Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Открытый урок в 8-м классе Металлы-макроэлементы: магний, кальций (из элективного курса Металлы в организме человека)
Автор(ы): Склима Марина Викторовна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: «Металлы – макроэлементы: магний, кальций» Тип урока: изучение нового материала Задачи: - познакомить учащихся с важнейшими макроэлементами (магнием, кальцием), их биологической ролью, причинами дисбаланса и его коррекцией;
- продолжать развивать умения находить нужную информацию и выявлять ошибки в заданиях;
- продолжать развивать интерес к предмету химия;
- формировать мировоззрение через естественнонаучную картину мира.
Методы обучения: - словесные (рассказ учителя, беседа, выступление учащихся);
- словесно-наглядные (работа по плакатам, таблицам, просмотр слайдов);
- проблемно-поисковые (выполнение заданий поискового характера)/
Оборудование: дидактические материалы к занятию №3 (Схема №1 Содержание химических элементов в земной коре и организме человека; Рисунок № 1. Топография s-элементов IIA-группы в организме человека (см. Приложение) Таблицы: (см. Приложение) 1. Суточная потребность (мг) в некоторых элементах; 2. Формула оптимального питания взрослого человека; 3. Источники, функции и признаки недостатка в организме для некоторых незаменимых минеральных веществ; 4. Продукты, содержащие магний; 5. Продукты, содержащие кальций), ПСХЭ Д.И. Менделеева, таблица растворимости. ХОД УРОКА I. Организационный момент. Минутка здоровья. II. Изучение нового материала Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с химическими элементами, необходимыми для нормального развития организма человека – кальцием и магнием. Узнаем источники поступления в организм магния и кальция, их биологическую роль, основные причины недостатка в организме, токсическое действие избытка и что необходимо людям, чтобы не нарушить баланс магния и кальция в организме. Работать будем по плану: 1. Макроэлементы: кальций, магний А. Источники поступления в организм человека. Б. Биологическая роль. В. Основные причины дефицита. Г. Токсическое действие. Д. Коррекция дисбаланса в организме. (План работы на доске) – Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, находятся в тесном контакте с окружающей природой. Природа даёт нам необходимые продукты питания. Какой должна быть пища? «Если наша пища лишена жизни, если важные питательные элементы в ней отсутствуют, мы можем погибнуть от голода даже при переполненном желудке…» Почему? О роли витаминов в здоровом питании знают все, а вот значение полезных макроэлементов – магния и кальция мы не просто недооцениваем, но даже порой не знаем о их важности. Вопрос к классу. ГДЕ МЫ МОЖЕМ ВСТРЕТИТЬ МЕТАЛЛЫ? Оказывается, металлы содержатся не только в земной коре, но и в организме человека. Так как кальций и магний это активные металлы, то они встречаются в виде соединений – минералов, солей в которых они находятся в виде ионов. В организме человека они тоже находятся в виде ионов. Если принять массу человека за 70 кг. Из них на кальций приходится 1 кг 700 г, а на магний – 42 г. Посмотрите, пожалуйста, на схему №1(Плакат на доске), которая отображает содержание химических элементов в земной коре и организме человека, и ответьте на следующие вопросы: - СКОЛЬКО КАЛЬЦИЯ СОДЕРЖИТСЯ В ЗЕМНОЙ КОРЕ?
- А В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА?
- СКОЛЬКО МАГНИЯ НАХОДИТСЯ В ЗЕМНОЙ КОРЕ И ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА?
- КАКОЙ ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ВЫВОД?
Кальций и магний содержатся в организме человека в большом количестве и именно поэтому они относятся к макроэлементам. Пищевые продукты и питьевая вода способствуют поступлению в организм практически всех химических элементов. Магний поступает в организм человека с пищей и водой. Он находится в таких продуктах питания как: орехи, морская пища, шоколад, фасоль, гречка, пшено картофель, петрушка, поваренная соль. Особенно богата магнием растительная пища. Кальций в больших количествах содержится во многих пищевых продуктах и ежедневно поступает в организм с пищей. Значительное количество кальция содержится в молочных продуктах, рыбе, кожице всех фруктов и овощей, молодых листьях одуванчика, меньшее в огородной зелени. ПОСМОТРИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА НА ТАБЛИЦУ №4 И №5, В НИХ ПОКАЗАНО В КАКИХ ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ И В КАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ НАХОДИТСЯ МАГНИЙ и КАЛЬЦИЙ. (Показ слайдов) – Назовите, пожалуйста, продукты питания наиболее богатые ионами кальция и магния. КАКОВА ФОРМУЛА ОПТИМАЛЬНОГО ПИТАНИЯ И СКОЛЬКО СОСТАВЛЯЕТ СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ОРГАНИЗМА В ЭТИХ ИОНАХ? НА ЭТИ ВОПРОСЫ ВАМ ПОМОГУТ ОТВЕТИТЬ ТАБЛИЦЫ №2 И №1 Учащиеся работают по таблицам. – В чем заключается биологическая роль магния и кальция? Магний участвует в обменных процессах, тесно взаимодействуя с калием, натрием, кальцием, является активатором для множества ферментов, стимулирует образование белков, снижает возбуждение в нервных клетках, обладает сосудорасширяющим действием. Магний устраняет старческую малоподвижность и дрожание мышц, он благотворно действует на органы пищеварения: стимулирует выделение желчи, усиливает активность желудка и кишечника, очищает слизистую желудка. Какие ещё функции выполняют ионы магния, вы можете посмотреть в таблице №3 Кальций обладает высокой биологической активностью, выполняет в организме многообразные функции, среди которых: регуляция внутриклеточных процессов, процессов нервной проводимости и мышечных сокращений, проницаемости клеточных мембран, формирование костной ткани, минерализация зубов, участие в процессе свертывания крови. В КАКИХ ОРГАНАХ И ТКАНЯХ НАХОДЯТСЯ МАГНИЙ И КАЛЬЦИЙ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА? Учащиеся работают с рисунком №2. ОТВЕТЬТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, НА ВОПРОС: «ЕСЛИ С ПИЩЕЙ ПОСТУПАЕТ НЕДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО МАГНИЯ И КАЛЬЦИЯ, ЭТО СКАЖЕТСЯ НА ЗДОРОВЬЕ? А ЕСЛИ ИЗБЫТОЧНОЕ?» – Сегодня на вопрос: «Каковы основные причины дефицита и в чем заключается токсическое действие ионов магния и кальция на организм нам ответят Катя и Лена. (Читают сообщения) Дополнение учителя: При избыточном содержании кальций выводит из организма: магний, цинк, железо; а магний – бериллий, кальций, натрий, алюминий. Основные причины дефицита магния: - нарушение регуляции обмена магния, недостаточное поступление
- хронический стресс
- интоксикация (Al, Be, Pb, Ni, Cd, Co, Mn)
Повышенное содержание ионов магния в организме приводит к нарушению ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.04.13 | Просмотров: 977
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|