Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Повторение и обобщение по теме: Устное народное творчество
Автор(ы): Анчугова Наталья Владимировна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Обобщение изученного материала по данной теме, расширение кругозора учащихся.
- Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях.
- Развитие выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора.
- Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.
- Воспитание эстетических чувств, доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
Оборудование: - Семейные реликвии, принесенные детьми, вышивки, кружева, вязание, платки, изделия из бересты и др.
- Герои русских народных сказок (медведь, лиса, волк, заяц и др.)
- Русские народные инструменты (деревянные ложки, балалайка)
- Детские кукольные кроватки и куклы
Ход урока I. Орг.момент Здравствуйте, я Весна – красна. Всем известно, что весна – это время пробуждения. Я уже много потрудилась: растопила снега, прогрела землю, разбудила все живое, вернула птиц с юга. А еще я решила привести в порядок людские души, растопить их сердца. А начать я решила с молодого поколения, поэтому и заглянула к вам. II. Сообщение темы и целей урока. Вы живете в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Вы поколение русского народа, его будущее. Всем известно, что именно русский народ славится своими талантами, самобытностью. И проявляется это в их умении трудиться (это видно по вещам, которые хранятся в ваших семьях и изготовлены руками ваших бабушек и даже прабабушек). Свой талант также народ проявляет в умении веселиться и отдыхать. В то давнее время, когда не было ни телевизоров, ни видео, ни компьютеров, народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества. И сегодня наша с вами задача выяснить для чего создавались произведения устного народного творчества, чему они нас учат. Но сначала давайте вспомним, что же такое устное народное творчество? III. Повторение и обобщение - Что значит устное? - Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись. - Что значит народное? - Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ. - Что такое творчество? - Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать. - Молодцы, ребята! Но русский народ создавал эти произведения не только для того, чтобы скрасить свой досуг и повеселиться, но и для того… А вот для чего еще, я хочу, чтобы вы выводы сделали сами. - Ребята, а почему вы сидите за разными секторами? (Дети перечисляют, о чем они будут говорить.) - А как называются и пословицы, и песни, и сказки? - жанры устного народного творчества Итак, начинаем представлять жанры! - Начнем с пословиц. Что такое пословица? - Краткое изречение с поучительным смыслом. (Дети зачитывают пословицы). - Труд человека кормит, а лень – портит.
- Своя земля и в горести мила.
- Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- О чем первая пословица, чему она нас учит? (…о труде, приводят свои примеры). - О чем вторая пословица, чему она нас учит? (…о любви к Родине, к России, даже к городу ). - О чем третья пословица? (…о труде, об упорстве в достижении цели ). А какие пословицы вы знаете? Приведите примеры. - На уроках чтения мы будем продолжать знакомство с пословицами. Ну, а если кто-то заинтересовался, то может найти их в книгах, представленных в классной выставке. Здесь вы найдете пословицы не только о труде, о любви к Родине, но и о дружбе, о чести, о мастерстве. - Ребята, давайте поблагодарим сектор “пословицы”. Скажем им “спасибо”. Переходим к следующему сектору “Сказки”. - Мы попали в сказочный лес. Посмотрите, какие животные здесь живут? (На столе герои русских народных сказок: медведь, лиса, волк, заяц и др.). - Почему эти герои в русских народных костюмах? - Это герои русских народных сказок. - Какие сказки с этими героями вы знаете? - “Волк и семеро козлят”.
- “Лиса – повитуха”.
- “Лиса и тетерев”.
- “Лиса и журавль”.
- “Лиса, заяц и петух”.
- “Заяц – хваста”.
- “Теремок”.
- “Лисичка со скалочкой”.
- “Колобок” и др.
- Эти герои похожи по характеру? - Нет, разные. - Давайте составим словесный портрет каждого героя. (Медведь - …, лиса - …, и т.д.) - Ребята, за масками этих животных скрываемся мы, т.е. люди. Как называется такой прием в литературе? - Олицетворение. - Через сказки отражаются отношения людей. Сказки учат быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказки утверждают народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм. А какие черты характера в этих героях вам не нравятся? Приведите пример сказки, где эти черты явно прослеживаются. (Дети приводят примеры). - Спасибо сектору “Сказки”. Мы переходим к следующему сектору, который представляет жанр “Частушки”. (Ребята подыгрывают на деревянных ложках). 1. Прозвенел звонок веселый, Мы в столовую бежим. Первый класс все обгоняем, Мы их всех опередим. 2. Наши мальчики такие Удалые хоть куда – Могут девочек обидеть, Но друг друга никогда. - А вы себя никто не узнал в этих частушках? Не хотите сознаваться? Недаром народ высмеивал не лучшие, а плохие качества человека. А какие плохие качества вы заметили в этих частушках? Что полезного взяли для себя? (Нельзя обижать девочек, драться. Надо пропускать в столовую первоклашек, девочек, не бегать по школе, быть вежливыми с учителями и друг с другом ). ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.05.17 | Просмотров: 851
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|