Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Разработка урока Русская культура в ХI - начале ХIII вв. - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Разработка урока Русская культура в ХI - начале ХIII вв.


Автор(ы): Назаренко Наталья Константиновна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • в процессе выполнения учащимися задания добиться понимания, что литературные произведения XI - начала XIII веков являются историческими источниками;
  • развивать умения анализировать исторические источники, делать выводы;
  • воспитывать уважение к историческому прошлому нашего народа, прививать интерес к чтению.
Оборудование:
  • таблица Отечественная литература XI - начала XIII веков,
  • отрывки из первоисточников Повесть временных лет о князе Владимире и о князе Святославе, Житие Феодосия Печерского, Слово о полку Игореве.
Книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это - реки, наполняющие вселенную, это - источник мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина, ими мы в печали утешаемся, они узда воздержания
(монах Нестор) (высказывание проецируется на экране)
Этапы урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя:
- На сегодняшнем уроке вы будете знакомиться с наиболее яркими произведениями литературы XI - начала XIII веков. В ходе занятия вы заслушаете сообщения, и, работая с первоисточниками, разрешите проблему (проецируется на экран): Докажите почему произведения Древнерусской литературы считают не только литературными памятниками, но и историческими источниками.
2. Сообщения учащихся (краткий обзор наиболее ярких событий изучаемого периода).
3. Беседа:
- какие исторические источники помогли узнать об этих событиях?
- Какие из этих источников дают наиболее полные сведения о прошлом?
- Какими вы представляете себе письменные источники изучаемого периода?
- Много ли было книг на Руси в XI - начале XIII веков?
4. Рассказ учителя.
В домонгольский период на Руси довольно широко были распространены книги. Установлено, что в XI - начале XIII веков в русских землях имелось в обращении, по меньшей мере, около 140 тыс. книг нескольких сот наименований. Если при этом учесть, что население Руси в то время не превышало 7 млн. человек, то этот показатель указывает на весьма высокий уровень грамотности среди русских людей в домонгольскую эпоху.
- Как вы думаете, о чем любили читать русские люди в XI - начале XIII веков?
5. Сообщения учащихся: Русские летописи, Жанр слова, жития.
Таким образом, в XI - начале XIII веков самыми распространенными жанрами были летописи, жития, слова. Данные о произведениях представляются в таблице
Отечественная литература XI - начала XIII веков
Название произведения Время написания
Слово о законе и благодати начало 11 в.
Житие преподобного Феодосия Печерского начало 11 в.
Поучение Владимира Мономаха начало 11 в.
Повесть временных лет около 1113 г.
Слово о полку Игореве около 1185 г.
7. Работа по группам над проблемой: Докажите почему произведения Древнерусской литературы считают не только литературными памятниками, но и историческими источниками.
1 группа: Слово о полку Игореве
Из Слова о полку Игореве
Ум князя уступил желанию..Хочу,- сказал, -копье преломить на границе поля Половецкого, с вами русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону.
:.
Спозаранок в пятницу потоптали они поганые полки половецкие ,и,
:
на другой день спозаранок кровавые зори свет возвещают
:
С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом, среди земли Половецкой.
Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы.
Уже ведь, братья невеселое время настало..Борьба князей против поганых прекратилась, ибо сказал брат брату: Это мое, и то тоже мое. Стали князья про малое это великое говорить и сами на себя крамолу ковать. А поганые со всех сторон приходили с победами на землю русскую.
2 группа: Житие Феодосия Печерского
Из Жития Феодосия Печерского
В то время великий Феодосий присмотрел свободное место невдалеке от пещеры, и, рассчитал, что достаточно оно для сооружения монастыря и собрал средства по благодати божественной, и, укрепившись верой, надеждой и духом святым исполнившись, начал готовиться к переселению на...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.01 | Просмотров: 968

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340