Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Конспект урока природоведения. 3-й класс (1–4)
Автор(ы): Шихова Маргарита Кайржановна, учитель начальных классов, методист
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Формировать понятия «рисунок», «план», «масштаб»; научить выявлять существенные различия между рисунком и планом; познакомить обучающихся с чертёжными умениями.
- Развивать внимание.
- Воспитывать аккуратность.
Оборудование: иллюстрации предметов и сами предметы: чашка, чайник, стакан; кроссворд; листочки для самостоятельной работы; тетради для учащихся; линейка; план эвакуации для учителя. Ход урока I. Оргмомент Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке. Повторение (раздать листочки для самостоятельной работы). - Перед вами листочки, разделённые на 3 части. В каждой части вы будете выполнять отдельное задание. Подпишите ваши листы. Задание 1. Отметьте на листе точку. Представьте, что вы находитесь на большой высоте и видите стоящих рядом четырёх человек. С высоты они выглядят одной точкой. Изобразите их движение, если один пошёл на север, другой – на юг, третий – на восток, а четвёртый – на запад. (см. Приложение 1). Задание 2. Обозначьте на листе улицу, которая протянулась с северо-запада на юго-восток. (см. Приложение 2). Задание 3. В правом верхнем углу листа поставьте точку. Представьте, что это человек. В левом нижнем углу нарисуйте ель. Определите, в каком направлении от ели находится человек. В каком направлении ель от человека. (см. Приложение 3). - А теперь передайте ваши листочки. В конце урока вы узнаете оценки. II. Новая тема Цель: обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний. - Прочитайте тему сегодняшнего урока, написанную на доске («Рисунок и план») 1. Введение понятия «рисунок» Учитель показывает рисунок с изображением чашки. - Ребята, что я вам показываю? (Рисунок чашки). На доске появляется слово «Рисунок». - А что такое рисунок в вашем понимании? Как изображаются предметы на рисунках? (Ответы детей) - Посмотрите на предмет, который я вам показываю. Что это? (Чайник) - Что я теперь вам показываю? (Рисунок чайника). 2. Введение понятия «план» - Посмотрите на это изображение. Что я вам показываю? (Похоже на чашку, которую мы видим сверху). - Это план чашки. Подумайте, что же называется планом? (Изображение сверху). На доске появляется слово «План». - План – это чертёж, на котором все предметы изображены так, как мы их видим сверху. Но план показывает не сам предмет, а место, которое занимает предмет на листе бумаги. - Современные строители работают по чертежам. Так, например, прежде чем построить нашу школу, составлялся план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно «ходить», ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы. Посмотрите на план нашего этажа. Как выдумаете, зачем на нашем этаже висит такой план? (Ответы детей). Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара или ещё какой-то экстренной ситуации. А вот в Древней Руси строительство велось без планов и чертежей, «на глазок». С использованием рисунков и опыта предков первыми чертёжниками на Руси стали иконописцы. - Кто – нибудь из вас знает, кто такие иконописцы? (Люди, которые писали иконы). - Правильно, они научились делать чертежи, необходимые для росписи церквей и соборов. 3. Введение понятия «масштаб» - Ребята, давайте начертим план стакана. Что для этого надо сделать? (Приложить стакан к бумаге и обвести). (Дети выполняют) - А теперь начертим план учебника. (Дети выполняют) - Начертим план вашего стола. Как это сделать? (Можно измерить) - Измерьте длину и ширину вашего стола. Что получили? (Длина равна 110 см, ширина – 70 см). Один ученик на доске чертит план стола. - Сейчас у нас с вами есть доска, на которой мы смогли начертить лан стола. А как быть, если план надо начертить в тетради, на листе бумаги? (Ответы детей) - Как поступить в этом случае? (Надо уменьшить изображение). - Для изменения размеров на чертеже применяется масштаб. На доске появляется слово «Масштаб». - Масштаб – это число, показывающее во сколько раз расстояние и размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на бумаге, то есть на плане. - Мы с вами решили, что размеры стола надо уменьшить. Во сколько раз мы их уменьшим? (В 10 раз). - Это значит, что в каждом сантиметре на бумаге отложено 10 см от размера стола. Запись масштаба будет такой. На доске: М: 1 см = 10 см - Вычислите длину и ширину ваших столов после уменьшения размеров. (Длина равна 11 см, ширина – 7 см). - Начертите в своих тетрадях план стола. (Дети выполняют) - А можно ли уменьшить размеры в 100, 1000 раз? (Да). - Правильно. Поэтому нетрудно начертить план не только стола, но и класса, дома, участка какой-нибудь местности. Только обязательно нужно выбрать правильный масштаб и запи...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1863
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|