Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема урока: Гуманисты эпохи Возрождения - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Тема урока: Гуманисты эпохи Возрождения


Автор(ы): Чернова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока:
  • познакомить с крупнейшими мастерами искусства Возрождения,
  • раскрыть общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, её гуманистический характер.
Ход урока
Вступительное слово учителя. Сервантес- писатель эпохи Возрождения сказал: “Каждый человек- сын своих дел”. Слова эти были произнесены в XVI веке, но они злободневны и по сей день. Люди проснулись от средневекового сна, они совершили прогрессивный переворот. Глубже постичь этот период человеческой истории, его особенности нам помогут литературовед, искусствовед, историк, биограф. Предоставим им слово.
Историк. Конец XV – начало XVI века ознаменовался для большинства стран Западной Европы становлением на путь капиталистического развития. Происходит быстрое разрушение основ феодального общества. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Её обычно называют эпохой Возрождения.
Если первоначально название означало возрождение к жизни античного искусства, то позднейший его смысл заключается в пробуждении творческой активности человека в самых разнообразных областях общественного бытия- в экономике, в технике, в политической жизни, в науке, в литературе, искусстве
Цеховое ремесло заменяется мануфактурой, в сельской местности разрушается крепостное право. В результате географических открытий развивается торговля. На арену общественной жизни выходит новый класс – буржуазия.
Бурно развивающееся производство требует знаний реальной действительности. Средневековая схоластика не могла удовлетворить потребности в знании нового времени. Основоположники мировоззрения эпохи Возрождения называют себя гуманистами.
Словарная работа.
Схоластика – средневековая университетская наука, изучающая “божественное”. Впоследствии- синоним мёртвого, книжного, оторванного от жизни знания.
Гуманизм – мировоззрение, признающее центром мироздания человека как часть природы, наиболее совершенное её творение.
Революционный переворот переживает философия. Её главная цель – пробудить творческую мысль человека.
В это время положено и начало современного естествознания, что отвечает и потребностям производства, и новым общественным отношениям, зарождающимся взглядам на природу и человека.
Николай Коперник создаёт учение о гелиоцентрическом строении солнечной системы. Последователь его Джордано Бруно сожжён святой инквизицией на костре в Риме. Галилео Галилей за популяризацию учения Коперника долгие годы считается “узником инквизиции”. Живёт под Флоренцией. Ему запрещены разговоры с кем – либо о вращении Земли.
И всё-таки новое утверждается в жизни. Сословные предрассудки и привилегии подвергаются критике. Гуманисты считают, что достоинства человека определяются личными его качествами: умом, талантом, трудолюбием.
Возникают новые нравственные нормы. Идеалом становится всесторонне развитый человек, в котором физическая красота и духовное богатство гармонически сочетаются.
Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом содействует распространению грамотности, образованности, развитию наук, искусств, художественной литературы.
Литературовед. Художественная литература Возрождения выполняла задачу двоякого рода: разрушительную и созидательную. Она подвергала критике феодальный уклад жизни и в то же времявыражалаобщественные, политические и эстетические идеалы гуманистов.
Совместное составление таблицы “Представители литературы эпохи возрождения”, занесение её в тетради.
Италия: Данте Алигьери. Божественная комедия.Франческо Петрарка. На жизнь мадонны Лауры. Сборник сонетов. Джованни Боккаччо. Декамерон.
Франция. Франсуа Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. Томас Мор. Утопия.
Испания. Мигель де Сервантес. Дон Кихот.
Англия: Вильям Шекспир. Гамлет.
Сборник сонетов Франческо Петрарки посвящён возлюбленной Лауре, которую он встретил в церкви и не мог забыть всю жизнь. Его Лаура это не божественное существо, как представляли любимую женщину поэты средневековья, а живой земной человек. Переживания влюблённого, описанные Петраркой, тоже полны противоречий, изменчивости, то ликования, то страдания:
Благословенны все мои желания
Во славу ей и мысль, что непреклонно
Мне говорит о ней, – о ней одной!
Франсуа Рабле в своём романе “Гаргантюа и Пантагрюэль” осмеивает схоластическую педагогику, убивающую активность воспитанников. Схоласт обучил Гаргантюа азбуке так хорошо, что он мог говорить её в обратном порядке: на это ушло 5 лет и 3 месяца.
Новый учитель Понократ стремился вырастить активного, развитого человека.
Многие идеи Рабле были взяты за основу педагогической практики последующих веков.
Сервантес в...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.01 | Просмотров: 786

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340