Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок по географии Экологические проблемы Республики Башкортостан и Баймакского района, пути их решения - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Открытый урок по географии Экологические проблемы Республики Башкортостан и Баймакского района, пути их решения


Автор(ы): Валеева Альмира Рахимьяновна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  • Объяснить учащимся, что такое экология.
  • Дать представление об экологической ситуации в республике Башкортостан.
  • Рассмотреть экологическую обстановку и обсудить экологические проблемы Баймакского района.
  • Выявить пути решения этих проблем.
  • Конкретизировать и углубить знания по экологии, на основе местного материала, продолжить работу над формированием знаний, умений и навыков работы с различными источниками: тематическими картами, дополнительной литературой
  • Воспитание экологической культуры, формирование патриотических чувств, гордость за свой край.
Оборудование: настенная физическая карта Республика Башкортостан, атласы РБ, таблица Животные и растения РБ занесенные в Красную книгу, статьи из местной газеты Баймакский Вестник.
Ход урока
1. Постановка цели.
2. Словарная работа. Разъяснение значения написанных на доске слов:
  • Экология
  • Экосистема
  • Экологический кризис
  • Экологический мониторинг
  • Экологическая политика
Учитель:
Ребята, обратите внимание на правописание этих слов и запомните, что:
  • Экосистема-это совокупность живых организмов и среды их обитания.
  • Экосистемы - основной объект изучения экологии.
  • Экологический кризис - крайне неблагоприятные изменения природной среды, сопровождавшиеся массовой гибелью животных, растений, деградацией экосистем.
  • Экологический мониторинг-система наблюдений и контроля за изменением экосистем.
  • Экологическая политика-общегосударственные мероприятия, по решению проблем экологии и охраны природы.
Современная эпоха имеет множество названий, Ее называют электронной, космической, ядерной. А еще нашу цивилизацию можно назвать мусорной. Объем поступающих в природу отходов равна 40млрд. тонн. В помойные ямы превратились многие внутренние водоемы стран. Загрязнены все крупные реки мира. О том, в каком состоянии окружающая нас среда, вам расскажут ваши одноклассники:
Первый ученик:
Количество мусора, который накапливается в течение года, на одного жителя земли в среднем 150-600кг. Самое большое количество мусора приходится на жителя США-520 кг. , Западной Европы-300кг. , а в Москве на одного жителя приходится 320 кг.
Второй ученик:
Век назад горожанину хватало 1, 5 ведра воды, а сейчас норма- 18 ведер. Но мало кто укладывается в эту цифру. Если вы мылись 5 минут под краном, 30 литров воды убегает в канализацию. А этой воды С лихвой хватило бы, чтобы аккуратно вымыть слона.
Третий ученик:
В конце 1995 г. Эксперты ООН обнаружили, что дыра в озоновом слое над Антарктидой растет гораздо быстрее, чем раньше. Она стала в двое больше, чем 1 год назад и сравнялась по размеру с Европой. Увеличение озоновой дыры влечет за собой увеличение ультрафиолетового облучения.
Четвертый ученик:
Процесс опустынивания протекает со скоростью 7 км в час, 6, 9 млн. га в год. Кроме того, ежегодно 20 млн. га земли приходят в состояние сильной деградации.
Учитель:
Таких примеров можно привести много. Мы остановимся на нашем крае.
Какова экологическая обстановка в Республике Башкортостан и нашем Баймакском крае?
Наша Республика имеет богатые ресурсы: значительная ее часть занята лучшими почвами - черноземами. Здесь много лесов, лугов, пастбищных угодий, рек, озер, В лесах водятся разные виды промысловых животных, в реках и озерах ценные виды рыб, в лугах десятки видов лекарственных и пищевых растений. В недрах - нефть, уголь, руды. Богатые ресурсы позволили создать на территории республики мощную промышленность и с сельское хозяйство, заготавливать древесину в лесах, Выросли крупные города - Уфа, Стерлитамак, Октябрьск, Салават, Нефтекамск, Ишмибай.
Однако в хозяйственной политике республики было сделано много ошибок, что отрицательно сказалось на природе. И в настоящее время в Башкортостане загрязнены водоемы, возникла проблема чистой воды. Выбросы с предприятий и транспорта загрязняют атмосферу. Истощаются ресурсы почв, больше половины которых заражены эрозией. В лесах из-за вырубки происходит смена ценных пород деревьев - ели, сосны, пихты на менее ценную березу, осину. Истощаются прежде богатые травами степи. На них выпасается слишком много скота, и пышные разнотравно- ковыльные пастбища заменились на невзрачные и низкопродуктивные травостои из полыни и типчака.
