Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование компьютерных технологий в процессе подготовки будущего учителя иностранного языка - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Использование компьютерных технологий в процессе подготовки будущего учителя иностранного языка


Автор(ы): Букина Елена Анатольевна, учитель английского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На современном этапе общественного развития образование превращается в одну из самых обширных и важных сфер человеческой деятельности, которая переплетена со всеми другими обстоятельствами человеческой жизни. Способность системы образования удовлетворять потребности личности и общества в высококачественных образовательных услугах определяет перспективы экономического и духовного развития страны. В связи с этим возникает и реализуется потребность в новом типе учителя. Сегодня эффективно действующим называется учитель, реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, восприятию и созиданию инноваций и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики. Педагогическое образование должно быть направлено на подготовку именно такого учителя.
К настоящему времени в Российской системе языкового образования произошли значительные позитивные изменения, как организационном, так и в содержательном аспектах. Особое внимание при отборе содержания обучения иностранным языкам уделяется его социокультурной направленности, что влечет за собой необходимость переосмыслить компетентность учителя. Учитель, преподающий иностранный язык, должен владеть новыми педагогическими и информационными технологиями, обеспечивающими формирование функциональной социокультурной образованности, речевой активности и готовности к межкультурному общению в соответствующих жизненных ситуациях.
Успех практической реализации указанных инновационных обучающих стратегий зависит от уровня готовности учителя иностранного языка к адаптации к новым условиям социально-культурной среды, формируемой в школе, и от способности преподавать язык функционально, с ориентацией на межкультурную коммуникацию. В этой связи предоставляется важным обратить внимание на использование инновационных технологий в подготовке будущего учителя иностранного языка.
Так, в Кузбасском областном педагогическом институте в качестве ведущей стратегии является личностно-ориентированный подход в образовании. На сегодняшний день в рамках личностно-ориентированного подхода мы отдаем предпочтение таким технологиям обучения, как метод проектов, обучение в сотрудничестве, информационным технологиям. Организация практических занятий посредством данных технологий обеспечивает культуроведческую направленность занятий, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представать ее средствами иностранного языка, включение в диалог культур.
Среди профессиональных компетенций, которыми должен обладать учитель иностранного языка, социокультурная компетенция занимает приоритетное положение. В целях развития соцокультурной компетенции наряду с традиционными аудиотекстами, видеоматериалами мы обращаемся к информационным технологиям. Погружение в виртуальное пространство - очень эффективное средство развития социокультурной компетенции студентов. Таким виртуальным пространством является аутентичная виртуальная интерактивная языковая среда и мощный инструмент приобретения знаний Интернет. Лишь в Интернете студент, не имеющий возможности побывать в стране изучаемого языка, может сделать это виртуально. Огромные коммуникационные возможности глобальной сети дают полную свободу общения с реальными носителями языка.
Готовые мультимедийные курсы обучения иностранным языкам, мультимедийные энциклопедии, программные комплексы содержат лингвострановедческие элементы, справочники, видеоклипы с культурными зарисовками, аудиоинформацию, дают возможность свободно перемещаться по информационному пространству, распознавать речь, позволяя общаться с компьютером через микрофон.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий (НИТ) получило название “информатизация образования”.
К проблеме информатизации образования обращались многие ученые: Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, Д.В.Чернилевский, М.В.Моисеева, А.Е.Петров, Л.П.Халяпина, Г.Д.Громов и многие другие.
Актуальность использования НИТ в образовательном процессе определяет необходимость подготовки будущих учителей к их применению.
Сравнительное исследование, проведенное среди 100 учителей школ г.Ленинска-Кузнецкого показало, что наиболее значимыми позитивными факторами инновационной деятельности учителя являются:
- стремление к профессиональному росту,
- творческая инициатива,
- способность к самоанализу,
- способность к видению психолого-педагогических проблем.
К негативным факторам можно отнести то, что учителя не владеют необходимыми умениями использования инновационных технологий в учебно-воспитательном процессе в школе (85%) и не видят необходимости внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Это связано, прежде всего, с тем, что у учителей отсутствует необходимая теоретическая база о сущности новых информационных технологиях и возможностях их использования в образовательном процессе.
В связи со сложившейся ситуацией необходимо разработать определенную модель подготовки будущих учителей педагогического института к инновационной педагогической деятельности на основе применения НИТ.
Из всего многообразия педагогических применений НИТ на основе современной электронной техники особо можно выделить использование программных средств.
