Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Принцип интеграции в организации внеурочной деятельности учащихся - Преподавание астрономии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание астрономии

Принцип интеграции в организации внеурочной деятельности учащихся


Автор(ы): Плахова Елена Викторовна, учитель физики, математики, информатики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Принцип интеграции в организации внеурочной деятельности учащихся
Занимаясь проблемой интеграции физики с другими учебными предметами, я также провожу внеклассные мероприятия, которые помогают учащимся видеть физику и астрономию не скучными и строго научными предметами, а вносить элементы эмоционального плана. Принцип интеграции лежит в основе организации внеурочной деятельности учащихся по физике. Провожу интеллектуальные марафоны, которые развивают кругозор школьников, мероприятия из цикла “Физики и лирики”, “Физика и искусство”. Формирование широкой целостной картины мира в сознании учащихся – это главная задача. На фестиваль я представляю одно из занятий кружка “Мир физики” для шестиклассников, где повторяются и закрепляются астрономические знания, полученные на уроках природоведения в 5 классе. Этот же материал, исключив практическую работу, можно использовать, как внеклассное мероприятие, например, при проведении недели физики, или как вечер, приуроченный к 12 апреля.
“Звезды… Силой какою вы душу пленяете?”
Цели:
  • повторение астрономического материала, изученного в курсе природоведения;
  • формирование и укрепление межпредметных связей;
  • воспитание эстетических чувств.
Оборудование: карта звездного неба, компьютер, магнитофон, аудиозаписи музыки и песен, таблица “Видимость созвездий в средних широтах”
Звучит музыка группы “Спейс” – “Баллада” (Экама)
Учитель:
Астрономия – одна из древнейших наук. С незапамятных времен человек осознал неразрывную связь Земли и неба. Наука, религия, искусство – все это, так или иначе, было связано с небом. Жрецы и астрономы древности пытались по расположению звезд и планет предсказать судьбы людей, государств, народов. Физика и другие современные точные науки начались с практических наблюдений за перемещениями небесных светил.
Звездное небо – это великая книга Природы. Перед тем, кто сумеет ее прочесть, откроются несметные сокровища окружающего нас космоса. “Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет, бездне – дна”, - так говорил М.В. Ломоносов о бескрайности мира.
Несмотря на то, что обычными стали полеты космических кораблей и искусственных спутников, повседневная работа космонавтов, космос во многом остается загадкой, будит воображение не только ученых, но и писателей-фантастов, поэтов, художников.… Вспомните слова С. Есенина:
“Звездочки ясные, звезды высокие,
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звезды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?”
Не посвященному в секреты астрономии даже трудно себе представить, какое богатство, какое неистощимое творчество Природы скрыто за теми замысловатыми узорами из звезд, которые называются созвездиями. Солнце, Луна, звезды – вечный источник вдохновения для поэтов.
(Звучит песня А. Дольского “Теплые звезды”)
Ведущий 1:
В поэме Вениамина Хлебникова “Гибель Атлантиды” есть такие строки:
…И вот плывет между созвездий,
Волнуясь черными ужами,
Лицо отмщенья и возмездий,
Глава отрублена ножами…
О каком небесном явлении здесь идет речь?
Ответ: О комете.
Ведущий 2:
Да, конечно, это комета!
“Косматая звезда,
Спешащая в никуда
Из страшного ниоткуда.
Между прочих овец приблуда,
В златорунные те стада
Налетающая, как Ревность, –
Волосатая звезда древних”
(М. Цветаева “Комета”)
Ведущий 3: В 1908 году Константин Бальмонт писал:
“По яйцевидному пути
Летит могучая комета.
О чем хлопочет пляской света?
Что нужно в мире ей найти?
Она встает уж много лет,
Свой путь уклончивый проводит,
Из неизвестного приходит,
И вновь ее надолго нет.
Как слабый лик туманных звезд,
Она в начале появленья –
Всего лишь дымное виденье,
В ней нет ядра, чуть тлеет хвост.
Но ближе к Солнцу – и не та.
Уж лик горит, уж свет не дробен,
И миллионы верст способен
Тянуться грозный след хвоста.
Густеет яркое ядро,
И уменьшается орбита.
Комета светится сердито.
Сплошной пожар – ее нутро”
Учитель: Кометы воспевали, ими любовались, о них слагали стихи, но их и боялись, как предвестников страшных событий: войн, голода, болезней. У Вильяма Шекспира в пьесе “Юлий Цезарь” можно прочитать такие строки:
“В день смерти нищих не горят кометы,
Лишь смерть царей огнем вещает небо”.
Но кометы – явление достаточно редкое, а больше всего и чаще всего на небе мы наблюдаем звезды.
Ведущий 1: В сочинениях Козьмы Пруткова читаем такие строки:
“Но вот уж меркнет Солнца луч,
Выходит месяц из-за туч
И освещает на пути
Все звезды Млечного Пути”
Как известно, Млечный Путь – это наблюдаемая на звездном небе неярко светящаяся полоса неправильной формы. Она состоит из огромного числа слабых звезд. Но почему возникло такое название – Млечный Путь?
Ответ: Греческий миф рассказывает о струе молока, брызнувшей на небо из груди богини Геры в то время, когда она кормила младенца Геркулеса.
Учитель: Небо удивительно, созвездия прекрасны и таинственны. В древности было сложено много легенд о созвездиях. Вам знакомы они?
Ответы учащихся. (Например, легенда о красавице Кассиопее, ее муже Цефее, их дочери Андромеде; легенда об охотнике Орионе и др.)
(Звучит песня “Созвездье Гончих Псов” (И. Якушенко, И. Шаферан) – гр. “Диалог”)
Ведущий 2:
У Вильяма Шекспира в “Юлии Цезаре” имеются строчки, посвященные Полярной звезде:
“Полярная звезда: она недвижна –
И в целом небе нет подобной ей.
На небе много звезд; их всех не счесть,
И все они блестят и все мерцают.
Но лишь одна не изменяет места”
Учитель: В Древнем Египте Полярную звезду представляли усыпальницей (вознесенной на небо бочкой из благовонного дерева) Осириса, которого убил его брат, бог пустыни Сет.
Древние индийцы видели в Полярной звезде Дхруву, царского сына, который, уйдя из мира, хотел найти прибежище у бога Вишну. Три тысячи лет в уединении он думал о Вишну, и за твердость и постоянство бог вознес его на небо, обратив в Полярную звезду.
С Малой Медведицей связана легенда о рождении главного божества греков Зевса. Чтобы спасти своего сына от его отца Кроноса, богиня Гея унесла Зевса на вершину горы Иды, в священную пещеру, и оставила на попечение нимфам. Нимфы и их мать Мелисса (ее также называли Кинозура) трогательно заботились о будущем владыке мира. В благодарность Зевс позднее вознес Мелиссу на небо, определив ей там самое почетное место. На многих старинных картах Малая Медведица именуется Кинозурой. Однако это название, означающее “хвост собаки”, больше употреблялось для обозначения Полярной звезды.
Практическая работа
“Нахождение созвездий по карте звездного неба”

