Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса Основы маркетинга - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Программа элективного курса Основы маркетинга


Автор(ы): Латыпова Фарида Фатхрахмановна, заместитель директора по учебно-производственной работе


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским предприятиям и организациям необходимо овладеть современной наукой управления. По мнению выдающегося экономиста нашего века Й.Шумпетера, основная движущая сила механизма экономического роста в условиях рыночных отношений – это “Радикальные инновации” предпринимателей, ищущих “сверхприбыль”, особенно важна роль этого механизма в переходные периоды. В основе рыночной концепции управления лежит маркетинг. Маркетинг – это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям. Маркетинг является сегодня философией бизнеса. Он заставляет предприятие производить, а торговлю продавать то, что желает потребитель. Маркетинг помогает также более эффективно достигать своих целей государственным учреждениям и общественным организациям. Наконец, маркетинг позволяет каждому найти свое место в обществе и быть полезным другим.
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективным курсам “Основы маркетинга” учащихся 10–11-х классов старшей профильной школы по социально-экономическому профилю.
В программу заложено использование различных форм контроля за уровнем достижений учащихся: тестирование, беседа, оценка работы в малых группах, контроль выполнения проекта, бизнес-плана и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций и экзамена в виде брейн-ринга.
Целью курса “Основы маркетинга” является ознакомление учащихся с целями и задачами маркетинга, особенностями его применения для производственных предприятий, организаций торговли, государственных учреждений, общественных организаций и отдельных людей.
Задачами курса является:
– ознакомление старшеклассников с основами маркетинга;
– развитие предпринимательской инициативы молодежи;
– изучение профессиональных знаний и принятие самостоятельных решений в области маркетинга;
– формирование способностей решать профессиональные проблемы в предпринимательской деятельности;
– профессиональная ориентация в сфере экономики и маркетинговой деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны:
– овладеть знаниями основных разделов экономической теории и научиться ими пользоваться при анализе экономических проблем;
– иметь представление о рыночной экономике;
– знать основные понятия маркетинга, иметь представление о товарной политике предприятия, о рынке как объекте маркетинга, определять конкурентоспособность фирмы;
– представлять политику предприятия ценовую, сбытовую, продвижение товара, технику рекламы, технику личной продажи;
– уметь идентифицировать ключевые особенности предприятия, определять границы товарного рынка;
– понимать системный анализ маркетинговых проблемных ситуаций;
– уметь составлять методический план исследования рынка, разрабатывать анкеты и бланки наблюдений, проводить фокус-группы и опросы потребителей, наблюдение за торговой сетью;
– знать основные методы анализа данных;
– уметь применять основные модели стратегического маркетинга;
– применять методы затратного и рыночного ценообразования;
– применять критерии выбора каналов распределения;
– планировать рекламную программу предприятия, осуществлять выбор носителей рекламы и проводить разработку прямой рекламы.
Концепция программы: изложение теоретических положений в тесной привязке к российской практике, закрепление знаний и умений путем использования активных методов обучения, ориентация на выполнение учащимися комплексных практических работ по формированию стратегии и тактики маркетинга конкретного предприятия.
Конечная цель курса: овладение знаниями методов организации и использования маркетинга на предприятии, навыками и умениями, необходимыми для осуществления эффективной маркетинговой деятельности и построения рабочих отношений маркетинговых служб с другими подразделениями предприятия.
Учебно-тематический план интегрированного курса “Основы маркетинга” (136 часов)
Наименование тем Всего часов В том числе
Теор. Прак. Контр.
10-й класс
1. Введение. Что такое маркетинг? Концепция маркетинга 4 4
2. Социальные основы маркетинга удовлетворение людскихпотребностей 8 4 4
3. Процесс управления маркетингом 4 4
4. Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации 8 4 4
5. Обобщение пройденного материала 2 2
6. Маркетинговая среда 2 2
7. Потребительские рынки и покупательское поведениепотребителей 4 2 2
8. Рынок предприятий и поведение покупателей в лице предприятий 4 2 2
9. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позиционирование товара 2 2
10. Обобщение пройденного материала 2 2
11. Разработка товаров товары, товарные марки, упаковка, услуги. Жизненный цикл товара. Практика рекламы 8 2 6
12. Установление цен на товары 4 2 2
13. Ценовая политика 8 4 4
14. Налогообложение 2 2
15. Обобщение пройденного материала 8 2 6
Итого: 72 34 32 6
11-й класс
16. Meтоды распространения товаров. Аукцион 6 2 4
17. Планирование маркетинга 6 2 4
18. Контроль маркетинга 4 2 2
19. Международный маркетинг 6 2 4
20. Региональный маркетинг 6 2 4
21. Маркетинг услуг и маркетинг в сфере некоммерческой деятельности 6 2 4
22. Обобщение пройденного материала 2 2
23. Маркетинг и общество 6 2 4
24. Предпринимательская этика 4 2 2
25. Основы бизнес планирования 12 4 8
26. Обобщение пройденного материала 2 2
27. Экскурсия на специализированные выставки “Рекламный мир” 4 4
27. Итого: 64 20 40 4
Содержание программы по курсу
1. Введение. Что такое маркетинг? Концепция маркетинга (4 часа)
Сущность маркетинга как науки практической деятельности. Концепции маркетинга и эволюция их развития. Состояние и перспективы развития маркетинговой деятельности в России.
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Основными понятиями сферы маркетинга являются следующие нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.
Концепция маркетинга компания производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд.
Цель и принципы маркетинга, их взаимосвязь с целями и функциями предприятия как субъекта маркетинговой деятельности. Функции маркетинга. Комплекс маркетинга. Виды маркетинга в зависимости от спроса.
2. Социальные основы маркетинга: удовлетворение людских потребностей (8 часов)
Роль маркетинга в жизни потребителей и производителей. Стремительное распространение системы маркетинга.
3. Процесс управления маркетингом (4часа).
Этапы процесса управлением маркетингом состоит из: анализ рыночных возможностей, замеры и прогнозирование спроса, сегментирование рынка, признаки сегментирования, отбор целевых рынков, позиционирование товара, разработка комплекса маркетинга, претворения в жизнь маркетинговых мероприятий создание системы планирования маркетинга, информационная система, системы организации службы маркетинга, система маркетингового контроля.
4. Система маркетинговых исследований и маркетинговой информации (8 часов).
Маркетинговая информация: понятие, признаки, структура. Источники и требования к информации.
Сущность и значение маркетинговых исследований, поисковые, описательные, экспериментальные. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос. Этапы маркетингового исследования постановка цели и формулирование проблемы, отбор источники информации, сбор информации, обработка, анализ и представление полученных результатов.
Маркетинговые исследования возможностей рынка, анализ распределения долей рынка между фирмами, анализ сбыта, изучение товаров конкурентов, политика цен, прогнозирование и т.д. Схема маркетингового исследования. Методы и орудия исследования.
5. Обобщение пройденного материала (2 часа).
6. Маркетинговая среда (2 часа).

Маркетинговая среда фирмы слагается из микро- и макросреды. Перечислить основные силы микро- и макросреды.
Факторы микросреды, поставщики, посредники, конкуренты, клиенты, сама фирма, контактные аудитории. Факторы макросреды: демографические, экономические, культурные, природные, технико-технологические, политико-правовые факторы. Практикум: рынок и спрос.
7. Потребительские рынки и покупательское поведение потребителей (4 часа).
Сущность понятий покупатель и потребитель. Потребительский рынок. Модель покупательского поведения “Черный ящик” сознания покупателя. Побудительные приемы маркетинга и ответная реакция потребителей факторы культурного порядка, социальные факторы, личные факторы, мотивация. Процесс принятия решения о покупке.
Основные факторы, влияющие на покупательское поведение потребителей Решение о покупке Реакция на покупку.
8. Рынок предприятий и поведение покупателей в лице предприятия (4 часа).
Рынок товаров промышленного назначения. Какие факторы оказывают влияние на покупателей промышленных товаров? Рынок промежуточных продавцов. Рынок государственных учреждений
9. Обобщение пройденного материала (2 часа).
10. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов и позицирование товара (2 часа).
Основные принципы сегментирования потребительских рынков: по географическо...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2155

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340