Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Техника безопасности в кабинете информатики - Преподавание информатики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание информатики

Техника безопасности в кабинете информатики


Автор(ы): Загвоздина Любовь Зиноновна, учитель информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Перед началом работы необходимо:
  1. слегка влажной тряпочкой удалить пыль с экрана и поверхности монитора, принтера и процессорного блока, при этом выключатель и разъем электропитания должны быть выключены;
  2. произвести внешний осмотр устройств, шнуров питания и интерфейса.
  3. При обнаружении механических повреждений корпусов, экрана монитора, шнуров питания и интерфейса пользователь должен незамедлительно обратиться в ремонтную службу.
  4. Включение питания техники производится соответствующим переключателем на корпусе при подключенном к сети разъемом питания. Запрещается подключать или отключать разъем питания к сети при включенном переключателе на корпусе устройства. При выключении питания устройства его повторное включение производится не ранее чем через 1 мин.
  5. Подключение и выключение интерфейсных кабелей между устройствами производится при выключенном питании обеих устройств.
Во время работы необходимо следить за правильной ориентацией дискеты при установки в дисковод. Дискета не должна иметь видимых механических повреждений корпуса и рабочей поверхности. При застревании дискеты в корпусе дисковода необходимо вызвать инженера ЦИ.
При эксплуатации принтера необходимо следить за состоянием красящей ленты и качеством печати. При снижении насыщенности печати, искажении изображения символов, появления посторонних шумов при работе принтера необходимо вызвать инженера ЦИ.
По окончании работы следует отключить монитор, блок питания компьютера, принтер и др. оргтехнику, отключить разъем питания.
Запрещается эксплуатировать технику:
  • признанную специалистом Центра неисправной или непригодной к эксплуатации;
  • не подключенную к контуру заземления;
  • имеющую механические повреждения корпусов и floppi-дисководов;
  • имеющую нарушение пломб;
  • имеющую неисправное электропитание.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПЭВМ
Помещения с ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.
Окна должны быть ориентированы преимущественно на север и северо-восток.
Искусственное освещение должно осуществляется системой общего равномерного освещения. В случаях преимущественной работы с документами, допускается применение комбинированного освещения (дополнительно светильники местного освещения). Освещенность на поверхности стола должна быть 300-500 лк.
Следует ограничивать отраженную и прямую блесткость.
В качестве источников искусственного освещения должны применяться преимущественно люминесцентные лампы тип ЛБ. Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается. В помещениях следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
Площадь на одно рабочее место с ПЭВМ должна быть не менее 6,0 кв.м, а объем – не менее 24,0 куб.м.
Звукоизоляция помещений должна отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормируемые параметры шума согласно требованиям СанПиН 2.2.2.542-96, не более 50 дБА.
Помещения должны оборудоваться системами отопления, конденционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией.
В помещении, где эксплуатируется ПЭВМ , должны поддерживаться следующие климатические условия:
  • температура воздуха……………………+15…+35 градусов С;
  • относительная влажность воздуха……..10 – 80% без конденсации;
  • вибрация max…………………………….0,25 – 55Гц.
  • В помещении, где хранится техника, должны поддерживаться следующие климатические условия:
  • При хранении в оригинальной упаковке:
  • - температура воздуха……………………-20…+60 градусов С;
  • относительная влажность воздуха……….5 – 85% без конденсации;
  • вибрация max…………………………….0,5 – 55Гц.
Во время эксплуатации техники форточки и рамы окон должны быть закрыты.
Техника должна быть защищена от воздействия прямых лучей.
В помещениях с ПЭВМ ежедневно должна производится влажная уборка.
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ОБОРУДОВАНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ
Рабочие места по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева.
Расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого) должно быть не менее 2,0м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.
Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др.
Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности оборудования.
Конструкция рабочего стула должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров знаков и символов.
Рабочее место должно быть оснащено пюпитром для документов.
Стол преподавателя с ПЭВМ и двумя тумбами-приставками для размещения принтера должны устанавливаться на подиуме.
