Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Развитие интеллектуального и духовного потенциала личности на уроках географии
Автор(ы): Комарова Людмила Сергеевна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В наш век материализма, практицизма, безверия, погони за прибылью, цинизма, падения культуры и т. д. необходимо научиться по иному воспринимать мир. К сожалению, школа часто делает ученика инертным, безразличным, доказывая, что всё уже известно, нужно лишь старательно выучить всё, что написано в учебнике. Это ужасно скучно, прививает у отдельных школьников отвращение к учёбе. Как выйти из создавшегося положения, помочь отдельной личности и себе учителю на уроках географии. И я обратилась к поэзии. По возможности на уроках использую стихи. Через поэзию мы вместе с учениками пытаемся постичь мир интуитивно, а не только с помощью разума, который ограничен. Поэзия расширяет сознание учеников, учит воспринимать мир, как единое целое, приближает к трансцендентному, Богу. Надо отказаться от стереотипа, что всё уже познано, разложено по полочкам, открыто наукой, обо всём можно прочитать в научной книге, а если и осталось что-либо ещё неизвестное, то рано или поздно попадёт под острый скальпель учёного. Но это не так! Наше бытие непостижимо. Недаром Эйнштейн сказал, что самое прекрасное чувство – это благоговение перед таинственностью. “Если оно отсутствует, ты уже не человек”. При изучении географии России первый урок начинаю со знаменитого стихотворения Ф. Тютчева: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Это настраивает учеников на дальнейшее эмоциональное восприятие урока. Рассказывая о Русской равнине, цитирую строки К. Бальмонта: Как угрюмый кошмар исполина, Поглотивши луга и леса, Без конца протянулась равнина И краями ушла в небеса. Знакомя ребят с Африкой, не могу обойтись без стихов Николая Гумилёва. Поэт говорит об Африке: Оглушённая рёвом и топотом, Облечённая в пламя и дым. Показывая очертания материка, произношу “Ты на дереве древнем Евразии исполинской висящая грушей”. Далее я читаю строки из африканского цикла Гумилёва, а ребята находят на карте, названные в стихах географические объекты. Вот “Красное море, акулья уха, негритянская ванна, песчаный котёл!” А вот и Египет! Как картинки из книжки старинной, Услаждавшей мои вечера, Изумрудные эти равнины И раскидистых пальм веера. Двигаясь на запад, попадаем в Сахару, где “как струи пролитого солнца, ровны золотые песчаные дюны”. На пути нас встретит и “царственный Нигер”, и “город сияющих крыш Тимбукту”, и конечно же “озеро Чад, где изысканный бродит жираф”. При изучении глобальных проблем человечества обращаюсь к творчеству Константина Бальмонта. В стихотворении “Чёрный лебедь” автор сожалеет о вмешательстве человека в природу. “Нет Австралии тех детских наших дней: вся сгорела между дымов и огней”. Стихи очень глубоко раскрывают менталитет народов каждой страны. Так, например, изучая Японию, я пытаюсь показать её не только как конвейер по производству видиков и телевизоров, но и как самобытную культуру. В японском трёхстишии хокку раскрывается вся природа страны, исконный уклад её жизни, обычаи и верования, труд и праздники японского народа. Умения находить красоту в простом, незаметном, повседневном. <...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.04.17 | Просмотров: 888
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|