывом, в лужах береговых ям, вздымалась и опадала вода. За золотой нитью небо, вспыхивая, сияло огромным веером света; белые облака тронулись слабым румянцем. На черной дали легла уже трепетная снежная белизна; пена блестела, и багровый разрыв, вспыхнув средь золотой нити, бросил по океану алую рябь». - Понравился вам отрывок? О чем он? (Описание природы, моря). - Что помогает более конкретно и широко увидеть красоту моря? (Наличие предложений с обособленными членами). - Какие члены предложения называются обособленными, как выделяются на письме и какую роль играют в тексте предстоит нам выяснить на сегодняшнем уроке. Начнем занятие с написания орфографического диктанта на закрепление и повторение правописания н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. (К доске выходит ученик и в тексте, написанном на доске, комментируя, вставляет пропущенные орфограммы, класс записывает в тетради.). В это время два ученика у доски самостоятельно работают над предложениями, которые заранее написаны на доске. Они должны расставить знаки препинания в предложениях. Текст орфографического диктанта. Медле…о повернуть, стра…ое в…дение, утре…ий час, дли…ая дорога, прониза…ых у края, растрепа…ые волосы, завале..ый прилавок, смеша…ые оттенки, стари…ое представление, пламе..ое р…стение, глаза зажмуре…ы, увеша…а коврами, потрясё… случившимся, изъеде…ы червём, драгоце…ая минута, гране…ый стакан, обведе…ое по г…ризонту. После написания орфографического диктанта проверяем самостоятельную работу учеников, которые расставляли пропущенные знаки препинания в предложениях, написанных на доске. (Ученики объясняют постановку знаков препинания в предложениях и графически комментируют их, остальные записывают в рабочие тетради). - Туман ещё не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля медленно повертывающегося к устью реки.
- Был белый утренний час; в огромном лесу стоял тонкий пар полный странных видений.
- Внезапный звук пронесся среди деревьев с неожиданностью тревожной погони; это запел кларнет.
- Звук дрожал как голос скрывающий горе; усилился, улыбнулся грустным переливом и оборвался. (Первый ученик).
- Музыкант выйдя на палубу сыграл отрывок мелодии полной печального, протяжного повторения.
- Береговой ветер пробуя дуть лениво теребил паруса; наконец тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилиями, рассеял туман и вылился по реям в лёгкие алые формы полные роз.
- Его свёрнутые паруса ожили свисая фестонами расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок. (Второй ученик).
- Вспомним пройденный материал и ответим на теоретические вопросы: - Какие члены предложения называются обособленными?
- Какие члены предложения могут обособляться?
- Условия обособления определений. А когда не обособляются?
- Условия обособления обстоятельств.
2. - Ребята, посмотрите внимательно на те предложения, которые мы записали. Можно ли их назвать текстом? (Нет). - Почему? (Они не связаны между собой по смыслу и грамматически). - Ребята, перечитайте предложения и самостоятельно составьте связанный текст. (Ученики составляю текст, а потом его читают). - Определите стиль текста и тип речи. (Художественный стиль, повествование с элементами описания). - Вспомните, из какого произведения этот отрывок? ( А.Грин «Алые паруса»). - Назовите главных героев повести ( Ассоль, Грей, Лонгрен и другие). - А теперь поработаем с текстом и ответим на ряд вопросов: - Скажите, каких предложений больше простых или сложных? (4 сложных и 3 простых). - Чем осложнены простые предложения? ( Обособленными определениями, обстоятельствами и однородными членами). - Как вы думаете, для чего писатель использует обособленные члены предложения? (Для более полного создания образа, показать как можно больше действий, добавит красочности). - Если убрать обособленные члены предложения, теряется ли образ, созданный писателем? (Да. Ученики читают текст без обособленных членов предложения). - Можно ли обособленные члены предложения назвать выразительными средствами языка? (Да). - Есть ли в тексте другие выразительные средства языка? (Эпитеты (белый утренний час, грустные переливы), олицетворение (звук дрожал, улыбнулся и оборвался), сравнение (звук дрожал, как голос.)) - Найдите в толковом словаре лексическое значение слова «фестоны». (Фестон - один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья). 3. - Обратите внимание на то, как...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.04.08 | Просмотров: 1033
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|