Цветной демонстрационный телевизор (экран по диагонали 61 см) следует располагать слева от классной доски и монтировать на кронштейне на высоте 1,5 м от пола, при этом расстояние от экрана до рабочих мест учащихся должно быть не менее 3,0 м.
Высота края стола, обращенного к работающему с ПЭВМ, и высота пространства для ног должна соответствовать росту учащихся и студентов в обуви.
Уровень глаз при вертикально расположенном экране должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна экрану и оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать 5 градусов, допустимое 10 градусов.
Физкультминутки
Для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются:
- проведение упражнений для глаз через каждые 20 – 25 мин работы за ПЭВМ;
- устройство 15-мин-перерывов после каждого академического часа;
- отключение свечения информации на экранах видеомониторов;
проведение во время перерывов сквозного проветривания помещений с обязательным выходом студентов из него;
- осуществление во время перерывов упражнений физкультурной паузы в течение 3-4 мин;
- проведение упражнений физкультминутки в течение 1-2 мин для снятия локального утомления, выполняемые индивидуально;
замена комплексов упражнений каждые 2-3 недели.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИ ПОРАЖЕНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТОКОМ
Помощь пострадавшему не должна заменять собой помощь медицинского персонала и должна оказываться до прибытия врача. Если пострадавший соприкасается с токоведущими частями, необходимо быстро освободить его от действия электрического тока. Прикасаться к человеку, находящемуся под напряжением, опасно для жизни. Поэтому нужно быстро отключить ту часть установки, которой касается пострадавший. Для освобождения пострадавшего от провода следует воспользоваться сухой одеждой, доской или каким-либо другим предметом, не проводящему электрический ток или взяться за его одежду (если она сухая), избегая при этом прикосновения к металлическим предметам и открытым частям тела.
Далее необходимо :
- уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность;
- проверить наличие у пострадавшего дыхания (определить по подъему грудной клетки, запотеванию зеркала и пр.);
- проверить наличие пульса на лучевой стороне у запястья или на сонной артерии, на переднебоковой поверхности шеи;
- выяснить состояние зрачка, широкий зрачок указывает на резкое ухудшение кровоснабжения мозга;
- вызов врача по телефону 03 во всех случаях обязателен.
Если пострадавший находится в сознании после обморока, его следует уложить в удобное положение, накрыть одеждой, обеспечить полный покой, непрерывно наблюдая за дыханием и пульсом.
Если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но с устойчивым дыханием и пульсом, его следует ровно и удобно уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, поднести к носу ватку с нашатырным спиртом, обрызгать лицо водой и обеспечить полный покой. Если пострадавший плохо дышит (очень редко и судорожно), ему следует делать искусственное дыхание и массаж сердца.
При отсутствии признаков жизни нельзя считать пострадавшего мертвым, т.к. смерть бывает кажущейся. Искусственное дыхание следует проводить непрерывно до прибытия врача. Первую помощь нужно оказывать немедленно и по возможности на месте происшествия. С момента остановки сердца должно пройти не более 3-5 мин.
Способ искусственного дыхания заключается в том, что оказывающий помощь производит выдох из своих легких в легкие пострадавшего непосредственно в рот. Пострадавшего укладывают на спину, раскрывают рот, удаляют изо рта посторонние предметы, запрокидывают голову пострадавшего назад, положив под затылок одну руку, а второй рукой надавить на лоб пострадавшего, чтобы подбородок оказался на одной линии с шеей. Встав на колени нужно с силой вдохнуть воздух в рот пострадавшего через марлю или носовой платок, закрыв ему нос. Вдох длиться 5-6 сек., или 10-12 раз в минуту. Грудная клетка пострадавшего должна расширяться, а после освобождения рта и носа самостоятельно опускаться. При возобновлении самостоятельного дыхания некоторое время следует продолжать искусственное дыхание до полного сознания пострадавшего. Необходимо избегать чрезмерного сдавливания грудной клетки из-за возможности перелома ребер. Одновременно нужно проводить наружный массаж сердца при отсутствии пульса.
