Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Развитие интеллектуального и духовного потенциала личности на уроках географии


Автор(ы): Комарова Людмила Сергеевна, учитель

В наш век материализма, практицизма, безверия, погони за прибылью, цинизма, падения культуры и т. д. необходимо научиться по иному воспринимать мир. К сожалению, школа часто делает ученика инертным, безразличным, доказывая, что всё уже известно, нужно лишь старательно выучить всё, что написано в учебнике.
Это ужасно скучно, прививает у отдельных школьников отвращение к учёбе. Как выйти из создавшегося положения, помочь отдельной личности и себе учителю на уроках географии. И я обратилась к поэзии. По возможности на уроках использую стихи. Через поэзию мы вместе с учениками пытаемся постичь мир интуитивно, а не только с помощью разума, который ограничен.
Поэзия расширяет сознание учеников, учит воспринимать мир, как единое целое, приближает к трансцендентному, Богу. Надо отказаться от стереотипа, что всё уже познано, разложено по полочкам, открыто наукой, обо всём можно прочитать в научной книге, а если и осталось что-либо ещё неизвестное, то рано или поздно попадёт под острый скальпель учёного. Но это не так! Наше бытие непостижимо. Недаром Эйнштейн сказал, что самое прекрасное чувство – это благоговение перед таинственностью. “Если оно отсутствует, ты уже не человек”. При изучении географии России первый урок начинаю со знаменитого стихотворения Ф. Тютчева:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Это настраивает учеников на дальнейшее эмоциональное восприятие урока. Рассказывая о Русской равнине, цитирую строки К. Бальмонта:
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивши луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
Знакомя ребят с Африкой, не могу обойтись без стихов Николая Гумилёва. Поэт говорит об Африке:
Оглушённая рёвом и топотом,
Облечённая в пламя и дым.
Показывая очертания материка, произношу “Ты на дереве древнем Евразии исполинской висящая грушей”. Далее я читаю строки из африканского цикла Гумилёва, а ребята находят на карте, названные в стихах географические объекты.
Вот “Красное море, акулья уха, негритянская ванна, песчаный котёл!”
А вот и Египет!
Как картинки из книжки старинной,
Услаждавшей мои вечера,
Изумрудные эти равнины
И раскидистых пальм веера.
Двигаясь на запад, попадаем в Сахару, где “как струи пролитого солнца, ровны золотые песчаные дюны”. На пути нас встретит и “царственный Нигер”, и “город сияющих крыш Тимбукту”, и конечно же “озеро Чад, где изысканный бродит жираф”.
При изучении глобальных проблем человечества обращаюсь к творчеству Константина Бальмонта. В стихотворении “Чёрный лебедь” автор сожалеет о вмешательстве человека в природу. “Нет Австралии тех детских наших дней: вся сгорела между дымов и огней”.
Стихи очень глубоко раскрывают менталитет народов каждой страны. Так, например, изучая Японию, я пытаюсь показать её не только как конвейер по производству видиков и телевизоров,
но и как самобытную культуру. В японском трёхстишии хокку раскрывается вся природа страны, исконный уклад её жизни, обычаи и верования, труд и праздники японского народа. Умения находить красоту в простом, незаметном, повседневном.
<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.04.17 | Просмотров: 720

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!