Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Использование метода проектов в процессе обучения
Автор(ы): Павловская Надежда Григорьевна, преподаватель кафедры психологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Главной целью образовательных систем является подготовка профессионально компетентных специалистов, с высоким уровнем личностного развития. Условия для личностного poста, соответствующего уровня профессиональной подготовки и саморазвития в образовательном процессе задаются: – методами и формами организации учебной деятельности, – успешным освоением способов и средств ведущей деятельности, реализующейся в образовательном пространстве университета. Достижение данной цели осуществляется через оптимизацию учебного процесса на основе личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, при использовании инновационных способов обучения. Специальная форма организации познавательной деятельности – метод проектов, система обучения, при которой студенты приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий. В процесс вовлечены практически все участники. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Под проектом понимается единство замысла и реализации. Проект требует оформления результатов для предъявления его окружающим. Соответственно, возникает необходимость использовать предметные навыки как средство реализации проекта. Проектная деятельность осуществляется на учебном и внеучебном материале. Наряду с ней обучающиеся осуществляют и другие виды деятельности – учебную, трудовую, исследовательскую и т. д. Введение элементов проектной деятельности и ее развитие позволяют уйти от однообразия образовательной среды и монотонности учебного процесса; создают условия для смены видов работы. Проектное обучение являемся одним из способов развития компетентностей в образовании, при подготовке специалистов педагогических специальностей. Цели учебного проекта определяются вместе с группой. В этом случае видение процесса и результатов обучения обогащается идеями и целями членов группы. Студенты начинают активно участвовать в учебном процессе, учатся планировать на основе идей курса. В группе создастся различное видение тех целей, которые должны быть достигнуты. Студенты обладают знаниями в различных областях деятельности и, используя их знания, умения и опыт, можно сделать процесс обучения более интересным и практичным. В эффективном использовании преподавателем ресурсов группы заключается одна из основных задач организации проектного обучения. Метод проектов – сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности, и ориентирован на развитие самостоятельности в познавательной активности. Преподавая дисциплины психологического цикла, можно реализовывать потенциал проектного обучения. Предлагаю конспект занятия по дисциплине “Психология” для студентов, будущих учителей истории. Тема. Основы межличностных отношений. Цель: обобщение и систематизация изученного материала по теме "Межличностные отношения", создание системы по формированию межличностных отношений, используя метод проектов. Задачи: - использование теоретических знаний в практической деятельности;
- проведение исследовательской работы с использованием методик: “Социометрия”, “Референтометрия”, “Q-сортировка”, социологический опрос;
- развитие познавательной активности, умений совместной деятельности, коммуникативных навыков творческого и интеллектуального потенциала;
- воспитание чувства коллективизма, ответственности и положительно-мотивационного отношения к педагогической деятельности.
План. 1. Организационный момент. 2. Терминологическая разминка. 3. Ролевая игра (обсуждение “Метода проектов”). 4. “Мозговая атака”. 5. Создание проекта (работа в группах). 6. Презентация. 7. Рефлексия. Ход занятия 1. Организационный момент. Сообщение темы и цели занятия. 2. Терминологическая разминка. Для успешного достижения данной цели, необходимо вспомнить сущность метода проектов и повторить значение понятий, которые будем использовать на занятии. (На столах лежат карточки с глоссарием. ) Метод. Методика. Социометрия. (Социометрическая методика). Социометрический тест. Социограмма. Референтная группа. Межличностные отношения. Коллектив. Рефлексия. Метод проектов. 3. Ролевая игра. – Кто является автором меч ода проектов? – В чем состоит цель проектного обучения? а) Метод проектов возник в начале прошлого столетия в США, разработанный американским философом и педагогом Джоном Дьюи. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов предполагает решение проблемы. Результат выполненных проектов должен быть осязаемым. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. И сегодня мы будем работать в группах. б) Выделим следующие команды. (Распределение ролей) 1 команда "реалисты" – краткая информация системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом. (Приложение 1) 2 команда "оптимисты" – делают акцент на наиболее положительных моментах. 3 команда "пессимисты" – подчеркивают слабые моменты, недочеты метода проектов. в) Выступления учащихся. Вывод: Ваши выступления свидетельствуют о том, что метод проектов имеет много положительного, хотя есть недочеты. И все-таки, мы пришли к единому мнению: метод проектов – это рациональное сочетание теоретических знаний и их практическою применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников, и ориентирован на развитие самостоятельности в познавательной деятельности. 4. “Мозговая атака” Большое значение для становления и развития личности ребенка имеют взаимоотношения с окружающими его людьми, т. е. межличностные отношения. Межличностные отношения – основа успешности совместной деятельности и развития коллектива. Межличностные отношения? Ваше понимание данного явления? (По мере поступления предложений делается запись на доске. Обсуждение). Вывод: межличностные отношения: – специфическое явление, которое обусловлено как социальными, так и психологическими факторами; – непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между людьми; – ведущий фактор социально-психологического климата коллектива. Социально-психологическое изучение межличностных отношений и их направленное изменение необходимы для эффективности учебного процесса и для совершенствования практики воспитания. 5. Создание проекта. (Актуализировав все необходимые знания, переходим к созданию проекта). Проблема межличностных отношений, их влияние па личностное становление и социально-психологический климат коллектива, существует. Также является проблемным формирование положительных взаимоотношений среди школьников. Поэтому изучение межличностных отношений и их направленное изменение необходимо для эффективности учебного процесса и совершенствование практики воспитания. Данная проблема легла в основу нашею проект "Система работы по формиpoванию межличностных отношений в школьном коллективе". Цель: создание алгоритма действий по изучению и формированию межличностных отношений в школьном коллективе. Мы проделали большую предварительную работу: – освоили методы изучения взаимоотношений людей; – провели социологический опрос о роли межличностных отношений среди учителей, классных руководителей и учащихся; – провели исследование шко...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1790
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|