Использование программных средств ориентировано на осуществление учебной деятельности в педагогическом институте.
С помощью программных средств можно представлять учебную информацию в различной форме; инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыком практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность студентов; формировать и развивать определенные виды мышления.
Чернилевский Д.В. обращает внимание на ряд методических целей, которые наиболее эффективно реализуются с использованием программных средств [2]. В подготовке будущих учителей среди таких целей мы выделяем:
  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
  • осуществление контроля с диагностикой ошибок;
  • осуществление самоконтроля и самооценки;
  • организация тренировки в процессе усвоения учебного материала и самоподготовки студентов;
  • компьютерная визуализация учебной информации;
  • проведение практикумов (например, практика перевода по иностранному языку);
  • обеспечение доступа к сети информации;
  • формирование информационной компетенции студентов;
  • усиление мотивации обучения.
Наиболее интересным с точки зрения формирования информационной компетенции является дистанционное обучение, основанное преимущественно на использовании компьютерных телекоммуникаций.
Дистанционная форма обучения в педагогическом институте способствует решению следующих задач:
1.Формирование навыков в области информационных компьютерных технологий.
2. Систематическое применение ИКТ во внеучебной деятельности.
3. Обязательное овладение ИКТ до начала дистанционного обучения.
Дистанционное обучение дает возможность обращаться к разным новым информационным технологиям.
Так, Web-технология позволяет в наибольшей степени реализовать дидактический принцип наглядности за счет широкого использования средств мультимедиа - статической и анимированной графики, видео и звука.
Технология гипертекста, являющаяся одной из составляющих Web-технологии, дает студентам возможность выбора собственной образовательной траектории. Таким образом, реализуется дифференцированный и личностно ориентированный подход к изложению учебного материала.
Интегрировано использование в обучении различных сервисов Интернет (электронная почта, FTP-сервис, видеоконференции, учебные чаты) с единым Web-интерфейсом.
Использование Web-технологий возможно и при отсутствии доступа к Интернет (учебные материалы в виде Web-сайтов, размещенные на локальном сервере, на компакт-дисках или на жестких дисках).
Сравнительная легкость освоения Web-технологии студентами позволяет сделать создание Web-сайта диагностируемым результатом выполнения учебного проекта по любой изучаемой дисциплине.
И, наконец, Web-технология дает возможность проведения on-line тестирования и анкетирования будущих учителей [1].
Большое место в процессе подготовки будущего учителя иностранного языка занимают проблемные ситуации. Проблемные ситуации наиболее целесообразно формировать в рамках специально подобранных небольших научных исследований учебного характера. Новые возможности и качество учебной работы в данном направлении открывает использование Интернета.
Методика проведения семинарского занятия, практикума с элементами научных исследовании по языковым дисциплинам в компьютерном классе, где есть Интернет, с использование элементов научных исследований предполагает выполнение студентами небольшого исследования учебного характера. Задание на выполнение работы содержит постановку задачи, перечень адресов в Интернете, необходимых для альтернативного выполнения поставленной задачи. Как правило, альтернативность решения заложена в большинстве заданий, что требует от студента более широкого научного кругозора, чем при выполнении стандартных работ.
Например, преподаватель дает студентам индивидуальное задание с указанием адресов в Интернете по определенным темам. Студенты должны найти ответы на поставленные вопросы. В первой половине занятия студенты разыскивают материал в Интернете, а во второй половине, разбившись на пары, аргументируют свою точку зрения по тем или иным вопросам. Интерактивное общение студентов между собой происходит в “чатах”, а не в устной форме с соседом по парте.
Пример возможных заданий для учебной работы:
“Проработайте вариант резюме (самопрезентации) и найма на работу”.
Методика выполнения работы ориентирует обучающегося пользоваться специально подобранной литературой, словариком, компьютером с подключением к сети Интернет. Опыт подобного семинарского занятия или практикума показывает, что при этом резко возрастает активность студентов и эффективность учебного процесса.
Итак, на сегодняшний день такая методика себя оправдывает, но использование ее бывает осложнено занятостью интернет-классов и недостаточным количеством компьютеров, а также большим составом академических групп.
В то же время многие из отмеченных сложностей носят преходящий характер. И важно не упускать из виду перспективу все более активного применения прогрессивных форм учебной работы с использованием возможностей интернет-технологий.
Активное обучение в системе профессионального образования позволяет решить ряд задач, трудно достижимых в традиционном обучении:
  • формирова...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1768

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340