Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Цикл психологических занятий Природа - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Цикл психологических занятий Природа


Автор(ы): Самоходкина Людмила Григорьевна, педагог - психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель занятий:
  1. Развивать креативные способности (самостоятельность и критичность мышления, фантазию, уважительное отношение к мнению других и др.).
  2. Развивать эмоционально – волевую сферу личности (произвольность поведения, развивать уверенность в себе, учить преодолевать неуверенность, расширять знания об эмоциях и состояниях человека).
  3. Обогащать тактильный, чувственный опыт детей.
  4. Прививать любовь к природе, уважительное отношение к ней, расширять знания о природных материалах.
Темы занятий. “Ручеек”, “Море”, “Дождь”, “Ветер”, “Лес”, “Облака”, “Обобщающее занятие”.
Структура занятий представлена в таблице 1.
Таблица 1. Структура занятий
Этап занятия Затрачиваемое время
1. Организационный момент (погружение в музыку и путешествие) 2 минуты
2. Слушание музыки 3 минуты
3. Игра – превращение (психогимнастика) 5-7 минут
4. Игра “Узнай на ощупь” 5 минут
5. Рисование (под музыку) – 10-12 минут
6. Обсуждение (анализ рисунков, подведение итога занятия) 4 минуты
Общее время проведения занятия 25 – 30 минут
На занятиях используется метод рисования, но не ставится цель “научить рисовать”, а ставится цель “передать с помощью цвета, направления линий, силы мазка свое восприятие мира, передать свое эмоциональное состояние, настроение, отношение к природе”.
На таких занятиях неправильных ответов не бывает. Бывает более подходящий или характерный для объекта или явления. Целесообразно использовать метод, предложенный Ш. Амонашвилли, когда дети говорят педагогу на ухо или очень тихо, при этом каждый ребенок имеет возможность высказаться, не боится, что его ответ вызовет смех или осуждение у других детей, а главное в данных занятиях – это не мешает восприятию музыки.
Предварительная работа: детей знакомят со сказочным персонажем – Бабой – Ягой - хранительницей леса (языческим образом), оберегающей и защищающей обитателей леса, а не злой бабой, пугающей людей (которой она стала после принятия христианства). На занятиях Баба-Яга знакомит детей с лесом (природой), играет, шутит с ними. Оборудование, необходимое для проведения занятий, представлено в таблице 2.
Таблица 2. Оборудование, необходимое для проведения занятий
Название Содержание
1. 16 карточек размером 20 на 20 см с использованием различных природных материалов.
  • камни острые и округлые разной величины;
  • листья разного цвета и формы;
  • ветки разной толщины;
  • семена разных растений;
  • перья разных птиц;
  • кора различных деревьев;
  • песок морской и речной.
2. Музыкальные записи: ручеек, море, ветер, дождь, лес Серия “Звуки природы”, “Одинокий пастух”, серия RELAX на CD – музыка для релаксации.
3. Альбомы, краски, кисти (№5), палитра, салфетки, подставки под кисти, ножницы (для шестого занятия “Облака”). Для рисования
Карточки с использованием различных природных материалов (таблица 3) не только обогащают тактильный опыт детей, но и благодаря композиционному размещению объектов на карточках, развивают воображение. Количество используемых карточек с каждым занятием увеличивается, и с каждым разом педагог стремится побуждать детей к фантазированию и придумыванию других объектов, глядя на те же карточки в зависимости от темы занятия (таблица 4).
Таблица 3. Содержание карточек.
1. с камушками острыми мелкими “дождик”
2. с камушками округлыми средней величины “волны”
3. с листочками в форме бабочек и птички
4. с листочками в форме цветка и лица
5. с ракушками в форме смешной рожицы
6. с ракушками в форме растений
7. с морским песком в форме завитков
8. с речным песком в форме тумана на реке
9. с семенами арбуза и дыни в форме капелек дождя
10 с семенами ясеня и клена в форме растений
11. с тонкими ветками в форме инструментов
12. с ветками средней толщины в форме незавершенных образов
13. с корой в форме незавершенных образов
14. с корой в форме животного
15. с пухом в форме цветов
16. с перьями в форме птицы
Таблица 4. Темы занятий.
Тема занятия. Используемые карточки.
1. “Ручеек” Камни, листья.
