Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Культурологическая основа интеграции базового и дополнительного образования
Автор(ы): Кузнецова Марина Викторовна, педагог дополнительного образования
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современных концепциях воспитания обращение к культуре является основополагающей идеей, необходимым условием становления личности. В последнее время такой подход приобретает все больше сторонников среди исследователей. Одним из первых дал определение воспитанию как приобщению к ценностям культуры М.С. Каган. Ф.Т. Михайлов подчеркивал, что нравственное воспитание не может быть особой сферой: “Овладение исторически развитой культурой человечества в качестве содержательного основания для саморазвития в реальном и целенаправленном изменении обстоятельств и форм общения есть одновременно и путь всестороннего развития личности, и единственный путь действительно нравственного воспитания”. Концепция Е.В. Бондаренко называется “Воспитание ребенка как человека культуры”, а в формулировке понятия воспитания одним из пунктов выступает становление культурной идентификации. Е.А. Ямбург, являясь автором культурно-исторической педагогики, определяет ее предмет как “…процесс передачи ценностей культуры следующим поколениям”. В.А. Караковский, Л.И. Новикова и Н.Л. Селиванова в концепции “Системное построение процесса воспитания” выдвигают принцип культуросообразности и т. д. В педагогической теории появляется все больше работ, авторы которых считают, что воспитание неразрывно связано с обучением, и воспитательный потенциал уроков используется недостаточно (М.Н. Аплетаев, А.И. Кочетова, Л.С. Конева). В решении этой сложнейшей педагогической проблемы большую пользу может принести интеграция, осуществляемая на культурологической основе. Разорванные по отдельным школьным предметам события, совершавшиеся в культуре, далеко не всегда понятны школьникам. Культурологическая основа способствует соединению между собой этих процессов в сознании учащихся. Развитие культуры определяют два творческих процесса: наука и искусство. Научное и художественное познание мира должны дополнять друг друга, чему может способствовать интеграция базового и дополнительного образования. К сожалению, в педагогической практике она почти не используется. Прежде всего, это происходит потому, что у педагогов обоих направлений отсутствует целеполагание, условием которого должна выступать единая точка зрения на ценностные приоритеты в деле воспитания. В сфере дополнительного образования хореографы не обращаются к историческому танцу, не осознавая перспективы его применения для повышения воспитательного потенциала учебного процесса. Демонстрация танцевальных композиций, соответствующих теме урока, не требует пересмотра содержания предмета, отдельных временных затрат учителя-предметника, детей и в то же время позволяет выявить и наглядно продемонстрировать глубинные преемственные связи в культуре. Мы можем говорить об опыте применения интеграции на уроках учителей кафедры общественных дисциплин в нашей гимназии. Так, в традиции проведение интегрированных уроков история-хореография по темам: - Первобытное общество. – 5 класс.
- Культура Средневековья. – 6 класс.
- Особенности культуры России XVIII века. – 7 класс.
- Культура России XVIII века. – 10 класс.
Положительный опыт проведения интегрированных уроков получил логическое продолжение в разработке элективных курсов “Особенности уральского танца в контексте культуры” для учащихся 9 классов и “Русский балетный театр конца XIX - начала XX века” для учащихся 11 классов. В качестве примера интеграции можно описать содержание хореографического текста уроков по культуре XVIII века. Учащимся были представлены светские танцы: медленный менуэт, как образец танца на ассамблеях при Петре I, а также изменение в технике и манере исполнения бального танца конца XVIII века на примере гавота. Отличие народной хореографии от светской продемонстрировано русским танцем “Тульская праздничная” в постановке Б. Соколкина. Интересен опыт проведения интегрированных уроков музыка-хореография в начальных классах. Особенно запомнилось педагогам и детям итоговое занятие в 3 классе, посвященное музыке и танцам разных народов. В программе были представлены национальные танцы: кабардинский, валлийский, чешский, русский. Если исторический танец отражает особенности культурной среды исторической эпохи, то национальный танец складывается под влиянием природных условий, географического положения и н...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.01 | Просмотров: 707
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|