Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся


Автор(ы): Терехина Жанна Расиховна, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На современном этапе школьного образования отведена значительная роль проблеме исследовательской деятельности школьников. Эта деятельность приобретает особое значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, развивающего творческие способности ребёнка. К таким видам деятельности и относится исследовательская работа школьников. Значительная роль принадлежит внеурочному времени организации исследований.
На различных этапах урока можно развивать познавательный интерес учащихся, используя исследовательские приёмы. Предмет “биология” является одним из ведущих среди других предметов, где можно успешно использовать элементы исследования. При изучении материала используем элементы исследовательской работы, ставя перед учащимися познавательную задачу, которая выводит ученика за пределы имеющихся у него знаний. При этом в проблеме есть что – то неизвестное, требующее поиска, мыслительной деятельности, творчества. Чтобы “включить” познавательную деятельность учащихся и направить её на решение возникшей проблемы исследовательского характера, в ней должно быть что – то известно, заданы отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы исследовательская задача содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к исследовательскому поиску.
Курсы ботаники, зоологии, физиологии человека построены таким образом, чтобы учащиеся могли на уроках ставить опыты, эксперименты, вести наблюдения за объектами, явлениями. И на основе экспериментальной исследовательской работы учащимся предлагается самостоятельно решить какую-нибудь познавательную задачу, сформулировать вывод. Проведение лабораторных практикумов по ботанике, зоологии способствуют привитию интереса к предмету, а также активизации исследовательской и творческой деятельности на уроках.
Но в своей работе хочется сделать акцент на приёмах развития исследовательской культуры во внеурочное время. Групповые, индивидуальные и факультативные занятия по предмету призваны не только расширять и укреплять знания учащихся, но и научить их основам исследовательской работы.
Научно – исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно - исследовательская деятельность – мощное средство формирования познавательной самостоятельности старших школьников. Приобщение учащихся старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным на заключительном этапе школьного образования, когда у школьников формируется творческое мышление.
Но для того, чтобы исследовательская деятельность была успешна и приносила свои плоды, нужно выдержать ряд требований, в частности пройти все этапы выполнения исследовательской работы, а именно:
  1. Мотивация научно – исследовательской деятельности.
  2. Обязательно приобщение к исследовательской работе нужно начинать с формирования мотивации этой деятельности. Очень важно, чтобы уч-ся наряду с моральными стимулами увидели и материальные стимулы. Например, повышение итоговой оценки по предмету, предоставление права сдавать экзамен на итоговой аттестации в форме защиты реферата, освобождение от переводного экзамена и т.д.
  3. Выбор направления исследования.
  4. Это очень сложный этап. Здесь нужно определиться с темой исследования. Идеально, чтобы первоначальная идея темы и инициатива по выполнению исследования исходила от учащихся, а учитель же выполнял бы направляющую и корректирующую функции в этом вопросе.
  5. Постановка задачи.
  6. Фиксирование и предварительная обработка данных.
  7. Обсуждение результатов исследования.
  8. Оформление результатов работы.
  9. Представление исследовательской работы на конференции.
Выполнение всех этапов исследовательской работы может обеспечить достижение высоких результатов.
Так, в нашей школе, учитывая интересы и потребности школьников, преподавателям выделяется дополнительное время для непосредственной работы с учащимися, желающими вести исследовательскую работу. Педагоги и учащиеся в основном старшего звена образуют научное общество “Адонис”, уже 8 лет благополучно функционирующее. Разработана вся нормативно-правовая база: положения о НОУ “Адонис”, о научно-исследовательской работе учащихся. В школе ведётся целенаправленная работа исследовательского характера. Темы будущих рефератов мы обсуждаем ещё до начала нового учебного года, часть работы по сбору материала, исследовательская деятельность ведётся летом и часто не один год.
Так, в 2001–2002учебном году ученица 10 класса защищала на межрегиональной конференции в филиале КемГУ работу “Лесовосстановительные процессы в условиях Анжерского лесхоза”. Для выполнения работы ушло 2 года (летние периоды), в течение которых группа школьников вместе со мной периодически выезжали в лесной массив около г. Анжеро-Судженска и вели измерения и подсчёт хвойного подроста и качественную оценку хвои. Полученные данные в результате расчётов и сопоставления с литературными источниками, позволили предположить, что лесовосстановительные процессы в Анжерском лесхозе идут удовлетворительно; лучше всего в условиях естественного возобновления, чуть хуже на вырубках разных лет. Для выполнения этой работы школьники не раз посещали Анжерский лесхоз, где работали непосредственно с ведомственными источниками, посещали Анжерский лесопитомник. И в довершении этой работы ученики проявили творчество, создав школьную агитбригаду “Зелёные друзья”. Выступая перед учащимися школы, вели пропаганду за сохранение елей и бережное отношение к зелёным красавицам. Исследовательская работа “Лесовосстановительные процессы в условиях Анжерского лесхоза” заняла 1 место в XI городской естественнонаучной конференции в секции “Экология” в 2003 году и 3 место в секции “Биология” на межрегиональной НПК “Научное творчество ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1466

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340