Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное мероприятие в 6-м классе с использованием ИКТ Хлеб — всему голова - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Внеклассное мероприятие в 6-м классе с использованием ИКТ Хлеб — всему голова


Автор(ы): Галимзянова Фарзия Наримановна, учитель русского языка и литературы; Сибгатуллина Рамиля Шамсиевна, учитель русского языка и литературы; Зарипова Фильсина Рафисовна, учитель русского языка и литературы; Ибатуллина Люция Гаптелхаевна, учитель русского языка и литературы; Мартынова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • воспитание бережного отношения к хлебу;
  • научить видеть и уважать труд хлебороба; знать, какой путь проходит хлеб прежде чем дойти до стола
  • раскрыть ценность хлеба;
  • расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, о блокадном хлебе.
Оборудование: компьютерная презентация, высказывания о хлебе, хлебобулочные изделия.

Ход мероприятия

1 ведущий. Исстари говорят: сколько не думай, лучше хлеба не придумаешь.
Хлеб – гениальное изобретение человечества, рожден четырьмя стихиями. И каждой из них можно поклоняться – солнцу, земле, воде и огню.
Булки на деревьях не растут – об этом знают все. Но за азбучной истиной мы порой забываем, что недорогая – по магазинной мерке недорогая – булка или, того дешевле, ломоть ржаного, такие привычные каждому, доступные, вобрали великий по предназначению и результату труд. Не одного человека, не двух и не трех… Труд народа, труд поколений.
Мало в мире ценностей, которые, как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения. И ещё одно обстоятельство. Хлеб всегда добр. Даже в мире, в котором много злобы.
Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен и незаменим. И тем велик. Хлеб – верный спутник человека.
2 ведущий (держа каравай хлеба на подносе)
Буханка хлеба – это настоящий
Осколок солнца на моей земле,
Огонь обогревающий, горячий
Извечно на обеденном столе.
Хлеб – это золотая нива, это ломоть ржаного или пшеничного, это буханочка, входящая в бортпаёк космонавта, это лаваш, паляница, узбекская лепёшка…
Точно, с юмором и изяществом оформил наш народ своё отношение к хлебу. Шлифовалось оно веками, вошло в поговорки, пословицы и присказки.
Учащиеся по порядку выходят и, произнеся свою пословицу, выстраиваются в полукруг.
– Ел бы богач деньги, кабы бедняк не кормил его хлебом.
– Будет хлеб, будет и обед.
– Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.
– Без соли и хлеба – худая беседа.
– Хлеб – соль ешь, а правду режь.
– Хлеб в пути не тягость.
1 ученик. Ржаной считался главой хлебного семейства. Исстари не было ему равных. И сейчас нет!
– Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь.
Когда дело шло хорошо, мог крестьянин и пошутить, пожелав себе: «Уродися рожь в оглоблю, а картошка в колесо».
2 ученик. Но чаще рожь и пшеница были не в оглоблю.
И не всегда, далеко не всегда доставало хлеба. А уж если хлеб был, не знали горя ни заводской, ни рабочий.
3 ученик. Хлеб да соль, и обед пошёл.
Хлеб в первом ряду слов тёплых, добрых…
4 ученик. Хлебом-солью народ встречает своих героев. Хлебом клянутся.
5 ученик. «Хлеб – держава. Золото и серебро – металл. Рожь и пшеница – жизнь», – говорит народная мудрость. И ещё одна: не оставляй на завтра дела, а оставляй хлеба.
6 ученик. Хлеб – это наша главная забота. Хлеб – всему голова.
Учитель произносит слова О. Берггольц:
Вчера, идя по улице моего города, я увидела на земле полбуханки черного хлеба. Люди шли и спотыкались об этот замерзший кусок…
Ольга Берггольц – ленинградская поэтесса.
В музее истории Ленинграда хранится черствый, потемневший от времени, темный с самого своего появления на свет сухой ломоть хлеба. И сухарем-то не назовешь, хоть и высох кусок. Обычный хлеб не так сохнет и не так черствеет. Это суточная блокадная норма на одного человека.
