Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок Образное слово Бунина. Конструирование поэтического текста - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок Образное слово Бунина. Конструирование поэтического текста


Автор(ы): Близнова Наталия Альбертовна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
1.
Проектирование: потрет Бунина.
Учитель: Давно и прочно утвердилось мнение о Бунине как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве (как в прозе, так и в поэзии) ярко проявились те черты русской литературы, которые сам писатель считал “драгоценнейшими” в ней.
2.
Проектирование: “неуловимая художественная точность и свобода”, “Образная / чувственная память”, “знание народного языка”, особо обращаю внимание на “изумительную изобразительность, словесную чувственность”.
Учитель: Именно изобразительность Бунин считал отличительным признаком подлинно художественного произведения.
(Обращение к эпиграфу):
Эпиграф: “...как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной? Это очень старо, но, право, не так уж глупо: “Писатель мыслит образами. Да. И всегда изображает”.
Учитель: Что же такое изобразительность Бунина: просто следование на рубеже веков традициям славной русской литературы или новый этап в развитии языка, способного определить индивидуальный стиль каждого из нас, – вопросы. На которые мы попытаемся сегодня ответить.
Учитель: Познакомившись с литературным наследием Ивана Алексеевича Бунина, мы вправе дать свою оценку новизны его творчества. Прежде всего это...
Ученик №1: У писателя почти никогда не бывает (idem) одного и того же цвета. Острая яркость красок. Его описания не утомляют, они просто зачастую не соответствуют нашим действительным восприятиям, впечатлениям. У нас: зеленый капустный лист, а у Бунина: сизо-зеленые раковины капустных листьев или темно-аспидная туча, или винно-красное солнце! Здорово!
Ученик №2: Бунинское видение мира природы (не только, конечно, природы, но я хочу сказать о пейзажной лирике) поражает особым зрением. Слухом, обонянием: он фиксирует многообразие оттенков цвета, причем характеристики эти динамичные, осязательные. Смогли бы мы когда-либо, не прочитав бунинские строки, сказать: “За черными окнами ровно кипит в темноте ночной дождь глухой осени” (“Жизнь Арсеньева”) или строки из произведения “В поле”: “... прыскали с треском лопаясь, хлебные зерна”.
Ученик №3: Даже обозначаются запахи с помощью сравнений и синестетических метафор (т.е. метафор, основанных на “соощущении”): чувствую холод и свежий запах январской метели, сильный, как запах разрезанного арбуза (“Сосны”), земля пахла нефтью и так, как пахнет теплый от размола кофе или вяло пахнет картофельной ботвой.
Ученик №4: А я считаю, что изображаемый предметный и природный мир невозможно просто наблюдать, его нужно пережить, прочувствовать вместе с автором, тогда он и понятен будет, и зафиксируются в памяти.
Учитель: В результате также наблюдений вы раскрываете для себя глубину личности писателя, поэта, многообразие воспринимаемых им деталей, признаков, которых мы, к сожалению, зачастую не замечаем. Вст. №1. Слово Бунина очень высоко, и уже на несколько ступеней вы поднялись сейчас в результате проделанной работы.
Идем дальше.
На листах абсолютно беспорядочно распечатаны разного рода слова, словосочетания, предложения, фрагменты текстов. Но все они широко распространены в произведениях писателя и определяют своеобразие его стиля. Скажу лишь одно: речь идет не только о тропах, но и о морфологических, синтаксических средствах выразительности. Попытайтесь классифицировать данный материал: 5-7 минут.
Ученик№5: Много глаголов, со значением цветового или светового признака или обозначающих переход от одного цвета или оттенков к другому: сквозить, рисоваться, проступать, солнце позеленело и пошло, небосклон стал сине-лиловым.
Ученик№6: засинело небо, залиловели и запахли серые кисти сирени.
Ученик№7: Много в текстах наречий со сравнительно-уподобительным значением; она как бы окрашивают глагол: остро зеленеет, гранатно краснеет и густо синеет узкое окно, могильно горят редкие фонари.
Ученик№8: Сложные эпитеты: влажно-синими стенами, млечно-зеркальное, зеркально-телесного, летаргически-недвижно; также метонимические наречия, они одновременно характеризуют и предмет, и признак: хвоя палисадника сухо темнела, просторно белел светлый двор, длинно темнели тени от кустарников...
Ученик №9: Синтаксические конструкции с творительным падежом (чем?): синела еловыми лесами низменность, улица блестела стеклами, поля чернеют пашнями, дерево трещало воробьями... Как интересно сказано!
Учитель: С какой целью используются такие конструкции?
Ученик №9: Глаголы в подобных предложениях метафоричны, следовательно здесь метафора сочетается с метонимией, т.е. взаимодействие тропов, а это характерно для стиля Бунина. (Запись в тетради)! А темнеющее поле все курилось и курчавилось, бежало быстрой дымящейся зыбью поземки.
Ученик №10: Или вот еще пример подобного сочетания: церковь, блестя своим золотом, выжидательно потрескивала свечами. Или: беззвучно сиял осенний день голубым чистым небом.
Ученик №11: Достаточно интересными, на мой взгляд, являются словосочетания, где происходит замена значений: значение существительного у прилагательного и наоборот: страшный в своей доисторической неуклюжести верблюд или отчаянно-долгих, ненасытных и уже нестерпимых в своей неразрешимости поцелуев. То есть Бунин включает в текст такие слова-сочетания в том случае, если необходимо сделать эмоциональный аспект на признаке (!) изображаемого объекта: ... человек маленький, весь деревянный, широколицый, слегка неприятный и т.д.
Ученик №12: Еще пример: долго водил мушкой по грязно-серой, сутулой от карканья птице...
Ученик №13: Или: лицо Веры нежно, бархатисто от пудры...
Учитель: Представление о стиле Бунина было бы далеко не полным, если бы мы ограничились характеристикой названных вами образных средств. Предельно сильное ощущение красоты (в чем вы убеждаетесь все больше) гр...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.04.24 | Просмотров: 857

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340