Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Повторение и обобщение по теме: Устное народное творчество - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Повторение и обобщение по теме: Устное народное творчество


Автор(ы): Анчугова Наталья Владимировна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Обобщение изученного материала по данной теме, расширение кругозора учащихся.
  2. Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях.
  3. Развитие выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора.
  4. Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчества.
  5. Воспитание эстетических чувств, доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
Оборудование:
  • Семейные реликвии, принесенные детьми, вышивки, кружева, вязание, платки, изделия из бересты и др.
  • Герои русских народных сказок (медведь, лиса, волк, заяц и др.)
  • Русские народные инструменты (деревянные ложки, балалайка)
  • Детские кукольные кроватки и куклы
Ход урока
I. Орг.момент
Здравствуйте, я Весна – красна. Всем известно, что весна – это время пробуждения. Я уже
много потрудилась: растопила снега, прогрела землю, разбудила все живое, вернула птиц с юга. А еще я решила привести в порядок людские души, растопить их сердца. А начать я решила с молодого поколения, поэтому и заглянула к вам.
II. Сообщение темы и целей урока.
Вы живете в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Вы поколение русского народа, его будущее. Всем известно, что именно русский народ славится своими талантами, самобытностью. И проявляется это в их умении трудиться (это видно по вещам, которые хранятся в ваших семьях и изготовлены руками ваших бабушек и даже прабабушек). Свой талант также народ проявляет в умении веселиться и отдыхать.
В то давнее время, когда не было ни телевизоров, ни видео, ни компьютеров, народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества.
И сегодня наша с вами задача выяснить для чего создавались произведения устного народного творчества, чему они нас учат.
Но сначала давайте вспомним, что же такое устное народное творчество?
III. Повторение и обобщение
- Что значит устное?
- Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись.
- Что значит народное?
- Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.
- Что такое творчество?
- Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать.
- Молодцы, ребята!
Но русский народ создавал эти произведения не только для того, чтобы скрасить свой досуг и повеселиться, но и для того…
А вот для чего еще, я хочу, чтобы вы выводы сделали сами.
- Ребята, а почему вы сидите за разными секторами?
(Дети перечисляют, о чем они будут говорить.)
- А как называются и пословицы, и песни, и сказки?
- жанры устного народного творчества
Итак, начинаем представлять жанры!
- Начнем с пословиц. Что такое пословица?
- Краткое изречение с поучительным смыслом.
(Дети зачитывают пословицы).
  1. Труд человека кормит, а лень – портит.
  2. Своя земля и в горести мила.
  3. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- О чем первая пословица, чему она нас учит?
(…о труде, приводят свои примеры).
- О чем вторая пословица, чему она нас учит?
(…о любви к Родине, к России, даже к городу ).
- О чем третья пословица?
(…о труде, об упорстве в достижении цели ).
А какие пословицы вы знаете? Приведите примеры.
- На уроках чтения мы будем продолжать знакомство с пословицами. Ну, а если кто-то заинтересовался, то может найти их в книгах, представленных в классной выставке. Здесь вы найдете пословицы не только о труде, о любви к Родине, но и о дружбе, о чести, о мастерстве.
- Ребята, давайте поблагодарим сектор “пословицы”. Скажем им “спасибо”.
Переходим к следующему сектору “Сказки”.
- Мы попали в сказочный лес. Посмотрите, какие животные здесь живут?
(На столе герои русских народных сказок: медведь, лиса, волк, заяц и др.).
- Почему эти герои в русских народных костюмах?
- Это герои русских народных сказок.
- Какие сказки с этими героями вы знаете?
  1. “Волк и семеро козлят”.
  2. “Лиса – повитуха”.
  3. “Лиса и тетерев”.
  4. “Лиса и журавль”.
  5. “Лиса, заяц и петух”.
  6. “Заяц – хваста”.
  7. “Теремок”.
  8. “Лисичка со скалочкой”.
  9. “Колобок” и др.
- Эти герои похожи по характеру?
- Нет, разные.
- Давайте составим словесный портрет каждого героя.
(Медведь - …, лиса - …, и т.д.)
- Ребята, за масками этих животных скрываемся мы, т.е. люди. Как называется такой прием в литературе?
- Олицетворение.
- Через сказки отражаются отношения людей. Сказки учат быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказки утверждают народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.
А какие черты характера в этих героях вам не нравятся? Приведите пример сказки, где эти черты явно прослеживаются.
(Дети приводят примеры).
- Спасибо сектору “Сказки”.
Мы переходим к следующему сектору, который представляет жанр “Частушки”.
(Ребята подыгрывают на деревянных ложках).
1.
Прозвенел звонок веселый,
Мы в столовую бежим.
Первый класс все обгоняем,
Мы их всех опередим.
2.
Наши мальчики такие
Удалые хоть куда –
Могут девочек обидеть,
Но друг друга никогда.
- А вы себя никто не узнал в этих частушках? Не хотите сознаваться?
Недаром народ высмеивал не лучшие, а плохие качества человека. А какие плохие качества вы заметили в этих частушках? Что полезного взяли для себя?
(Нельзя обижать девочек, драться. Надо пропускать в столовую первоклашек, девочек, не бегать по школе, быть вежливыми с учителями и друг с другом ).
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.05.17 | Просмотров: 851

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340