Сколько трагизма заключено в стихотворных строчках этой поэтессы:
125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам…
(Показ кусочка хлеба в 125 г. Чтение строк из стихотворения)
Капля крови, как порой бывает
Неотложно, экстренно нужна,
Капля крови к жизни возвращает,
Капля крови, как она важна…
Каплей крови, необходимой для поддержания жизни человека в блокадном Ленинграде, и стал этот маленький кусочек хлеба.
Учитель зачитывает строки из книги К. Барыкина «Хлеб, который мы едим»
Военный совет фронта с начала сентября по 20 ноября 1941 года пять раз сокращал нормы выдачи хлеба населению, трижды уменьшал продовольственный паек фронтовым частям.
«Представьте хлебную карточку – бумажный листочек, расчерченный на квадратики с цифрой 25. За пять таких кусочков бумаги, с ноготь каждый, выдавался скудный дневной паек. Двадцать пять граммов хлеба – величина почти неосязаемая. Да и сумма всех пяти слагаемых, – каждый скажет, недостаточно этого для жизни. Сто двадцать пять граммов. Двести пятьдесят – по карточкам рабочих. Ленинградская блокадная карточка. На каждой – надпечатка: «При утере карточка не возобновляется». Суровая мера, но необходимая. «Продовольственная карточка являлась единственным источником получения продуктов, – свидетельствует представитель Государственного Комитета обороны в осажденном городе Дмитрий Васильевич Павлов. – Она была дороже денег, дороже картин великих живописцев, дороже всех других шедевров искусства».
Город жестоко голодал – весь город, без исключения. Страна предпринимала огромные усилия, чтобы помочь ленинградцам. Путь к ним был один – через Ладожское озеро. Или по воздуху. Но много ли переправишь самолетом? И отправлялись в отчаянной смелости рейсы баржи и сухогрузы. За осень 1941 года через Ладогу перевезли около 44 тысяч тонн зерна, муки и крупы…
А кольцо блокады сжималось, к городу пробиться становилось труднее день ото дня. Вражеская артиллерия обрушила на Ленинград более 150 тысяч тяжелых артснарядов, 107 тысяч бомб. Первыми подверглись бомбардировке продовольственные склады. Они занялись высоким, дымным, издалека видным пламенем, внося в души щемящую тревогу. Все, кто мог, помогали тушить пожар, и вскоре огонь затих, причинив вреда меньше, чем представлялось поначалу.
Город жил, ленинградцы превратили его в неприступную крепость. Дух советского человека таков, что и в самые трудные дни он остается человеком, невзгоды закаляют. Ленинградцев поддерживала вера в наш советский строй. В те дни страна предпринимала все возможное, чтобы помочь Ленинграду.
В гитлеровской ставке начинали понимать – захватить Ленинград силой не удастся. И тогда фашистские стратеги разработали новый план. Город должен задохнуться в тисках голода. Гитлер заявил: «Ленинград сам поднимет руки. Он падет, рано или поздно. Никто не освободит его...Ленинграду придется умереть голодной смертью».
Ленинградцы голодали, но продолжали борьбу – солдаты защищали город оружием, жители – своей стойкостью, мужеством, дисциплиной. Трагизмом наполнены строки стихотворения Анны Ахматовой:
Как из недр его вопли «Хлеба!»
До седьмого доходят неба…
Смену, полторы, две работали у печей изнуренные, но не сдавшиеся люди. Это о них рассказала «Правда»: о Нине Алексеевне Рылеевой, Анне Ивановне Сергеевой, Екатерине Ивановне Чернышевой, о том, как несли они свою огненную вахту.
– Работали по двенадцать часов. Как только на ногах держались? Получишь двести пятьдесят граммов хлеба и притронуться боишься. Начнешь есть – и съешь весь… А впереди смена. И дома ждут мама и сестренки. Галя самая младшая, три годика ей было. Лежит, помню, закутанная в одеяло и платок, глаза большие-большие, смотрит и ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.04.10 | Просмотров: 927

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340