Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Описание системы воспитательной работы в классе - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Описание системы воспитательной работы в классе


Автор(ы): Лаптева Ольга Тихоновна, учмтель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Во всех сферах социальной жизни происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к определению содержания деятельности педагогов. Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк. И, вместе с тем, нет в школе работы более интересной, дающей большую отдачу.
Педагог-профессионал – духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Воспитание в нашей школе, направленное на развитие всех детей, построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.
В 2005 году окончили школу мои первые ученики, мои первые воспитанники. Я терпеливо учила их всему тому, что знала сама, и, конечно, чему-то училась у них. Все прошедшие годы - это годы нашей большой дружбы, своеобразная школа совместного роста, опыт совместного анализа результатов нашей деятельности. Таким образом, сложилась определенная система воспитательной работы с классом. Главное в деятельности классного руководителя – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, социальная защита ребенка.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника.
Построение системы воспитательной работы в классе является не только желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Но проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы создания и развития такой системы в классе, создать условия для развития личности ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Я строила систему воспитательной работы, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую.
Вся деятельность по моделированию, построению и развитию системы воспитательной работы в классе, была направлена на формирование творческой личности. И здесь можно говорить об эффективности работы классного руководителя, о том, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребенка, формирует творческую личность, готовит ее к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности. Именно это и повлияло на образование системы воспитательной работы в классе.
Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:
  1. Изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей).
  2. Изучение и анализ направленности интересов учащихся.
  3. Взаимодействие с педагогами дополнительного образования, школьным психологом, социологом, учителями-предметниками.
  4. Взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся и лицами их заменяющими.
  5. Выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива.
  6. Формирование паспорта развития личности учащихся.
  7. Нахождение путей представления детских творческих достижений.
Следующим этапом моей деятельности было составление плана-программы воспитательной работы с детским коллективом. Основная задача планирования – так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса и школы, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя. Критериями эффективности процесса воспитания является ценностное отношение к Человеку, Познанию, Творчеству, Нравственности.
Системный и деятельностный подходы к воспитанию диктуют необходимость выйти за рамки школы. Поэтому я включила в свою воспитательную систему работу по Дополнительному образованию. После получения результатов диагностик, учащимся была оказана помощь в выборе студии дополнительного образования. Осуществлялась тесное взаимодействие с педагогами дополнительного образования, посещались презентации студий, велись индивидуальные личные беседы с педагогами, координировалась их и наша работа. Мы вместе планировали и проводили воспитательные мероприятия, игры, конкурсы, викторины, концерты, выставки; участвовали в городских и школьных конкурсах. Эти мероприятия оставляли не только яркий эмоциональный след в душах и памяти детей, но и побуждали к дальнейшей творческой деятельности, к желанию познать себя и свои возможности. Ни один ребёнок в классном сообществе не остался в стороне.
Созданию положительной воспитательной среды в классном коллективе способствует реализация инновационной целевой программы взаимодействия семьи и школы “Семья”, цель которой – привлечение родителей к сопровождению ребенка в процессе обучения и воспитания (формирование модели взаимодействия с родителями через реализацию принципов пяти СО: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности, содеянности). Составлен социально-демографический паспорт семей, изучены внутрисемейные отношения, воспитательная позиция, уровень педагогической культуры родителей, что позволяет устанавливать оптимальные взаимоотношения с ними и шире привлекать их к жизни школы и класса.
Именно общение со взрослыми, самыми близкими людьми – своими родителями – помогает преодолеть тот барьер, который так часто становится разобщающим поколения, не находящие общего языка. Появиться общий язык может лишь из общих интересов, поэтому работе с родителями отвожу значимое место в воспитательной системе. В каждом отдельном случае стараюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общее собрание родителей или индивидуальная встреча, семейный праздник или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника или изготовление костюмов и многое другое. Главное, чтобы родители участвовали, интересовались жизнью в классе, нашими победами и проблемами, жили жизнью своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.
Работа с родителями является сегодня ведущим направлением в системе моей воспитательной деятельности. Здесь я выделяю три следующие задачи:
  1. Привлекать родителей к организации воспитательной работы в классе.
  2. Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.
  3. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.
Для классного руководителя очень важно объективно оценить результаты своей работы, сделать это профессионально грамотно, сформулировав цель и подобрав нужную исследовательскую методику. При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности как классного руководителя я ориентируюсь на следующий ряд критериев:
  1. Возрастающая упорядоченность жизнедеятельности классного коллектива.
  2. Взросление классного коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.
  3. Общий устойчивый эмоционально-положительный психологический климат в классе.
  4. Социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность.
  5. Повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся.
  6. Активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях.
  7. Степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива.
