Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок-практикум по русскому языку и основам художественного творчества по теме Имена собственные - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Интегрированный урок-практикум по русскому языку и основам художественного творчества по теме Имена собственные


Автор(ы): Слатимова Елена Юрьевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • формирование целостного представления об именах собственных
  • формирование навыков правописания имён собственных
  • формирование навыков самоконтроля
  • развитие речи
  • развитие активного, самостоятельного мышления
  • воспитывать умение работать в группах, отстаивать своё мнение
Оборудование учителя:
  • Таблица настроения.
  • Мяч.
  • Рисунок человечка – словарика с буквами о, о, р, г, д.
  • Запись слова город.
  • Запись: Каквасзовут.?!
  • Запись:
Почему нас так зовут? (1 зал)
Так было. (2 зал)
Ты и твоё имя. (3 зал)
Что значит твоё имя? (4 зал)
  • Запись: Дюймовочка, Снегурочка, Айболит, Незнайка.
  • Запись: Перва, Черныш, Мал, Добр, Умник, Зим, Волк, Кот.
  • Запись:
Гордиться своим именем.
Создавать себе доброе имя.
Испытывать гордость за своё имя.
  • Ответы на тесты № 1 и № 2.
Оборудование учащихся:
  • Конверты с письмом (в письме - толкование имени ученика)
  • Тест № 1 (1 вариант)
  • Тест № 2 (2 вариант)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Психологическая установка
– Сегодня мы отправимся с вами в увлекательное путешествие. Готовы? А, куда, вы узнаете немного позже. Перед началом путешествия хочется узнать ваше настроение. Хлопните в ладони те, у кого сегодня такое настроение, а у кого такое. (Таблица настроений)
III. Сообщение темы урока
– Итак, в запасе у вас всех хорошее настроение, отправляемся в путь. Человечек-словарик подскажет, куда мы отправляемся. Будьте внимательны. (Все хором: «в город») Да! Но в город необычный. В город Больших букв (показ рисунка города), чтобы разгадать тайну имён.
IV. Орфографическая разминка
– А теперь произнесите это слово орфографически. (Город)
V. Минутка «Вспомни всё о слове»
– Скажите всё, что вы знаете об этом слове:
  • это слово отвечает на вопрос что?
  • состоит из двух слогов
  • значит, его можно перенести по слогам
  • в нём 5 букв: 2 – гласные, 3 – согласные
  • в нём 5 звуков (дети записывают транскрипцию слова [горат] и объясняют, какой звук обозначает каждая буква)
  • в этом слове две орфограммы: безударная непроверяемая гласная и парный согласный на конце (учащиеся подбирают проверочное слово)
VI. Решение ключевых задач по теме «Имена собственные»
– Город больших букв велик. Чтобы разгадать тайну мы с вами отправляемся в исторический музей этого города. Название музея зашифровано в буквах и знаках (запись КАКВАСЗОВУТ.?!) Какие слова могут составить предложение – название исторического музея? Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, в которых содержится законченная мысль. Нужно разделить написанное на слова и выбрать нужный знак.) Как на письме обозначить начало предложения? (На письме первое слово записывается с заглавной буквы)
VII. Минутка чистописания
– Запиши предложение: Как вас зовут? (Разбор соединений букв, наклона, ширины и высоты букв)
– Проходим в первый зал (запись: «Почему нас так зовут?») Чтобы ответить на этот вопрос проведём небольшую литературную викторину.
1) В чашечке тюльпана на зелёном листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Её так и звали …(Дюймовочка) Почему автор назвал девочку Дюймовочка? (За её маленький рост.) Дюйм – это чуть больше двух с половиной сантиметров. На доске запись: «Дюймовочка».
2) Девочка, беленькая, как снежок и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снега скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка). Почему народ назвал героиню сказки Снегурочка? (За то, что она была сделана из снега) На доске запись: «Снегурочка».
3) Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица.
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор … (Айболит)
На доске запись: «Айболит».
– Почему доктора назвали Айболит? (За то, что он лечит тех, у кого что-то болит)
4) А теперь попробуйте вспомнить, как зовут малышей – коротышек, друзей Незнайки. (Знайка, Тюбик, Пулька, Семицветик, Пончик, Винтик, Шпуньтик) (Объяснение каждого имени) У всех имён есть что-то общее в написании. Что? (большая буква) Почему? Потому что это имена собственные.
– Молодцы. Вы без труда ответили на вопрос, почему так зовут героев литературных произведений.
– Отправляемся в другой зал (Запись: «Так было») Какие же были имена раньше? Чтение некоторых русских имён: Перва, Черныш, Мал, Добр, Умник, Зим, Волк, Кот.
Одни русские имена часто были характеристиками людей. (Добр, Умник) Иногда человеку давалось числовое имя: родился первый ребёнок в семье – его назвали Перва. По внешнему виду (Черныш, Мал). Имя могло отражать время его рождения в году: Зим. Давались имена, связанные с животным миром (Волк, Кот).
Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям. Имя давалось в соответствии с именем святого, которое приходилось на день рождения или крещения ребёнка по календарю.
Уже более 100 лет родители свободно выбирают детям имена, независимо от календаря.
– Интересно узнать о своём имени? Тогда переходим в другой зал. Прочитайте его название. (Ты и твоё имя)
– У каждого из нас есть своё имя. Напишите своё имя. Я дотронусь до плеча, а вы прочитайте написанное. Почему в классе есть дети с одинаковыми именами, а они написали по-разному? (Имена одинаковые, но кто-то написал полное имя, а кто-то сокращённое.) Как написали своё имя? (С заглавной буквы) Почему? (Потому что это имя собственное.)
VIII. Физкультминутка
– Я буду называть полное имя, а вы называете сокращённую форму, и наоборот. (Василий, Виктор, Татьяна, Людмила, Галина, Оля, Петя, Вова, Ваня)
– Переходим в 4 зал (хором читают название: «Что значит твоё имя?»). Задумывались ли вы над тем, что значит ваше имя? Многие имена перешли к нам из других языков. У каждого из вас на парте лежит конверт, в котором письмо, пришедшее из города больших букв. Откройте и прочитайте каждый о своём имени (Чтение толкование некоторых имён.) Сравните значение женских и мужских имён. Что скрыто в них? (В женских именах ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.01 | Просмотров: 678

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340