Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психологическая игра Если с другом вышел в путь


Автор(ы): Черемных Галина Ивановна, -

Пояснительная записка.
Младшие подростки наиболее уязвимы, эмоционально очень ранимы. Это их возрастная особенность. Они беззащитны в ситуации перехода из начальной школы в среднюю. Это событие нельзя по своему желанию удалить или избавиться от него раз и навсегда. Очень часто подростку требуется помощь, чтобы преодолеть эмоциональные нарушения, которые переполняют его. К этому добавляются ещё какие-то относительно незначительные, с точки зрения близких взрослых, события. Всё это создаёт условия для возникновения такой ситуации, в которой подросток не может ни себя контролировать, ни предсказать дальнейшее её развитие. Это травмирует ребёнка, и мы наблюдаем резкое увеличение детей с поведенческими нарушениями: трудностями общения, усилением вредных привычек, отстранённостью от других людей – что ведёт к отсутствию позитивной проекции на будущее.
Всё это говорит о том, что младшим подросткам необходима психологическая помощь.
В силу своей привлекательности, очень эффективна в этой ситуации психологическая игра. Этот метод имеет как формирующий, так и диагностический потенциал. Игра воздействует на поведение детей через аффективную составляющую установки.
С учётом возрастных особенностей и проблем, возникающих перед младшими подростками, мы предлагаем проводить эмоционально-личностную коррекцию в игровой форме. Именно вхождение ребёнка в игровой образ позволяет ребёнку свободно и безопасно рефлексировать свои чувства и переживания.
Наша программа представляет собой модель обучения жизненным навыкам. Она носит не только конструктивный, но и превентивный характер, поскольку призвана не исправлять последствия нарушений психосоциального развития, а предупреждать их.
Цель. Профилактика нарушений психологического здоровья.
Задачи:
  1. Помочь младшему подростку принять новый социальный статус.
  2. Развитие компетентности в социальном функционировании (реактивность, реализм, установление отношений, социальный интерес);
  3. Формирование позитивных установок и эффективных поведенческих навыков.
  4. Преодоление и предупреждение эмоциональных и поведенческих нарушений через овладение способами взаимодействия с самим собой и окружающим миром и совершенствование навыков саморегуляции.
Атрибуты.
  1. Фломастеры и цветные карандаши. Листы бумаги. Магнитофон и аудиокассеты.
  2. Нарисованный на бумаге корабль с парусами.
Время проведения.
Проводится по окончании уроков. Длительность не фиксируется, она зависит от особенностей протекания игры с каждой отдельной группой ( ведущий ориентируется на 45 минут). Игра проводится один раза в неделю, в начале учебного года.
Содержание.
Занятие 1
. “Подготовка к путешествию”.
Сегодня мы с вами начинаем игру, которая будет продолжаться несколько дней.
Наша игра называется “Если с другом вышел в путь”. Мы будем начинать её с этой песни.
В течение игры мы будем все вместе путешествовать, и с нами будут происходить всевозможные приключения.
Познакомьтесь с правилами игры.
Правила.
Не оценивать, говорить о собственных чувствах.
Каждый имеет право на ошибку.
Каждому свой темп и ритм.
Каждый проживает ситуацию в меру своих возможностей.
Каждый имеет право изменять своё мнение.
Каждый должен быть услышан.
Как вы думаете, какие качества потребуются членам группы, чтобы путешествие протекало успешно? Записываются качества, предлагаемые участниками игры.
Одно из важнейших качеств – умение приветливо и доброжелательно приветствовать друг друга.
Упражнение “Здравствуй,…!”. Сейчас вы отправитесь к месту сбора путешественников, встречая по пути своих товарищей и, не прикасаясь, а с помощью интонации, мимики, приветливых слов будете здороваться с каждым, кто будет идти навстречу вам. Если вы уже здоровались с этим человеком, используйте другой способ приветствия.
Рефлексия. Какие чувства вызвали у вас ваши действия и действия ваших товарищей? Какую трудность вы испытывали?
Ведущий. Чтобы подвести итог вашим высказываниям, следует отметить, что для окружающих вас людей очень важно, чтобы к ним обращались приветливо и доброжелательно. Но ваше приветливое обращение к окружающим на вас самих оказывает очень благотворное действие.
Итак, все путешественники явились в условленное место. Теперь мы должны договориться, что мы возьмём с собой, что положим в чемодан.
