Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок в 8-м классе Металлы-макроэлементы: магний, кальций (из элективного курса Металлы в организме человека) - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Открытый урок в 8-м классе Металлы-макроэлементы: магний, кальций (из элективного курса Металлы в организме человека)


Автор(ы): Склима Марина Викторовна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Металлы – макроэлементы: магний, кальций»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи:
  • познакомить учащихся с важнейшими макроэлементами (магнием, кальцием), их биологической ролью, причинами дисбаланса и его коррекцией;
  • продолжать развивать умения находить нужную информацию и выявлять ошибки в заданиях;
  • продолжать развивать интерес к предмету химия;
  • формировать мировоззрение через естественнонаучную картину мира.
Методы обучения:
  • словесные (рассказ учителя, беседа, выступление учащихся);
  • словесно-наглядные (работа по плакатам, таблицам, просмотр слайдов);
  • проблемно-поисковые (выполнение заданий поискового характера)/
Оборудование: дидактические материалы к занятию №3 (Схема №1 Содержание химических элементов в земной коре и организме человека; Рисунок № 1. Топография s-элементов IIA-группы в организме человека (см. Приложение)
Таблицы: (см. Приложение)
1. Суточная потребность (мг) в некоторых элементах;
2. Формула оптимального питания взрослого человека;
3. Источники, функции и признаки недостатка в организме для некоторых незаменимых минеральных веществ;
4. Продукты, содержащие магний;
5. Продукты, содержащие кальций), ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Минутка здоровья.
II. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с химическими элементами, необходимыми для нормального развития организма человека – кальцием и магнием. Узнаем источники поступления в организм магния и кальция, их биологическую роль, основные причины недостатка в организме, токсическое действие избытка и что необходимо людям, чтобы не нарушить баланс магния и кальция в организме.
Работать будем по плану:
1. Макроэлементы: кальций, магний
А. Источники поступления в организм человека.
Б. Биологическая роль.
В. Основные причины дефицита.
Г. Токсическое действие.
Д. Коррекция дисбаланса в организме.
(План работы на доске)
– Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, находятся в тесном контакте с окружающей природой. Природа даёт нам необходимые продукты питания.
Какой должна быть пища?
«Если наша пища лишена жизни, если важные питательные элементы в ней отсутствуют, мы можем погибнуть от голода даже при переполненном желудке…» Почему?
О роли витаминов в здоровом питании знают все, а вот значение полезных макроэлементов – магния и кальция мы не просто недооцениваем, но даже порой не знаем о их важности.
Вопрос к классу.
ГДЕ МЫ МОЖЕМ ВСТРЕТИТЬ МЕТАЛЛЫ?
Оказывается, металлы содержатся не только в земной коре, но и в организме человека. Так как кальций и магний это активные металлы, то они встречаются в виде соединений – минералов, солей в которых они находятся в виде ионов. В организме человека они тоже находятся в виде ионов. Если принять массу человека за 70 кг. Из них на кальций приходится 1 кг 700 г, а на магний – 42 г.
Посмотрите, пожалуйста, на схему №1(Плакат на доске), которая отображает содержание химических элементов в земной коре и организме человека, и ответьте на следующие вопросы:
  • СКОЛЬКО КАЛЬЦИЯ СОДЕРЖИТСЯ В ЗЕМНОЙ КОРЕ?
  • А В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА?
  • СКОЛЬКО МАГНИЯ НАХОДИТСЯ В ЗЕМНОЙ КОРЕ И ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА?
  • КАКОЙ ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ВЫВОД?
Кальций и магний содержатся в организме человека в большом количестве и именно поэтому они относятся к макроэлементам.
Пищевые продукты и питьевая вода способствуют поступлению в организм практически всех химических элементов.
Магний поступает в организм человека с пищей и водой. Он находится в таких продуктах питания как: орехи, морская пища, шоколад, фасоль, гречка, пшено картофель, петрушка, поваренная соль. Особенно богата магнием растительная пища.
Кальций в больших количествах содержится во многих пищевых продуктах и ежедневно поступает в организм с пищей. Значительное количество кальция содержится в молочных продуктах, рыбе, кожице всех фруктов и овощей, молодых листьях одуванчика, меньшее в огородной зелени.
ПОСМОТРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА НА ТАБЛИЦУ №4 И №5, В НИХ ПОКАЗАНО В КАКИХ ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ НАХОДИТСЯ МАГНИЙ и КАЛЬЦИЙ.
(Показ слайдов)
– Назовите, пожалуйста, продукты питания наиболее богатые ионами кальция и магния.
КАКОВА ФОРМУЛА ОПТИМАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И СКОЛЬКО СОСТАВЛЯЕТ СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ОРГАНИЗМА В ЭТИХ ИОНАХ? НА ЭТИ ВОПРОСЫ ВАМ ПОМОГУТ ОТВЕТИТЬ ТАБЛИЦЫ №2 И №1
Учащиеся работают по таблицам.
– В чем заключается биологическая роль магния и кальция?
Магний участвует в обменных процессах, тесно взаимодействуя с калием, натрием, кальцием, является активатором для множества ферментов, стимулирует образование белков, снижает возбуждение в нервных клетках, обладает сосудорасширяющим действием. Магний устраняет старческую малоподвижность и дрожание мышц, он благотворно действует на органы пищеварения: стимулирует выделение желчи, усиливает активность желудка и кишечника, очищает слизистую желудка.
Какие ещё функции выполняют ионы магния, вы можете посмотреть в таблице №3
Кальций обладает высокой биологической активностью, выполняет в организме многообразные функции, среди которых: регуляция внутриклеточных процессов, процессов нервной проводимости и мышечных сокращений, проницаемости клеточных мембран, формирование костной ткани, минерализация зубов, участие в процессе свертывания крови.
В КАКИХ ОРГАНАХ И ТКАНЯХ НАХОДЯТСЯ МАГНИЙ И КАЛЬЦИЙ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА?
Учащиеся работают с рисунком №2.
ОТВЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА ВОПРОС: «ЕСЛИ С ПИЩЕЙ ПОСТУПАЕТ НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО МАГНИЯ И КАЛЬЦИЯ, ЭТО СКАЖЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ? А ЕСЛИ ИЗБЫТОЧНОЕ?»
– Сегодня на вопрос: «Каковы основные причины дефицита и в чем заключается токсическое действие ионов магния и кальция на организм нам ответят Катя и Лена. (Читают сообщения)
Дополнение учителя: При избыточном содержании кальций выводит из организма: магний, цинк, железо; а магний – бериллий, кальций, натрий, алюминий.
Основные причины дефицита магния:
  • нарушение регуляции обмена магния, недостаточное поступление
  • хронический стресс
  • интоксикация (Al, Be, Pb, Ni, Cd, Co, Mn)
Повышенное содержание ионов магния в организме приводит к нарушению ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.04.13 | Просмотров: 992

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340