Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Использование личностно-деятельностных технологий в условиях преподавания учебной дисциплины Коррекционная и специальная педагогика
Автор(ы): Оленникова Зоя Борисовна, преподаватель педагогики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
На современном этапе обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Достижение этих важных социально-образовательных и культурно-нравственных задач общества возможно при модернизации содержания и технологий образования путем построения и реализации системы опережающего образования, являющейся необходимым условием развития человека и общества. В рамках этого процесса происходит пересмотр содержания среднего профессионального педагогического образования, в государственный стандарт СПО включаются новые дисциплины, в их числе – коррекционная и специальная педагогика. Учебная дисциплина “Коррекционная и специальная педагогика” впервые введена в систему среднего педагогического образования. Её включение в программу отражает потребность педагогической практики в специалистах, способных в своей работе ориентироваться не только на закономерности нормативного детского развития, но и профессионально работать с проблемами, которые неизбежно осложняют это развитие при поступлении ребенка в школу, в процессе освоения им социальной роли ученика, овладения учебной деятельностью. Введение дисциплины обусловлено также широким внедрением в жизнь школы нового типа дифференцированного учебного процесса для детей с низким уровнем школьной зрелости, физически и психически ослабленных – классов компенсирующего обучения. Учебная дисциплина “Коррекционная и специальная педагогика” предусматривает усвоение студентами знаний о феномене “школьной дезадаптации” как педагогическом явлении, о предпосылках, факторах, механизмах развития адаптационных нарушений, о формах коррекционно-развивающего образовательного процесса в современной школьной практике, о принципах и направлениях междисциплинарного взаимодействия субъектов образовательного процесса в коррекционной работе с ситуациями риска в школьном процессе. Курс “Коррекционная и специальная педагогика” опирается на такие дисциплины, как “Психология”, “Педагогика”, “Основы педагогического мастерства”, “Педагогическая психология”. Его преподавание происходит параллельно с изучением студентами предметно-методических аспектов коррекционно-развивающего образования, в которых методики обучения учебным курсам по реализуемым специальностям Математика, Русский язык и литература, Иностранный язык, Физическая культура раскрыты с позиций обогащения их коррекционно-развивающими технологиями. С этих позиций использование личностно-деятельностных технологий, в процессе преподавания учебной дисциплины “Коррекционная и специальная педагогика” позволяет решить многие задачи, направленные на профессиональное становление будущих педагогов. Остановимся на отдельных моментах, характеризующих личностно-деятельностные технологии обучения, среди которых – технология развития критического мышления, технологии интерактивного обучения, технология позиционного обучения, взаимообучения. Дидактические особенности технологии: - обучение направлено на формирование обобщенных знаний, умений, навыков и способов мышления: умение работать в группе, умение графически оформить текстовый материал, умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию, умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости;
- появляется реальная возможность интеграции отдельных дисциплин;
- создаются условия для вариативности и дифференциации;
- используется положительное стимулирование обучающихся;
- формируются направленность на самореализацию, потребность в рефлексии, в самоутверждении.
Важнейшая особенность обучения в рамках вышеозначенных технологий: процесс научения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт (знания, умения) человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. Групповая форма обучения, по мнению специалистов, позволяет одновременно решать три основные задачи: - конкретно-познавательную задачу, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
В группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности: - решение поставленных задач (учебных, поведенческих и прочих);
- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.
Необходимость использования личностно деятельностных технологий обусловлена тем, что на изучение дисциплины отводится всего 64 часа, т.е. при значительном объеме необходимых для усвоения знаний – учебного времени недостаточно. Одним из путей решения данной проблемы видится использование технологичного подхода, что существенно экономит учебное время и способствует высокому уровню усвоения знаний, полученных в ходе занятий. В этом случае каждый студент выступает прямым и активным участником поиска решений учебных задач, а взаимодействие преподавателя и студента происходит в виде педагогического общения в диалоговом режиме. Кроме того, важнейшей частью этого процесса является групповая самостоятельная работа студентов, которая служит основой образования. “Ведь только те знания, – указывает в своей статье П.И.Пидкасистый, – к которым человек пришел самостоятельно, через собственные опыт, мысли и действия, становятся действительно прочным его достоянием.” Проиллюстрируем вышесказанное на конкретном примере. В разделе специальная педагогика изучение темы “Специальное образование лиц при аутизме и аутистических чертах личности” проходит по технологии взаимообучения. До начала занятия студенты поделены на 4 группы. Всё учебное занятие построено в соответствии с тремя фазами: 1. ВЫЗОВ 2. ОСМЫСЛЕНИЕ 3. РЕФЛЕКСИЯ На этапе ВЫЗОВА учитель использует прием “Верите ли вы в то, что…”. Студентам предлагается в группах обсудить и ответить на следующие вопросы: - Аутизм – это особое состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении?
- Существуют определенные характеристики этой аномалии психического развития?
- Синдром РДА – это вариант искаженного развития?
- Имеются определенные причины возникновения РДА?
- Возможно проследить основные клинические проявления синдрома РДА?
- Существует возможность социализации лиц с аутизмом?
- Определены конкретные подходы к коррекции РДА?
Обсуждение вопросов идет в группах, затем группы последовательно отвечают на вопросы для всей аудитории. Этот приём позволяет актуализировать знания студентов. Фаза ОСМЫСЛЕНИЕ предполагает использование приема “Зигзаг”. - Шаг 1. Первоначальные группы делятся на подгруппы с п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1205
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|