Упражнение “Чемодан”. Собирать чемодан каждому путешественнику будет помогать вся группа. Пока хозяин чемодана отсутствует, участники путешествия называют три хороших качества и что-то одно, что мешает ему быть успешным.
Рефлексия. Как ты себя чувствовал, когда знакомился с содержимым твоего чемодана.
Ведущий. Правильно ли я вас поняла: вы не ожидали, что ваши товарищи видят в вас много хорошего, но для вас это очень приятная неожиданность.
“Как кораблик назовёшь, так на нём и поплывёшь”.
Вот корабль, на котором мы отправимся в путешествие. У него ещё нет названия. Сейчас каждый из вас предложит какое-то название корабля и объяснит, почему корабль должен быть назван именно так. Затем я прочту все ваши предложения, а затем вы проголосуете за каждое название отдельно. Какое название получит большее количество голосов, то название вы напишете на корабле.
Чтобы корабль мог двигаться, ему нужны паруса. Сейчас несколько человек подойдут и вытянут по три бумажки с именами участников путешествия и прикрепят их на одной из мачт. Это наши паруса, а путешественники, имена которых оказались на одной мачте, играют в одном звене.
Для выполнения следующего задания членам одного звена необходимо сесть вместе.
Упражнение “Рифы” Сейчас вы должны проплыть с корабля на берег. На вашем пути очень много скал, подводных рифов. У каждого звена будет отдельная шлюпка. Вы выбираете, кто будет “шлюпкой”, кто “рулевым”, а кто командиром шлюпки. Шлюпка встаёт впереди и выполняет команды рулевого с закрытыми глазами. За ней встаёт рулевой. Он передаёт команды командира шлюпке тоже с закрытыми глазами. Командир стоит последним, он шёпотом отдаёт команды рулевому, стараясь провести шлюпку между препятствиями. Через каждые три-четыре минуты все меняются ролями, чтобы каждый побывал в каждой роли.
Рефлексия. Как вы чувствовали себя в каждой роли?
Ведущий. Мы все очень разные. Мы по-разному воспринимаем то, что с нами происходит. Но у нас много общего, мы во многом и похожи друг на друга.
Итог. Сегодня мы готовились отправиться в путешествие. Что вы хотели бы сказать по окончании наших приготовлений?
Ведущий. Не все наши качества и свойства характера удобны окружающим нас людям и полезны нам самим. Но каждый человек имеет что-то хорошее, что ценят окружающие. Каждый человек способен избавиться от тех качеств, которые ему мешают.
Занятие 2. “Путешественники в городе”
Звучит песня Шаинского “Если с другом вышел в путь”.
Упражнение “Передай игрушку”. Каждый, кому попадает игрушка, говорит: “Я хочу передать игрушку…” (называет имя одного из участников). Участник берёт игрушку, говорит “Спасибо, …” (имя), и называет другого участника. Игрок может только один раз получать игрушку.
Рефлексия. Какие качества характера потребовалось проявить при выполнении этого упражнения?
Ведущий. Мы не всегда внимательны друг к другу, но обижаемся, если кто-то невнимателен к нам. Давайте будем всегда внимательны друг к другу.
Сегодня наше морское путешествие привело нас в город. Вот как его описывает Стивенсон: “…красивый город с красивым портом, и есть там холм – сплошь одни дворцы… “Какие красивые дома! – думал Кэаве. – И какие, верно, счастливые люди в них живут… Так размышлял он, когда поравнялся с домом, который был хоть и поменьше остальных, но нарядный и красивый, как игрушка; ступени крыльца блестели, будто серебряные, живые изгороди походили на цветущие гирлянды, окна сверкали, словно алмазы, и Кэаве остановился, дивясь такому совершенству, открывшемуся его глазам”. (Стивенсон Роберт Луис. Сатанинская бутылка. М., изд. “Правда” 1987г.стр.447)
Игра “Путешественники в городе”
Вы прибыли в незнакомый город. Он очень красивый, но вас предупредили, что у входа в него растёт ядовитая лиана.
1. Упражнение “Ядовитая лиана” (Вход построен из двух стульев с натянутой на уровне пояса участников игры верёвкой. Это - ядовитая лиана.) Задача: пройти под лианой, не задев её и не становясь на четвереньки. Путешественник, задевший лиану, уходит в конец очереди и делает повторную попытку. Если вторая попытка не удалась, участники принимают одно из следующих решений:
  • Неловкий участник покидает игру;
  • Команда придумывает, каким образом помочь товарищу преодолеть препятствие.