В прошлом в наших реках было полно рыб, в лесах, степях и лугах водилось много промысловых птиц и ценных зверей. Стали редкими и исчезающими такие животные как:олень, бобр, выхухоль, куница, выдра, барсук, сурок;из птиц: лебедь-шипун, журавль, орел, глухарь, тетерев; из рыб: стерлядь, белуга.
Работа по карте на стр. 18 атласа Респ. Башкортостан. Анализ карты и формулировка вывода.
Ответы учащихся :
- К числу исчезающих и занесенных в Красную книгу относятся такие как:ландыш серебристый, кувшинка белая, ветреница луговая, сон- трава, водяной орех_ чилим, Венерин башмачок.
- Из животных: /используется так же настенный рисунок/: выхухоль, лиса - корсак, бурый медведь, белая куропатка, выдра, марал, косуля, лось, степной сурок, бобр.
Сильными загрязнителями атмосферного воздуха являются предприятия по переработке нефти объединения Башнефтехимзаводы, расположенные в Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Туймазы, Белебее, Кумертау.
Ежегодно жители этих городов получают в Уфе - 130 тыс. т. вредных веществ, в Стерлитамаке - 19тыс. т. , Салавате - 13 тыс. т. , Белебее - 10 тыс. т.
Не действуют очистные сооружения таких заводов, какАвангард по производству серной кислоты, в Салаватнефтеоргсинтез из 250 вредных веществ выбрасываемых в атмосферу. , улавливаются только 17 видов. В Ишимбае, в Уфе выбросы формальдегида превышает 4 раза ПДК. А в таких заводах, как Каустик, Сода используется оборудование уже дважды выработавшие свои ресурсы. И кроме того, воздушные массы постоянно приносят на территорию Башкортостана загрязненный воздух Магнитогорска, Челябинска, Нижнего Тагила и других уральских городов.
Постановка проблемного вопроса:
А какова экологическая ситуация в нашем районе? По степени освоенности и загрязненности наш район и вообще Зауралье относится к более благополучным районам. Наиболее загрязненная часть Башкортостана - Западная, второе по степени загрязненности занимает горная часть, и на третьем месте- Зауралье.
Но в нашем Баймакском районе тоже, в разной степени пострадали от хозяйственной деятельности людей- почти все компоненты.
Беседа, для выявления знаний по экологическим проблемам района.
После выяснения проблем, учащиеся делают записи в тетерадях:
  1. Проблемой №1 в районе является загрязнение малых рек. Они загрязняются сельскохозяйственным сбросом, т.е. отходами животноводческих ферм.
  2. Сохранение степей. /Выступает ученик, знакомит с содержанием статьи Как овцы степь съели от17 января 1991года газетыОктябрьское знамя Учащиеся анализируют и комментируют статью.
  3. Эрозия почв. На территории Зилаирского совхоза, усиленные эрозионные процессы, образование оврагов, в результате интенсивного земледелия. Эрозия почв происходит и из-за строительства дорог без учета направления течения талых вод.
По городам Баймак и Сибай:
  1. Загрязнение воздуха
  2. Сброс сточных вод в реку Таналык
  3. Выпас домашнего скота в пределах города- в скверахи газонах, в местах лесонасаждений и садов.
Учитель:
Как видите, окружающая нас природа , серьезно больна, Экологическая ситуация некоторых территорий стала характеризоваться большой напряженностью и достигла экологического кризиса. Только экономический ущерб от этого исчисляется многими миллиардами рублей, не говоря уже о социальном, моральном, эстетическом и других видах ущерба. Экологические проблемы волнуют всех Особенно проникновенно, ис горечью пишут об этом поэты.
Лирическая минутка
С заранее полученными стихотворениями выступают учащиеся:
Первый ученик:
В музее естествознания/Р. Рождественский/
До теперешнее нашей Земли,
До ее снегов и метелей
Бронтозавры не доползли, птеродактили не долетели,
Это личная их беда, за нее никто не в ответе.
Заблудились, пошли не туда,
И смерть нашли в тупиковой ветви.
Древо жизни листвой шелестит,
Ветвь направо и ветвь налево,
Человек разумный сидит
На вершине этого древа.
А над н...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2720

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340