Наружный (непрямой) массаж сердца производится путем ритмичных сжатий сердца через переднюю стенку грудной клетки при надавливании на нижнюю часть грудины. Повторяя надавливание частотой 60-70 раз в минуту. Оказывающий помощь, определив нижнюю треть грудины, должен положить на нее верхний край ладони, сверху положить вторую руку и надавливать на грудную клетку пострадавшего, слегка помогая наклоном своего корпуса. Надавливание следует производить быстрым толчком так. Чтобы продвинуть на 3-4 см нижнюю часть грудины в сторону позвоночника, а у полных людей – на 5-6 см.
Через каждые 5-6 надавливаний – одно вдувание. Если оказывает помощь один человек, следует чередовать после 2 глубоких вдуваний – 10-12 надавливаний для массажа сердца.
При правильном проведении искусственного дыхания и массажа сердца у пострадавшего появляются следующие признаки оживления:
- улучшение цвета лица
- появление самостоятельного дыхания все более равномерного
- сужение зрачков
- появление самостоятельного пульса.
СРЕДСТВА И СПОСОБЫ ЛИКВИДАЦИИ ЗАГОРАНИЙ И ПОЖАРОВ
Причины возгораний в компьютерных классах:
- резкие перепады напряжения;
- короткое замыкание в проводке, когда рубильник не отключен;
- пожар в соседней аудитории;
- короткое замыкание в розетке;
- при работе студенты могут булавкой или шпилькой перемкнуть сеть;
- не защищенная проводка.
При обнаружении пожара каждый работник обязан:
1. Немедленно вызвать пожарную команду по телефону 01.
2. Отключить световую и силовую электросеть.
3. Удалить из очага пожара источник воспламенения,
4. Уменьшить доступ воздуха в зону горения, изолируя очаг огнезащитной тканью, огнетушащим порошком, песком, химической или воздушно-механической пеной.
5. Для ликвидации пожара в дисплейных классах кафедры используют углекислотные огнетушители. Углекислотные огнетушители ОУ предназначаются для тушения загораний различных предметов, в том числе и эл. установок, находящихся под напряжением до 380 В. Для приведения в действие углекислотного огнетушителя надо снять огнетушитель с кронштейна, повернуть раструб в направлении огня, открыть поворотом маховика вентиль, направив углекислоту в очаг пожара.
6. Для ликвидации загорания небольшого масштаба пользуются огнетушителями ОХП-10. Для приведения в действие огнетушитель подносят к очагу пожара па расстояние длины струи (6-4 м) и ставят вертикально на пол- Рукоятку на крышке поворачиваю`!` вверх до отказа. Огнетушитель приподнимают одной рукой за ручку, а другой подхватывают за дно и переворачивают (спрыском в сторону огня). Следует остерегаться попадания в глаза пены. Если это случилось -промыть глаза чистой водой. Огнетушители ОХП-10 нельзя использовать в том случае, когда оборудование находится под напряжением.
7. Порошковые огнетушители “Момент” применяются для ликвидации всех видов пожаров. Этот огнетушитель может работать на морозе. Огнетушитель крепится с помощью кронштейна бойком вниз.
При загорании огнетушитель надо взять за корпус у днища, снять с кронштейна, поднести к очагу, встряхнуть и ударить головкой о твердую поверхность, направить струю порошка на горящий предмет,
8. При возникновении пожара на электроустановке нужно немедленно обесточить оборудование и применить неэлектропроводящие огнегасительные средства (песок, порошковые огнетушители, огнезащитную ткань).
9. При тушении одежды на человеке нужно действовать с учетом конкретных обстоятельств. Нельзя допускать резких движений и бегать в горящей одежде, пламя от этого только усиливается. При удалении тлеющих остатков одежды принять экстренные меры по охлаждению участков тела; не менее 10 минут выдерживают под струёй воды, накладывают толстый слой ткани, смоченной водой, полиэтиленовый мешок со снегом или битым льдом. До врачебной помощи поверхность ожога изолировать асептической повязкой или чистой мягкой тканью, смоченной спиртом.
