Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Интегрированный урок-практикум по русскому языку и основам художественного творчества по теме Имена собственные
Автор(ы): Слатимова Елена Юрьевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - формирование целостного представления об именах собственных
- формирование навыков правописания имён собственных
- формирование навыков самоконтроля
- развитие речи
- развитие активного, самостоятельного мышления
- воспитывать умение работать в группах, отстаивать своё мнение
Оборудование учителя: - Таблица настроения.
- Мяч.
- Рисунок человечка – словарика с буквами о, о, р, г, д.
- Запись слова город.
- Запись: Каквасзовут.?!
- Запись:
Почему нас так зовут? (1 зал) Так было. (2 зал) Ты и твоё имя. (3 зал) Что значит твоё имя? (4 зал) - Запись: Дюймовочка, Снегурочка, Айболит, Незнайка.
- Запись: Перва, Черныш, Мал, Добр, Умник, Зим, Волк, Кот.
- Запись:
Гордиться своим именем. Создавать себе доброе имя. Испытывать гордость за своё имя. - Ответы на тесты № 1 и № 2.
Оборудование учащихся: - Конверты с письмом (в письме - толкование имени ученика)
- Тест № 1 (1 вариант)
- Тест № 2 (2 вариант)
ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Психологическая установка – Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Готовы? А, куда, вы узнаете немного позже. Перед началом путешествия хочется узнать ваше настроение. Хлопните в ладони те, у кого сегодня такое настроение, а у кого такое. (Таблица настроений) III. Сообщение темы урока – Итак, в запасе у вас всех хорошее настроение, отправляемся в путь. Человечек-словарик подскажет, куда мы отправляемся. Будьте внимательны. (Все хором: «в город») Да! Но в город необычный. В город Больших букв (показ рисунка города), чтобы разгадать тайну имён. IV. Орфографическая разминка – А теперь произнесите это слово орфографически. (Город) V. Минутка «Вспомни всё о слове» – Скажите всё, что вы знаете об этом слове: - это слово отвечает на вопрос что?
- состоит из двух слогов
- значит, его можно перенести по слогам
- в нём 5 букв: 2 – гласные, 3 – согласные
- в нём 5 звуков (дети записывают транскрипцию слова [горат] и объясняют, какой звук обозначает каждая буква)
- в этом слове две орфограммы: безударная непроверяемая гласная и парный согласный на конце (учащиеся подбирают проверочное слово)
VI. Решение ключевых задач по теме «Имена собственные» – Город больших букв велик. Чтобы разгадать тайну мы с вами отправляемся в исторический музей этого города. Название музея зашифровано в буквах и знаках (запись КАКВАСЗОВУТ.?!) Какие слова могут составить предложение – название исторического музея? Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, в которых содержится законченная мысль. Нужно разделить написанное на слова и выбрать нужный знак.) Как на письме обозначить начало предложения? (На письме первое слово записывается с заглавной буквы) VII. Минутка чистописания – Запиши предложение: Как вас зовут? (Разбор соединений букв, наклона, ширины и высоты букв) – Проходим в первый зал (запись: «Почему нас так зовут?») Чтобы ответить на этот вопрос проведём небольшую литературную викторину. 1) В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и звали …(Дюймовочка) Почему автор назвал девочку Дюймовочка? (За её маленький рост.) Дюйм – это чуть больше двух с половиной сантиметров. На доске запись: «Дюймовочка». 2) Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка). Почему народ назвал героиню сказки Снегурочка? (За то, что она была сделана из снега) На доске запись: «Снегурочка». 3) Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица. Всех излечит, исцелит Добрый доктор … (Айболит) На доске запись: «Айболит». – Почему доктора назвали Айболит? (За то, что он лечит тех, у кого что-то болит) 4) А теперь попробуйте вспомнить, как зовут малышей – коротышек, друзей Незнайки. (Знайка, Тюбик, Пулька, Семицветик, Пончик, Винтик, Шпуньтик) (Объяснение каждого имени) У всех имён есть что-то общее в написании. Что? (большая буква) Почему? Потому что это имена собственные. – Молодцы. Вы без труда ответили на вопрос, почему так зовут героев литературных произведений. – Отправляемся в другой зал (Запись: «Так было») Какие же были имена раньше? Чтение некоторых русских имён: Перва, Черныш, Мал, Добр, Умник, Зим, Волк, Кот. Одни русские имена часто были характеристиками людей. (Добр, Умник) Иногда человеку давалось числовое имя: родился первый ребёнок в семье – его назвали Перва. По внешнему виду (Черныш, Мал). Имя могло отражать время его рождения в году: Зим. Давались имена, связанные с животным миром (Волк, Кот). Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям. Имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю. Уже более 100 лет родители свободно выбирают детям имена, независимо от календаря. – Интересно узнать о своём имени? Тогда переходим в другой зал. Прочитайте его название. (Ты и твоё имя) – У каждого из нас есть своё имя. Напишите своё имя. Я дотронусь до плеча, а вы прочитайте написанное. Почему в классе есть дети с одинаковыми именами, а они написали по-разному? (Имена одинаковые, но кто-то написал полное имя, а кто-то сокращённое.) Как написали своё имя? (С заглавной буквы) Почему? (Потому что это имя собственное.) VIII. Физкультминутка – Я буду называть полное имя, а вы называете сокращённую форму, и наоборот. (Василий, Виктор, Татьяна, Людмила, Галина, Оля, Петя, Вова, Ваня) – Переходим в 4 зал (хором читают название: «Что значит твоё имя?»). Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена перешли к нам из других языков. У каждого из вас на парте лежит конверт, в котором письмо, пришедшее из города больших букв. Откройте и прочитайте каждый о своём имени (Чтение толкование некоторых имён.) Сравните значение женских и мужских имён. Что скрыто в них? (В женских именах ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.01 | Просмотров: 678
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|