Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Опытно-экспериментальная разработка о работе летней математической школы От школьного порога — в Прекрасное Далеко - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Опытно-экспериментальная разработка о работе летней математической школы От школьного порога — в Прекрасное Далеко


Автор(ы): Прядкина Галина Георгиевна, учитель физики; Кузьменко Майя Андреевна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
"Каждое время рождает новые идеи.
Оно же их в конечном счете и испытывает".
М.Ф. Келдыш

I. Обоснование введения эксперимента

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что "Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности у каждого учащегося школы".
Конкретным результатом реализации этой программы является сохранение и дальнейшее развитие фундаментального физико-математического образования в Хабаровском крае, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования.
В МОУ СОШ № 26 накоплен большой опыт работы по профильному обучению: 40 лет в нашей школе существуют классы с углубленным изучением физики и математики.
Профильное углубленное изучение математики и физики по специальной программе обеспечивает достаточную подготовку выпускников к поступлению в ВУЗы и к продолжению образования, предоставляет выпускникам более широкие возможности для реализации их жизненных планов.
Поэтому естественным продолжением изучения математики и физики в учебное время явились занятия в Летней физико-математической школе, созданной 5 лет назад в июне 2000 года.

II. Цели эксперимента:

  1. Развитие творческих способностей учащихся, повышение интеллекта.
  2. Формирование устойчивого интереса к физике и математике.
  3. Формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы.
  4. Подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня математической и физической культуры.
Задачи эксперимента:
  1. Познакомить учащихся с новыми разделами математики и физики, не содержащимися в базовых программах.
  2. Включить в программу Летней школы темы, имеющие научный характер, вызывающие познавательный интерес у учащихся и представляющие ценность с практической точки зрения.
  3. Способ развертывания содержания учебного материала должен соответствовать целям эксперимента: формирование теоретического и эмпирического мышления учащихся; формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы.
  4. Программа эксперимента является достаточно гибкой: с небольшими изменениями ее можно применять для различных групп учащихся в школе, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний.
Структурно-методическая организация программы
Педагогические
задачи
Формы Методы Ожидаемые результаты
Образовательные





Воспитательные










Развивающие
Теоретические





Практические










1. Творческие задания
2. Интеллектуальные игры: "Марафон знаний", "Изобретательный турнир".
1. Лекция2. Беседа
3. Коллективный
4. Творческий материал
5. Дидактические игры
6. Эксперимент
7. Наблюдение
8. Опыт
9. Игровое моделирование:
а) конструирование моделей;
б) простейших приборов;
в) составление комиксов;
г) моделирование критических ситуаций на экзаменах
10. Проекты
а) по математике
б) по физике
11. Личные
  1. Учащиеся владеют теорией и умеют применять ее при решении математических задач и объяснении физических явлений.
  2. Учащиеся владеют различными методами задач: умеют выбрать наиболее рациональный способ.
  3. Учащиеся умеют проводить этап поиска решения задач: находить идею решения и осуществлять ее психическую часть – реализацию найденной идеи.
  4. Учащиеся умеют работать со сложными научными …..
  5. При решении трудных задач учащиеся умеют понять и работать с краткими указаниями к ним; заполнять логические пробелы; выполнять промежуточные вычисления; самостоятельно рассматривать "варианты наоборот" – главное назначение трудных задач.
  6. Умеют самостоятельно анализировать свои ошибки, владеть навыками самоконтроля.

III. Методические принципы

Принципы Цель применения данного принципа
1. Принцип регулярности Убедить учащихся в необходимости систематического, ежедневного решения задач. Думать можно, даже гуляя на улице.
2. Принцип параллельности Полезно решать математические задачи с физическим содержание и физические задачи математическими методами (межпредметная связь)
3. Принцип вариативности На примере решения одной задачи найти вместе с учащимися другие способы решения задач, сравнить их с различных точек зрения – стандартность, оригинальность работы, элегантность, практическую ценность.
4. Принцип самоконтроля Убедить учащихся в необходимости выполнять регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач; развивать навыки самоконтроля.
5. Принцип быстрого повторения Научить учащихся производить "ревизию" решенных задач по плану:
а) Простая задача – вижу весь путь решения от начала до конца
б) Задача потруднее – вижу, что она состоит из задач, которые я уже решал и помню их.
в) Трудные задачи: пока не могу решить, но есть идея, нужно ее проверить.

IV. Статистический анализ реализации программы углубленного изучения математики и физики и программы Летней физико-математической школы

