Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Элективный курс для учащихся 9-х классов по теме: Профессия и карьера
Автор(ы): Наследникова Ирина Анатольевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Выбор профессии — один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Количество профессий в наши дни измеряется четырехзначным числом, а их мир представляет собой подвижную картину. По данным разных исследователей, девятиклассники, например, могут назвать в среднем лишь 20—30 профессий. Изучение мотивов выбора профессии школьниками показало, что значительную роль в этом играют советы окружающих: 25% детей выбирают профессию под влиянием друга, который более самостоятелен, 17 %— по совету родителей, 9% — под влиянием средств массовой информации. Еще 9% руководствуются малозначительными факторами, например, близостью вуза к дому. И только 40% подростков выбирают профессию, ориентируясь на содержание деятельности. Но профессиональные намерения оказываются более устойчивыми, а овладение деятельностью проходит быстрее и эффективнее, если главной причиной выбора является ориентация на содержание труда. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности, и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности. Поэтому, необходимо специальное обучение технологии профессионального выбора и планирования будущей карьеры. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития самосознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни активизируют процессы личностного самоопределения, проектирования себя в профессии. Наряду с этим, для данного возраста свойственно практически полное отсутствие опыта профессиональной деятельности в какой бы то ни было области. Поэтому подросток должен делать выбор только на основании изучения своей личности, осознания своих интересов и получения исчерпывающей информации об особенностях и требованиях той или иной профессии. В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший, - что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),
- что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),
- что он может (возможности и способности),
- что от него хочет общество, и что он ждет от общества.
Учитывая возрастные особенности старших подростков, их потребность в личностном и профессиональном самоопределении, в самореализации, разработан элективный курс “Профессия и карьера”, который предлагается учащимся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки. Цели курса: - формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора,
- повышение компетентности старшеклассников в области планирования карьеры.
Задачи: - осознание своих желаний и возможностей; исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
- ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
- знакомство с особенностями современного рынком труда;
- составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными.
Организация занятий курса “Профессия и карьера” опирается на использование следующих важных принципов: - свободного выражения своего мнения;
- взаимоуважения;
- доверительности;
- обратной связи;
- безоценочности.
Особенности организации: Место проведения занятий: кабинет профориентации, учебный кабинет психологии. Оптимальное число учащихся: 12-14 человек. Продолжительность курса: 17 академических часов. Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение полугодия. Преподавание курса ведет школьный психолог, имеющий опыт работы в профессиональной диагностике и консультировании, организации групповой деятельности. Основой эффективного профессионального самоопределения является активная осознанная позиция личности, базирующаяся на свободе выбора. Психологическая компетентность учащихся предполагает умение диагностировать, понимать и учитывать в практической деятельности психические и личностные особенности человека, поэтому составной частью данного курса является адекватная самодиагностика – осознание себя как личности, индивидуальности, своих возможностей и способа взаимодействия с другими. В то же время, для того чтобы выбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации на двух уровнях: - информация о мире профессий в целом, основных принципах выбора;
- информация об отдельных профессиях или группах профессий.
Поэтому содержание курса направлено на осознание учащимися основного принципа успешного выбора профессии, так называемого, “Принципа трех “В””: “Успешный выбор профессии обеспечивается наличием и совпадением трех факторов, начинающихся на букву “В”: Возможности, Влечение (интерес) и Востребованность”. Курс разбит на 3 раздела, раскрывающих технологию профессионального выбора и планирования карьеры. При изучении большинства тем широко задействованы активные формы работы с учащимися: активизирующие опросники, тесты, профориентационные игры и упражнения, компьютерная диагностика. В преподавании используются различные формы занятий: урок-дискуссия, урок-игра, семинар с элементами тренинга, видеотренинг. Широко применяется работа в парах и в группах. Усвоение текущего материала проверяется преподавателем по ходу каждого занятия. В конце изучения каждого раздела учащимся предлагаются вопросы для самопроверки. Некоторые занятия можно использовать в рамках внеклассной работы, в совместной деятельности учащихся и родителей. По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса. Результат: составление индивидуального (личного) профессионального плана каждым учащимся. Тематическое планирование № | Тема. Содержание. | Кол-во часов | | Раздел 1. Секреты выбора профессии (3 ч.) | | 1. | Вводное занятие “Наступает время выбора” | 1 | 2. | Предмет, цели, средства, условия труда | 1 | 3. | Психологические основы выбора профессии | 1 | | Раздел 2. Индивидуально-психологические особенности человека (7 ч.) | | 4. | Определение темперамента. Типы темперамента | 1 | 5. | Темперамент и профессии | 1 | 6. | Черты характера и профессиональный выбор | 1 | 7. | Карточная бланковая игра “Профессиональные черты характера” | 1 | 8. |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2062
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|