Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы
Автор(ы): Рахимбаева Гулуса Фаритовна, учитель татарского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с этим возникает задача о более всестороннем и тщательном изучении способов получения информации. Поскольку в настоящее время человечество находится в состоянии перехода к информационному типу общества, информатизация образования рассматривается, как необходимое условие развитие современного грамотного члена общества. Мне хотелось бы отметить тот факт, что по сравнению с 90-ми годами для русских школ существует отдельная программа, потому что есть существенные отличия от методики преподавания татарского языка в татарских школах, в русских школах знания приобретаются практически с нуля. На первый план при обучении татарскому языку как неродному выдвигается коммуникативное обучение через диалоговые тексты. Недопустимо голое изучение грамматики, необходимо соблюдать ситуативно-тематический принцип. То есть искусственно создается ситуация “в магазине”, “в театре”, “на празднике” и ученик свободно общается в рамках ситуации с соседом по парте. Но одной диалоговой речи недостаточно, поэтому я использую презентации на своих уроках, чтобы заинтересовать учеников материалом, который я хочу преподнести им. Таким образом, в легкой, непринужденной форме диалога, сопровождаемые показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи и легче заучиваются, запоминаются новые слова. И потом для многих татар первым языком является русский, этим можно объяснить столь пристальное внимание, которое уделяется разработке отдельных программ по обучению татарскому языку как неродному. Известно, что татарский язык входит в кипчакско-булгарскую группу тюркских языков. В татарской лексике много слов общетюркского происхождения. Люди, хорошо владеющие татарским языком, имеют возможность общаться на башкирском, казахском, узбекском, азербайджанском, карачаевском, туркменском языках, а также, при желании, смогут понять и турецкую речь. Татарский язык входит в число 14 легко усваиваемых языков мира, его понимают более 150 млн. представителей тюркоязычных народов земного шара. Я работаю учителем татарского языка и литературы в татарских группах. На своих уроках стараюсь раскрыть перед учениками красоту родного языка. В своей работе использую различные активные формы и методы. Трудные на первый взгляд задания привлекают учащихся своей новизной, необычностью, нестандартностью. В процессе обучения и воспитания подрастающего поколения основным аспектом является интеллектуальный рост учащихся. В настоящее время на уроках детям дается очень большой объем информации, поэтому необходимо интенсифицировать процесс развития. С целью интенсификации обучения я использую новые технологии. Многие ученые ставят вопрос: использовать или не использовать компьютер. Некоторые думают, что компьютер перед учащимися и учителями раскрывает новые возможности, позволяет уйти от традиционного обучения, помогает находить новые идеи и решать сложные проблемы. Некоторые ученые думают, что у учащихся пропадает внимание, а учителя должны пройти специальные курсы по использованию компьютера на уроках. На уроках я использую компьютерные технологии. Почему? Ученик с приходом в школу испытывает определенный дискомфорт, потому что не во всех школах есть классы, достаточно обеспеченные техническими средствами. Поэтому у детей исчезает интерес к учебе. Творчески работающие учителя находятся в поиске новых технологий. Сначала применяли магнитофон, потом теле-, видеоаппаратуру, а теперь используют компьютер. Компьютер включает в себя телевизор, видеомагнитофон, книгу и калькулятор. Он для детей является и другом, и учителем, и высшей точкой интеллектуального развития человечества. Применение компьютера на уроках татарского языка имеет следующие положительные стороны: - индивидуализация содержания учебного процесса, быстрое усвоение объемного материала;
- возрастает познавательная активность учащихся;
- за счет экономии времени возрастает эффективность урока;
- учет психологических особенностей детей и объективная оценка знаний;
- меняется характер работы учителя.
Возникает проблема: учащиеся не разговаривают между собой, значит и исчезает литературный язык. Но тем не менее, мы должны адаптировать учеников к жизни в век информации. Знакомство с компьютером – это только одна часть адаптации. Сама я начала использовать компьютер в своей работе три года назад, но не в полном объеме, как хотелось бы, не хватало опыта работы с компьютером. В нашей школе были организованы компьютерные курсы: “Основы информационных коммуникативных технологий” для учителей-предметников. Руководителем была Мухаметшина А.Ш. Одними из первых курсы прошли учителя татарского языка. На курсах я делала презентацию по теме: “Домашние птицы” для учащихся 1-го класса..По окончании курсов у меня появилась возможность для более объемной, полной работы с компьютером. В 2004 году участвовала в районном и городском конкурсе “Использование высоких технологий в учебно-воспитательном процессе” с проектом по татарскому язык и заняла 1 место в районе, 3 место в городе. В 2005 году участвовала с проектной работой по татарской литературе “Незабываемые имена”, которая в районном этапе заняла II место, в городском конкурсе III место. Продолжая работу по использованию компьютера на уроках татарского языка и литературы, я подготовила и провела открытый урок на семинаре. Тема урока: “Имя прилагательное” 3-ий класс. По программе на изучение темы дается 5 часов. Этот урок – первый. Тема урока очень важная. Она логически связана с предыдущими уроками. Поэтому методы обучения и объяснение новых понятий были выбраны, опираясь на ранее изученный материал. Были поставлены следующие цели: - Закрепление знаний по теме: “Имя существительное”.
- Отработка навыков правильного произношения звуков.
- Объяснение понятий “имя прилагательное”, “определяемое слово”.
- Развитие диалогической и монологической речи учащихся, расшир...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2267
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|