2. “Устав города” В каждом городе есть законы, по которым жители города живут и общаются. Какие же законы, на ваш взгляд, прописаны в уставе этого города? Участники свободно делятся на команды по 3-4 человека.
Каждая команда выполняет следующие задания:
  • придумывает название города, в который они прибыли.
  • записывают ответы на следующие вопросы:
  1. Как горожане встретили путешественников?
  2. Какие человеческие качества ценят жители этого города?
  3. Какие поступки осуждаются горожанами?
  4. Какие правила поведения регулируют взаимоотношения горожан?
  5. Как горожане относятся к вновь прибывшим людям? (вопрос используется, если в классе есть вновь прибывшие дети)
  • Рисуют план города, указывая морской порт, достопримечательности, и место, где путешественники сейчас находятся.
  • Сбоку от плана зарисовывают самое красивое архитектурное сооружение, рассказывая его историю.
Каждая группа зачитывает ответы на один вопрос. Всем предлагается голосованием определить лучшие ответы на вопросы № 2,3,4.
Лучшие ответы записываются в Устав, который вывешивается на видном месте.
Затем определяется, какой команде принадлежит большинство выбранных путешественниками ответов. Все приветствуют их хлопаньем в ладоши.
Затем определяются авторы лучших идей:
Какие решения любой из команд или одного путешественника вам показались наиболее интересными? Почему?
Они проходят круг почёта.
Рефлексия.
Ведущий. В каждом городе, в каждой школе есть правила поведения. Они помогают большому количеству людей жить в мире и согласии друг с другом, а это является основой хорошего настроения и сохранения здоровья друг друга и своего собственного.
Занятие 3. “Остров”.
Звучит песня Шаинского “Если с другом вышел в путь”.
Наша дружная команда продолжает своё путешествие на корабле.
Упражнение “Импульс”
Все путешественники встают в круг и по очереди передают привет в виде импульса (пожатия руки соседа) тому, кому захочется. Но для того чтобы было понятно, к кому идёт импульс, сначала необходимо установить зрительный контакт. Нельзя посылать привет дважды одному и тому же человеку. (Ведущий отслеживает, чтобы привет получил каждый участник).
Рефлексия. Как вы себя чувствуете?
Ведущий. Отправляемся в плавание. Послушайте, как его описывает Роберт Луис Стивенсон: “Погода с самого начала была великолепная, а ветер ровный и постоянный. Корабль летел как на крыльях. Капитан откладывал на карте пройденный путь. Мы мыли палубы, сменяли друг друга у штурвала, выполняли остальные свои обязанности, а по вечерам болтали и пели… . Корабль летел по просторам океана в сменяющейся красоте восходов и закатов.”
Игра “Остров”
Релаксация “Прекрасный остров”.
Закройте глаза. Сядьте удобно. Наш корабль сегодня направляется на очень красивый остров. Он издали уже виден. Он очень яркий. Рассмотрите, какие цвета видны. Корабль медленно и мягко покачивается на волнах. Вы слышите плеск волн о борта корабля. Он всё ближе подплывает к красивому острову. Вы слышите крики птиц, которые гнездятся на его крутых скалистых берегах. Рассмотрите этих птиц. Вы видите, как они плавно летают высоко в чистом синем небе. Вы видите птиц, которые спокойно и медленно пролетают над морскими волнами. Иногда они падают в воду и улетают с блестящей рыбинкой в клюве. Посмотрите, птицы живут не только на скалах. Много птиц летают среди деревьев. Что это за деревья? Какого цвета у них листва? Корабль приближается всё ближе к острову. Уже можно рассмотреть прекрасные цветы, растущие на пышных лугах острова. Ваш взгляд радуют эти цветы. Вы чувствуете, как приятно вам наблюдать за плавным полётом чудесных птиц. Расправьте свои плечи. Поднимите лицо к солнцу, сделайте глубокий вдох, выдох. Корабль совсем близко к прекрасному острову. Сейчас я сосчитаю до пяти, и вы будете готовы сойти на берег.
Один. Корабль останавливается. Два. Вы направляетесь к трапу, чтобы по нему пройти на берег. Три. Вы с радостью с...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.04.15 | Просмотров: 969

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!