10. Курить в помещениях строго запрещается.
КОМПЛЕКСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ
Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
ВАРИАНТ 1.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6 . Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вниз и вверх. Повторить 3-4 раза.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо, вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
ВАРИАНТ 2.
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх - вправо – вниз - влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо, после чего аналогичным образом вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.
ВАРИАНТ 3.
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
Не поворачивая головы (голова прямо) с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25-30 см на счет 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. повторить 4-5 раз.
В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК
Физкультминутка (ФМ) способствует снятию локального утомления. По содержанию ФМ различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ОБЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ может применяться , когда физкультурную паузу по каким либо причинам выполнить нет возможности.
ВАРИАНТ 1.
Исходное положение – основная стойка. 1-2 – встать на носки, руки вверх - наружу. Потянуться вверх за руками, 3-4 – дугами в стороны руки вниз и расслаблено скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
ИП – стойка ноги врозь, руки вперед, 1 – поворот туловища направо, мах левой рукой вправо, правой - назад за спину . 2 – ИП. 3-4 – тоже в другую сторону. Упражнения выполняются размашисто, динамично. Повторить 6-8 раз. Темп быстрый.
ИП 1 – согнуть правую ногу вперед и, обхватив голень руками, притянуть ногу к животу. 2 – приставить ногу, руки вверх- наружу. 3-4 – то же другой ногой. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ВАРИАНТ 2.
ИП – ОС. 1-2 – дугами внутрь два круга руками в лицевой плоскости. 3-4 – то же, но круги наружу. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
ИП – стойка – ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1-3 - круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.
ИП – ОС. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинистых наклона вправо. Руки на пояс. 4 – ИП. 1-4 – то же влево. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний.
ВАРИАНТ 3.
ИП – стойка ноги врозь. 1 – руки назад. 2-3 – руки в стороны и вверх, встать на носки. 4 – расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ИП – стойка – ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево, удар правой рукой вперед. 2 - ИП. 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.
ВАРИАНТ 4.
ИП – руки в стороны . 1-4 – восьмеркообразные движения руками. 5-8 – то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный, дыхание произвольное.
ИП – стойка – ноги врозь, руки на поясе. 1-3 – три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя ИП плечевого пояса. ; ИП. Повторить 4-6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.
ИП – ОС. 1 – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 – руки вверх. 3 – руки за голову. 4 – ИП. Повторить 4- 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
Наклоны и повороты головы оказывают механическое воздействие на стенки шейных кровеносных сосудов, повышают их эластичность; раздражение вестибулярного аппарата вызывают расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
ВАРИАНТ 1.
ИП – ОС. 1 – руки за голову, руки развести пошире, голову наклонить назад. 2 – локти вперед. 3-4 – руки расслаблено вниз, голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ИП – стойка ноги врозь, кисти в кулаках. 1 – марлевой рукой назад, правой вверх – назад. 2 – встречными махами переменить положение рук. Махи заканчивать рывками руками назад. Повторить 6-8 раз. Темп средний.
ИП – сидя на стуле. 1-2 отвести плавно голову назад. 3-4 голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ВАРИАНТ 2.
ИП – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 – то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ИП – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватив себя руками возможно крепче и дальше. 2 – ИП. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
ИП – сидя на стуле, руки на пояс. 1 – повернуть голову направо. 2 – ИП. То же налево. Повторить 6-8- раз. Темп медленный.
ВАРИАНТ 3.
ИП – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку завести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – Ип. 3-4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
ИП – ОС. Хлопок в ладоши за спиной, руки поднять назад возможно выше. 2 – движение рук через стороны, хлопок в ладоши вперед на уровне головы. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.
ИП – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо. 2 – ИП. 3 – голову наклонить влево. 4 – ИП. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
ВАРИАНТ 4.
ИП – стоя или сидя. 1 – руки к плечам, кисти в кулаки, голову наклонить назад. 2 – повернуть руки локтями к верху, голову наклонит...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.04.22 | Просмотров: 1032

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340