2. “Море” Камни, листья, песок, ракушки.
3. “Дождь” Камни, песок, семена.
4. “Ветер” Листья, песок, ветки.
5. “Лес” Листья, семена, ветки, кора.
6. “Облака” Песок, пух, ракушки, перья.
7. Обобщающее занятие Камни, листья, песок, семена, ветки, кора, перья, ракушки.

Конспекты занятий.

Занятие 1. Тема занятия: “Ручеек”.
I. Организационный момент: приходит Баба-Яга и приглашает детей в лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.
II. Слушание музыки: Баба-Яга (после слушания): “Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?” Примерные ответы детей: льется вода, поют птицы, квакают лягушки, стрекочет кузнечик, брызги… “Мы оказались у лесного ручейка (включается опять музыка). Какой ручеек: быстрый или спокойный, шумный или тихий, слабый или сильный, добрый или сердитый?”
III. Игра – превращение (под музыку). “Я превращаю вас…в текущую воду ручейка; в камушки на дне ручейка; в травинки и цветы, плывущие по воде; в рыбок, плещущихся в воде (во время превращения разложить рыбок между детьми на полу); в то, что увидел ручеек, протекая по лесной полянке (растения, животные, насекомые – по желанию детей); в детей (садятся за столы).
IV. Игра “Угадай на ощупь”. Дети сидят за столами. Перед педагогом лежат карточки, накрытые платочками: №1, 3.
1. Предлагаю приложить ладошку детям сидящим в первом ряду под платочком к 1 карточке и определить на ощупь: “Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” “Что это?” - дети отвечают: “Камушки”.
    2. Открываю карточку, показываю камушки, предлагаю проверить ощущения детей первого ряда второму ряду: “На что это похоже?”
    3. Предлагаю приложить ладошку детям сидящим во втором ряду под платочком к 3 карточке и определить на ощупь: “Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” “Что это?” - дети отвечают: “Листочки”.
4. Открываю карточку, показываю листочки, предлагаю проверить ощущения детей второго ряда первому и пофантазировать: “На что это похоже?”
V. Рисование (под музыку). Баба-Яга: “Мы рассмотрели камушки, которые лежат на дне, а теперь закроем глаза (включается музыка) и превращаемся в ручеек, который бежит по камушкам, смотрит по сторонам, встречает разных обитателей. Представьте, кого или что увидел ваш ручеек, какой он? Открываем глаза, набираем краску и изобразим то, что вы сейчас представили”.
Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому ребенку по очереди и ребенок очень тихо рассказывает педагогу, что он представил и что хочет изобразить.
VI. Обсуждение. После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по 2 контрастных, указанных педагогом, рисунка и определить в зависимости от тематики:
  • Какое настроение ручейка изобразила Света и Саша?
  • Кого встретил ручеек у Димы и Кати?
  • Чей ручеек быстрее, у Миши или Даши?
  • и прочие…
Дети становятся в круг, педагог делает вывод: (звучит музыка) “Каким вы услышали лесной ручеек? – дети: спокойным, добрым, веселым… - Я предлагаю подарить друг другу добрые, спокойные улыбки”.
“Когда проснемся – улыбнемся, улыбнемся маме, улыбнемся солнышку и травке, улыбнемся всем!” - последние два слова повторяем хором.
Занятие 2. Тема занятия: “Море”.
I. Организационный момент: приходит Баба-Яга и приглашает детей в путешествие. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.
II. Слушание музыки: Баба-Яга (после слушания): “Что вы услышали?”
Примерные ответы детей: льется вода, кричат птицы, брызги…
“Куда мы попали? Мы оказались на морском берегу(включается опять музыка), мы слышали крик чаек, песни дельфинов, шум набегающей на берег волны, брызги от удара волны о берег. Какое море: быстрое или спокойное, шумное или тихое, слабое или сильное, доброе или сердитое?…”
III. Игра – превращение (под музыку). “Я превращаю вас…в быструю волну, бегущую к берегу и ударяющуюся со всей силы о берег; в маленькие песчинки и ракушки, лежащие на берегу, которые качают волны; в маленькие лодочки и большие корабли, плывущие по спокойному морю или попавшие в шторм; в добрых дельфинов, играющих в воде; в сердитых голодных акул или добрых медуз (по желанию детей); в детей (садятся за столы).