Поступление учащихся в ВУЗ
Особенности преподавания математики и физики в программных классах
Программа курса математики для классов с углубленным изучением математики охватывает весь материал, содержащийся в программе для средней общеобразовательной школы, и разделы математики, существенно углубляющих традиционный курс, что способствует достижению учащимися высокого уровня математической подготовки и призвано служить основой профессиональной ориентации школьников.
В углубленном изучении математики выделяются два этапа 8-9 и 10-11 классы, отвечающие возрастным возможностям и потребностям. Учащиеся могут начать углубленно заниматься математикой как с 8, так и с 1- класса.
Первый этап углубленного изучения математики в значительной мере является ориентационным. На этом этапе ученику нужно помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, чтобы по окончании 11 класса он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного или обычного изучения математики.
Углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике. Обучение на этом уровне обеспечивает подготовку к поступлению в ВУЗ и продолжению образования.
Учебно-воспитательный прогресс строится с учетом возрастных возможностей и потребностей учащихся на основе современных образовательных технологий. Углубленное изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне.
Для поддержания и развития интереса к предмету в процесс обучения включаются занимательные задачи, сведения из истории математики. Это особенно важно на первом этапе, когда интерес учащихся к математике еще недостаточно точно устойчив.
На втором этапе (10-11 класс) возрастает роль теоретических знаний, становятся особо важными такие их качества, как системность и обобщенность. Значительное место на этом этапе уделяется решению задач, отвечающих требованиям для поступающих в ВУЗы.
В связи с тем, что в классы с углубленным изучение математики приходят с разным уровнем подготовки в процесс обучения на каждом этапе включаем повторение и систематизацию опорных знаний.
Значительное место в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся, решению задач, проработке теоретического материала, подготовке докладов, рефератов, причем дифференцированный подход к учащимся позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них. Программа исходит из утвержденного учебного плана с углубленным изучением математики, согласно которому в 8-9 классах изучаются два предмета математического цикла: "Алгебра" (5 часов в неделю, всего 170 часов) и "Геометрия" (3 часа в неделю, всего 102 часа), а в 10-11 классах изучается "Алгебра и математический анализ" (5 часов в неделю в I полугодии и 6 часов в неделю во II полугодии – всего 187 часов в 10 классе и 170 часов в 11 классе (5 часов в неделю)), на изучение геометрии в 10-11 классах отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.
Известные приемы построения уроков обретают здесь новый смысл, могут применяться по-новому, более широко и в качественно иной общей системе. Здесь важны уроки разных типов: уроки-лекции, уроки беседы, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки в компьютерном классе.
Работа по подготовке учащихся в математические классы начинается задолго до нового учебного года. В нашей школе ежегодно работает Летняя математическая школа, а на каникулах учащиеся занимаются в профильном отряде, объединяющем занятия по математике, физике и информатике. В математических классах учащиеся изучают углубленно также физику и информатику.
Участие в олимпиадах по физике и математике также способствуют развитию и укреплению интереса к математике и физике.

Математика

V. Планирование (8-9 класс)

Модуль Расширение кругозора и углубление
занятий по теме
Технология Оборудование Колич. часов
I. Функция
  1. Числовые функции и их свойства
  2. Графики функций (+ опережающая линия: "Звездный график")
  3. "Парусник в открытом море" – что общего он имеет с функцией. Решение примеров из сборника экзаменационных работ по теме "Функция".
Беседа: (развивающая линия) о роли ученых в создании теории ф.Игра: Построить график движения парусника. Практическое применение темы: "Функция" Таблицы графиков функций, пословицы и поговорки о свойствах функции, инструменты, цветной мел.Картина "Парусник в море", часы, географическая карта (маршрут движения парусника), линейка, карандаш, цветной мел

II. Управление 1. Линейные уравнения и уравнения сводящиеся к ним (опережающая линия)Линейные уравнения с параметров.
2. Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним
Квадратные уравнения с параметром
3. Занятия в компьютерном классе: "Составление таблиц и построение графиков функций" (Опережающая линия) и графиков уравнений.
Лекция: (20 минут)Практическая работа: тесты по теме "уравнение". Составление кроссворда по темам "Функция, уравнение".
Групповая работа
Работа над проектом "Диафакторы уравнения I и II степени"
Сборник экзаменационных работ для 9 класса. Литература по теме: "Уравнения".
Диафильм "Графическое решения уравнений"
Тетради, ручки, карандаши, линейки, инструкция по технике безопасности при работе с компьютером.




4. КВН по теме: "Функция. Уравнение" (диагностика умений и знаний) Игровая технология (развивающая линия) Оформление доски, карточки с заданиями, стихи и кроссворды по теме "Функция, уравнение" 1ч.
III. Многоугольники(Вписанные и описанные)
  1. Виды многоугольников, их свойства. Правильные многоугольники.
  2. Вписанные и описанные многоугольники (опережающая линия): Решение задач из ЕГЭ по теме "Многоугольники".
Лекция: (20 минут)Практическая работа.
"Построение правильных многоугольников" Подготовка проекта: "Паркеты из правильных многоугольников" (поисковая и исследовательская работа)
Модели многоугольников, таблица "Площадь треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, правильного многоугольника".Инструменты: линейка, циркуль, транспортир, цветной мел.


Итоговое занятие Научно-практическая конференция: "Защита проектов" Математические и физические газеты. Игра "Рыбалка", призы.

Математика

VI. Планирование (10-11 класс)

Модуль Расширение кругозора и углубление
занятий по теме
Технология Оборудование Колич. часов
I. Функция 1. Ознакомление учащихся с программой. Представление тем для исследовательной работы и литературы для работы над проектами.2. Функция. Область определения. Область значения. Свойства функций. Роль ученых в создании теории (развивающая линия), практическое применение темы "Функция". Решение примеров ЕГЭ.
3. Графики функций. Преобразования графиков функций. Решение примеров из ЕГЭ по теме "Функция" (опережающая линия: решение нестандартных и олимпиадных заданий по теме "Функция")
Вводная беседаЛекция (20 минут)
Групповая работа
Практическая работа "Построение графиков функций"
Дидактический театр: "В музее математических наук" Зал. "Функция"
Журналы "Квант", книги "Примени функцию", "Рассказы о максимумах и минимумах", "Математика в образах" и др.Таблицы: "Графики функций", инструменты – линейки, циркули, цветной мел.
Таблицы графиков функций. КНМы по математике. Сборники олимпиадных задач. Карточки – инструкции по теме "Функции".
Инструменты, цветной мел.
0,5ч




1,5ч
II. Управление 1. Обобщение темы "Уравнения". Нахождение рациональных корней уравнения. Теорема Виета для уравнения 3-й степени. Основные методы решения уравнений. Роль ученых в создании теории уравнений (развивающая линия). Решение уравнений.2. Нестандартные приемы решения уравнений. Олимпиадные задачи (развивающая линия). Уравнения с параметрами.
3. Диагностика умений и...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1407

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340