Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование метода проектов в процессе обучения - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Использование метода проектов в процессе обучения


Автор(ы): Павловская Надежда Григорьевна, преподаватель кафедры психологии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Главной целью образовательных систем является подготовка профессионально компетентных специалистов, с высоким уровнем личностного развития.
Условия для личностного poста, соответствующего уровня профессиональной подготовки и саморазвития в образовательном процессе задаются:
– методами и формами организации учебной деятельности,
– успешным освоением способов и средств ведущей деятельности, реализующейся в образовательном пространстве университета.
Достижение данной цели осуществляется через оптимизацию учебного процесса на основе личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, при использовании инновационных способов обучения.
Специальная форма организации познавательной деятельности – метод проектов, система обучения, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. В процесс вовлечены практически все участники. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Под проектом понимается единство замысла и реализации. Проект требует оформления результатов для предъявления его окружающим. Соответственно, возникает необходимость использовать предметные навыки как средство реализации проекта. Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале. Наряду с ней обучающиеся осуществляют и другие виды деятельности – учебную, трудовую, исследовательскую и т. д.
Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы.
Проектное обучение являемся одним из способов развития компетентностей в образовании, при подготовке специалистов педагогических специальностей. Цели учебного проекта определяются вместе с группой. В этом случае видение процесса и результатов обучения обогащается идеями и целями членов группы.
Студенты начинают активно участвовать в учебном процессе, учатся планировать на основе идей курса. В группе создастся различное видение тех целей, которые должны быть достигнуты. Студенты обладают знаниями в различных областях деятельности и, используя их знания, умения и опыт, можно сделать процесс обучения более интересным и практичным. В эффективном использовании преподавателем ресурсов группы заключается одна из основных задач организации проектного обучения.
Метод проектов – сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности, и ориентирован на развитие самостоятельности в познавательной активности.
Преподавая дисциплины психологического цикла, можно реализовывать потенциал проектного обучения. Предлагаю конспект занятия по дисциплине “Психология” для студентов, будущих учителей истории.
Тема. Основы межличностных отношений.
Цель:
обобщение и систематизация изученного материала по теме "Межличностные отношения", создание системы по формированию межличностных отношений, используя метод проектов.
Задачи:
  • использование теоретических знаний в практической деятельности;
  • проведение исследовательской работы с использованием методик: “Социометрия”, “Референтометрия”, “Q-сортировка”, социологический опрос;
  • развитие познавательной активности, умений совместной деятельности, коммуникативных навыков творческого и интеллектуального потенциала;
  • воспитание чувства коллективизма, ответственности и положительно-мотивационного отношения к педагогической деятельности.
План.
1. Организационный момент.
2. Терминологическая разминка.
3. Ролевая игра (обсуждение “Метода проектов”).
4. “Мозговая атака”.
5. Создание проекта (работа в группах).
6. Презентация.
7. Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Сообщение темы и цели занятия.
2. Терминологическая разминка.
Для успешного достижения данной цели, необходимо вспомнить сущность метода проектов и повторить значение понятий, которые будем использовать на занятии. (На столах лежат карточки с глоссарием. )
Метод. Методика.
Социометрия. (Социометрическая методика). Социометрический тест.
Социограмма.
Референтная группа.
Межличностные отношения.
Коллектив.
Рефлексия.
Метод проектов.
3. Ролевая игра.
– Кто является автором меч ода проектов?
– В чем состоит цель проектного обучения?
а) Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США, разработанный американским философом и педагогом Джоном Дьюи. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов предполагает решение проблемы. Результат выполненных проектов должен быть осязаемым. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. И сегодня мы будем работать в группах.
б) Выделим следующие команды. (Распределение ролей)
1 команда "реалисты" – краткая информация системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом. (Приложение 1)
2 команда "оптимисты" – делают акцент на наиболее положительных моментах.
3 команда "пессимисты" – подчеркивают слабые моменты, недочеты метода проектов.
в) Выступления учащихся.
Вывод: Ваши выступления свидетельствуют о том, что метод проектов имеет много положительного, хотя есть недочеты. И все-таки, мы пришли к единому мнению: метод проектов – это рациональное сочетание теоретических знаний и их практическою применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников, и ориентирован на развитие самостоятельности в познавательной деятельности.
4. “Мозговая атака”
Большое значение для становления и развития личности ребенка имеют взаимоотношения с окружающими его людьми, т. е. межличностные отношения. Межличностные отношения – основа успешности совместной деятельности и развития коллектива.
Межличностные отношения? Ваше понимание данного явления? (По мере поступления предложений делается запись на доске. Обсуждение).
Вывод: межличностные отношения:
– специфическое явление, которое обусловлено как социальными, так и психологическими факторами;
– непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между людьми;
– ведущий фактор социально-психологического климата коллектива. Социально-психологическое изучение межличностных отношений и их направленное изменение необходимы для эффективности учебного процесса и для совершенствования практики воспитания.
5. Создание проекта.
(Актуализировав все необходимые знания, переходим к созданию проекта).
Проблема межличностных отношений, их влияние па личностное становление и социально-психологический климат коллектива, существует. Также является проблемным формирование положительных взаимоотношений среди школьников. Поэтому изучение межличностных отношений и их направленное изменение необходимо для эффективности учебного процесса и совершенствование практики воспитания. Данная проблема легла в основу нашею проект
"Система работы по формиpoванию межличностных отношений в школьном коллективе".
Цель:
создание алгоритма действий по изучению и формированию межличностных отношений в школьном коллективе.
Мы проделали большую предварительную работу:
– освоили методы изучения взаимоотношений людей;
– провели социологический опрос о роли межличностных отношений среди учителей, классных руководителей и учащихся;
– провели исследование шко...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1790

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340