IV. Игра “Угадай на ощупь”. Дети сидят за столами. Перед педагогом лежат карточки накрытые платочками: №2, 4, 5, 7.
1. Предлагаю приложить ладошку детям сидящим в первом ряду под платочком к 5 карточке, а детям второго ряда к 6 карточке и определить на ощупь: “Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” “Что это?” - дети отвечают: “Ракушки”.
2. Открываю карточку, показываю ракушки, предлагаю проверить ощущения детей и пофантазировать: “На что это похоже?”
3. Предлагаю приложить ладошку детям сидящим во втором ряду под платочком к 7 карточке и определить… “Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” “Что это?” - дети отвечают: “Песок”.
4. Открываю карточку, показываю песок, предлагаю проверить ощущения детей и пофантазировать.
5. Предлагаю приложить ладошку двум любым детям к 2 и 4 карточкам и определить “Что это?” - камушки, листья.
6. Выставляю на наборное полотно все карточки: “Если мы на морском берегу, то что это?” - дети придумывают.
V. Рисование (под музыку). Баба-Яга: “А теперь закроем глаза (включается музыка) и вслушаемся в музыку. Открываем глаза, набираем краску и изобразим то, о чем рассказывает музыка”.
Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому ребенку по очереди и ребенок очень тихо рассказывает педагогу, что он представил и что хочет изобразить.
VI. Обсуждение. После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по 2 контрастных, указанных педагогом, рисунка и определить в зависимости от тематики:
  • Какое настроение изобразила Света и Саша?
  • Кого встретил Дима и Катя на берегу?
  • У кого день пасмурный, а у кого солнечный, у Миши или Даши?
  • У кого шторм сильнее?
  • В каком теплом море мы купались бы с удовольствием?
  • и прочие…
Дети становятся в круг, педагог делает вывод: (звучит музыка) “Каким вы услышали море? –дети: бурлящим, шумным, сильным, сердитым… -А от чего люди бывают сердитыми? (Дети приводят примеры) Я предлагаю показать с помощью мимики какими сердитыми бываете вы. А теперь снимите ваше сердитое настроение (Дети изображают как снимают комбинезон с головы до ног) и положите его на самую верхнюю полку (подпрыгивают и кладут), что бы его никто не достал.
Занятие 3. Тема занятия: “Дождь”.
I. Организационный момент: приходит Баба-Яга и приглашает детей в лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка, вокруг ковра стоят стулья.
II. Слушание музыки: Баба-Яга (после слушания): “Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?”Примерные ответы детей: льется вода, шумит ветер, гром, брызги, идет дождь…“Мы оказались в лесу во время дождя (включается опять музыка). Скорее бежим, спрячемся от дождя. Куда вы спрятались?” Примерные ответы детей: в дупло, под деревом, под кустом, в норе у лисы, зайца и т.д… “Какой дождь: слабый или сильный, добрый или сердитый, веселый или грустный, шумный или тихий?”
III. Игра – превращение (под музыку). “Я превращаю вас… дождинки, падающие с неба; в текущую воду дождя; в смелый сильный гром; в мокрые травинки и цветы, плачущие от дождя; в животных, насекомых, прячущихся от дождя, замерзших, испугавшихся грома–по желанию детей); в веселых смелых детей, шлепающих под дождем; прибежали домой, высушились (садятся за столы).
IV. Игра “Угадай на ощупь”. Дети сидят за столами. Перед педагогом лежат карточки накрытые платочками: №9, 10, 1, 8.
1. Предлагаю приложить ладошку детям сидящим в первом ряду под платочком к 9 карточке и определить на ощупь “Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” “Что это?” - дети отвечают.
2. Открываю карточку, показываю семена, предлагаю проверить ощущения детей первого ряда второму ряду. “На что это похоже?”
3. Предлагаю приложить ладошку детям сидящим во втором ряду под платочком к 10 карточке и определить на ощупь: “Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” “Что это?” - дети отвечают.
4. Открываю карточку, показываю семена, предлагаю проверить ощущения детей второго ряда первому и пофантазировать: “На что это похоже?”
5. Предлагаю приложить ладошку двум любым детям к 1 и 8 карточкам и определить “Что это?” - камушки, песок.