Используется карта звездного неба, немая карта звездного неба,
таблица “Видимость созвездий в средних широтах”

Название созвездия Видно вечером Видно всю ночь Видно после полуночи Не видно
совсем
Андромеда с февраля осенью с августа март – май
Близнецы в апреле зимой с сентября в апреле
Б. Медведица НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ
Большой Пес с апреля зимой с октября май – июнь
Весы с апреля май – июнь с января сентябрь – ноябрь
Водолей с декабря сентябрь с июня январь – март
Возничий - в декабре с октября частично незаходящее
Волопас - в мае с января частично незаходящее
Волосы Вероники с июня в апреле с декабря сентябрь – ноябрь
Ворон с июня в апреле с декабря в ноябре
Геркулес с сентября в июне с марта частично незаходящее
Гончие Псы с июня в апреле с декабря частично незаходящее
Дева с июня апрель – май с декабря в августе – октябре
Дельфин с декабря август с мая январь – март
Дракон НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ
Жираф НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ
Змееносец с сентября июнь - июль с марта декабрь – январь
Змея с сентября май - июнь с марта октябрь - декабрь
Кассиопея НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ
Кит с января в октябре ноябрь-декаб. март – май
Козерог с декабря в авг.-сентяб с июня январь - март
Лебедь с декабря в авг.-сентяб с мая частично незаходящее
Лев с мая март-апрель с ноября июль-сентябрь
Лира НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ
М. Медведица НЕ ЗАХОДЯЩЕЕ
Малый Пес с апреля в феврале

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.05.18 | Просмотров: 988

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340