  8. Осознанный выбор учащимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
Как правило, итогом воспитательной работы классного руководителя и родителей становится дружный, сплочённый коллектив, способный самостоятельно решать важные жизненные вопросы. В настоящее время я являюсь классным руководителем 7б класса, где дети, их родители и классный руководитель – одна большая семья единомышленников: учатся – вместе, работают – вместе, отдыхают – вместе. Это сплочённый, организованный, трудолюбивый, инициативный и ответственный коллектив, строящий свою работу на принципах само- и соуправления. Все учащиеся получают дополнительное образование на факультативах, в кружках и секциях. Ребята принимают активное участие в жизни класса и школы (конкурсы, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, акции поддержки нуждающимся, помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труда, субботники, учебно-исследовательская работа). Большое внимание уделяю работе с родителями, их педагогическому и психологическому просвещению, провожу тематические собрания, индивидуальные беседы, заседания родительского комитета, посещение семей. Тематика родительских собраний разнообразна (учитываются возрастные особенности детей).
  • Первые проблемы подросткового возраста.
  • Компьютер в жизни школьника.
  • Поощрение и наказание детей в семье.
  • О родительском авторитете.
  • Нравственные уроки моей семьи.
  • О трудностях учения.
Неотъемлемой частью работы классного руководителя является систематическое общение с педагогами, работающими в классе, с целью выяснения успеваемости и дисциплинированности учащихся. Большую помощь классному руководителю оказывает психологическая служба школы. По просьбе классного руководителя психолог работает с учащимися и предоставляет ему аналитический отчет о психологическом климате в классе.
Чтобы лучше узнать детей, их наклонности, задатки и мотивации, необходимо проводить различные диагностики, мониторинги, исследования. Это поможет правильно строить воспитательную работу в классе
Второй год в классе реализуется образовательная программа “Какое счастье быть человеком!”, которая содействует формированию ценностей и развитию положительной тенденции в личностном росте школьников: формированию положительного отношения к ценностям: Человек, Познание, Творчество, Нравственность. Основным содержанием процесса освоения образовательной программы “Какое счастье быть человеком!” является организация воспитательных отношений.
Вся воспитательная работа в классе основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы формировалось положительное отношение к ценностям: Человек, Познание, Творчество, Нравственность. Вся воспитательная работа класса строится на принципах, заложенных в Программе воспитания школы “Какое счастье быть человеком”, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью обучения и воспитания. Цель моей работы в настоящее время заключается в воспитании личности, способной быть счастливой: гуманной, творческой, высоконравственной, способной мыслить и понимать окружающий мир. По моему мнению, личность - это многогранный феномен, включающий в себя различные структурные компоненты целостной системы.
В соответствии с вышеуказанными установками я, как классный руководитель, составляю модифицированный вариант Программы воспитания, разрабатываю перспективный план воспитательной работы.
В определении содержания воспитания, стержневой является идея о том, что объединение детей создается, сплачивается не на основе той или иной деятельности - учебной, трудовой, общественной, а на основе процесса творческого преобразования жизни в этих видах деятельности.
На становление жизненных позиций школьника особое влияние оказывает детское самоуправление. Под этим выражением мы с детьми понимаем совместную деятельность учащихся, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью. Главной задачей самоуправления мы считаем привлечение каждого учащегося к жизнедеятельности класса, поэтому за основу классного самоуправления берем Советы дела. Они помогают стать лидером ребятам в зависимости от их интересов и увлечений. Для решения многих значимых вопросов проводится общее классное собрание. Также избирается глава самоуправления – староста и творческие группы, отвечающие за разные направления деятельности.
Распределение функций в структуре самоуправления происходит следующим образом:
классное собрание
  • планирует работу в классе;
  • подводит итоги работы;
  • распределяет поручения между творческими группами.
творческие группы:
  • дисциплины и порядка: организуют дежурство по школе, в классе;
  • школьный пресс-центр;
  • организаторы интересных дел;
  • школьный меридиан (учебно-исследовательская деятельность школьников).
Учащиеся класса работают в творческих группах, каждый выполняя в течение недели индивидуальное задание. На следующей неделе задание меняется. Таким образом, у учащихся появляется возможность проявить себя в различных ролях. Воспитательная система – единое целое и все направления работы в её рамках связаны воедино. Также это динамичная система, изменяющаяся со временем, поэтому, конечно же, я учитываю возрастные изменения детей, изменения, происходящие в жизни школы, общества, класса. Во всей системе работы мы стараемся реализовать идею сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Это способствует достижению в нашем классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе:
  • высокий уровень успеваемости и качества знаний;
  • высокий уровень школьного патриотизма;
  • определение учащимися своего класса как семьи;
  • высокий уровень развития у учащихся таких качеств как уважение к старшим, готовность прийти на помощь, толерантность, активность и др.
  • высокая степень удо...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2215

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340