6. Выставляю на наборное полотно все карточки: “Если мы в лесу под дождем, то что это?” - дети придумывают.
V. Рисование (под музыку). Баба-Яга: “Представьте теплый летний день, светит солнышко, идет дождь. Какое настроение у такого дождика? Каким бывает осенний дождь? (Холодный, срывающий листья с деревьев.) Каким бывает зимний дождь? (Колючий снег, метель.) Каким бывает весенний дождь? (Спокойный, веселый, цветочный.) Закройте глаза, представьте свой дождик. (Дети не отвечают, а сразу начинают рисовать.) Открываем глаза, набираем краску и изобразим то, что вы сейчас представили”.
Дети начинают рисовать, а педагог подходит к каждому ребенку по очереди и ребенок очень тихо рассказывает педагогу, что он представил и что хочет изобразить.
VI. Обсуждение. После рисования дети раскладывают рисунки в центре ковра, а сами садятся вокруг. Проводится обсуждение: педагог предлагает сравнить по 2 контрастных, указанных педагогом, рисунка и определить в зависимости от тематики:
  • Какое настроение дождика изобразила Света и Саша?
  • Кого встретил дождик у Димы и Кати?
  • Какой дождик у Миши и Даши?
  • и прочие…
Дети становятся в круг, педагог делает вывод: (звучит музыка) “У людей как и у дождика может быть разно настроение. И если у мамы или папы, или у друга плохое настроение, что нужно сделать или сказать? – дети отвечают. Я предлагаю поделиться друг с другом доброй улыбкой” - Передаем друг другу из рук в руки воображаемую улыбку.
Если поссорились с другом мы – помиримся? Дети: Помиримся. Если грустно маме – улыбнемся? – Дети: Улыбнемся. Если весело нам – рассмеемся? – Дети: Рассмеемся. А как? – вот так! – весело хохочут.
Занятие 4. Тема занятия: “Ветер”.
I. Организационный момент: приходит Баба-Яга и приглашает детей в лес. Дети садятся на ковер произвольно, закрывают глаза, начинает звучать музыка.
II. Слушание музыки: Баба-Яга (после слушания): “Мы попали на лесную полянку. Что вы услышали?” Примерные ответы детей: шум то тише, то громче, дождь, скрип… “Мы оказались на лесной полянке (включается опять музыка), мы видим, что деревья качаются, цветы и трава наклонились к земле. Что происходит? – Ветер! (музыка стихает) Какой ветер: быстрый или спокойный, шумный или тихий, слабый или сильный, добрый или сердитый?”
III. Игра – превращение (под музыку). “Я превращаю вас…в слабый веселый летний ветерок, который улыбается цветам и травам, щекочет ребятам носики; в сильный северный холодный ветер; в детей, которые замерзли на ветру; в тоненькие деревца, качающиеся на ветру; (музыка затихает); в могучие дубы, которые не может склонить ветер (педагог проходит к каждому ребенку и пытается сдвинуть его с места, дети стоят не шевелясь, очень уверенно); - молодцы, не смог вас победить ветер! в детей (садятся за столы).
IV. Игра “Угадай на ощупь”. Дети сидят за столами. Перед педагогом лежат карточки, накрытые платочками: №3, 7, 11, 12.
1. Предлагаю приложить ладошку детям сидящим в первом ряду под платочком к 11 карточке и определить на ощупь: “Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” “Что это?” - дети отвечают: “Веточки”.
2. Открываю карточку, показываю ветки, предлагаю проверить ощущения детей первого ряда второму ряду: “На что это похоже?”
3. Предлагаю приложить ладошку детям сидящим во втором ряду под платочком к 12 карточке и определить на ощупь: “Какое оно? Твердое или мягкое? Теплое или холодное? Спокойное, веселое или сердитое?” “Что это?” - дети отвечают: “Ветки”.
4. Открываю карточку, показываю ветки, предлагаю проверить ощущения детей второго ряда первому и пофантазировать: “На что это похоже?”
5. Предлагаю приложить ладошку двум любым детям к 3 и 7 карточкам и определить “Что это?” - листья, песок.
6. Выставляю на наборное полотно все карточки: “Что это? Что унес ветер?” - дети придумывают.
V. Рисование (под музыку). Баба-Яга: “Каким может быть ветер? – побужда...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.05.16 | Просмотров: 1098

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340