Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Опытно-экспериментальная разработка о работе летней математической школы От школьного порога — в Прекрасное Далеко
Автор(ы): Прядкина Галина Георгиевна, учитель физики; Кузьменко Майя Андреевна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
"Каждое время рождает новые идеи. Оно же их в конечном счете и испытывает". М.Ф. Келдыш I. Обоснование введения эксперимента В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается, что "Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности у каждого учащегося школы". Конкретным результатом реализации этой программы является сохранение и дальнейшее развитие фундаментального физико-математического образования в Хабаровском крае, введение профильного обучения на старшей ступени общего образования. В МОУ СОШ № 26 накоплен большой опыт работы по профильному обучению: 40 лет в нашей школе существуют классы с углубленным изучением физики и математики. Профильное углубленное изучение математики и физики по специальной программе обеспечивает достаточную подготовку выпускников к поступлению в ВУЗы и к продолжению образования, предоставляет выпускникам более широкие возможности для реализации их жизненных планов. Поэтому естественным продолжением изучения математики и физики в учебное время явились занятия в Летней физико-математической школе, созданной 5 лет назад в июне 2000 года. II. Цели эксперимента: Развитие творческих способностей учащихся, повышение интеллекта. Формирование устойчивого интереса к физике и математике. Формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы. Подготовка учащихся к продолжению образования, повышение уровня математической и физической культуры. Задачи эксперимента: Познакомить учащихся с новыми разделами математики и физики, не содержащимися в базовых программах. Включить в программу Летней школы темы, имеющие научный характер, вызывающие познавательный интерес у учащихся и представляющие ценность с практической точки зрения. Способ развертывания содержания учебного материала должен соответствовать целям эксперимента: формирование теоретического и эмпирического мышления учащихся; формирование и развитие навыков поисковой и исследовательской работы. Программа эксперимента является достаточно гибкой: с небольшими изменениями ее можно применять для различных групп учащихся в школе, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний. Структурно-методическая организация программы Педагогические задачи | Формы | Методы | Ожидаемые результаты | Образовательные Воспитательные Развивающие | Теоретические Практические 1. Творческие задания 2. Интеллектуальные игры: "Марафон знаний", "Изобретательный турнир". | 1. Лекция2. Беседа 3. Коллективный 4. Творческий материал 5. Дидактические игры 6. Эксперимент 7. Наблюдение 8. Опыт 9. Игровое моделирование: а) конструирование моделей; б) простейших приборов; в) составление комиксов; г) моделирование критических ситуаций на экзаменах 10. Проекты а) по математике б) по физике 11. Личные | - Учащиеся владеют теорией и умеют применять ее при решении математических задач и объяснении физических явлений.
- Учащиеся владеют различными методами задач: умеют выбрать наиболее рациональный способ.
- Учащиеся умеют проводить этап поиска решения задач: находить идею решения и осуществлять ее психическую часть – реализацию найденной идеи.
- Учащиеся умеют работать со сложными научными …..
- При решении трудных задач учащиеся умеют понять и работать с краткими указаниями к ним; заполнять логические пробелы; выполнять промежуточные вычисления; самостоятельно рассматривать "варианты наоборот" – главное назначение трудных задач.
- Умеют самостоятельно анализировать свои ошибки, владеть навыками самоконтроля.
| III. Методические принципы № | Принципы | Цель применения данного принципа | 1. | Принцип регулярности | Убедить учащихся в необходимости систематического, ежедневного решения задач. Думать можно, даже гуляя на улице. | 2. | Принцип параллельности | Полезно решать математические задачи с физическим содержание и физические задачи математическими методами (межпредметная связь) | 3. | Принцип вариативности | На примере решения одной задачи найти вместе с учащимися другие способы решения задач, сравнить их с различных точек зрения – стандартность, оригинальность работы, элегантность, практическую ценность. | 4. | Принцип самоконтроля | Убедить учащихся в необходимости выполнять регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач; развивать навыки самоконтроля. | 5. | Принцип быстрого повторения | Научить учащихся производить "ревизию" решенных задач по плану: а) Простая задача – вижу весь путь решения от начала до конца б) Задача потруднее – вижу, что она состоит из задач, которые я уже решал и помню их. в) Трудные задачи: пока не могу решить, но есть идея, нужно ее проверить. | IV. Статистический анализ реализации программы углубленного изучения математики и физики и программы Летней физико-математической школы Поступление учащихся в ВУЗ Особенности преподавания математики и физики в программных классах Программа курса математики для классов с углубленным изучением математики охватывает весь материал, содержащийся в программе для средней общеобразовательной школы, и разделы математики, существенно углубляющих традиционный курс, что способствует достижению учащимися высокого уровня математической подготовки и призвано служить основой профессиональной ориентации школьников. В углубленном изучении математики выделяются два этапа 8-9 и 10-11 классы, отвечающие возрастным возможностям и потребностям. Учащиеся могут начать углубленно заниматься математикой как с 8, так и с 1- класса. Первый этап углубленного изучения математики в значительной мере является ориентационным. На этом этапе ученику нужно помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им, чтобы по окончании 11 класса он смог сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного или обычного изучения математики. Углубленное изучение математики на втором этапе предполагает наличие у учащихся более или менее устойчивого интереса к математике. Обучение на этом уровне обеспечивает подготовку к поступлению в ВУЗ и продолжению образования. Учебно-воспитательный прогресс строится с учетом возрастных возможностей и потребностей учащихся на основе современных образовательных технологий. Углубленное изучение математики предполагает прежде всего наполнение курса разнообразными, интересными и сложными задачами, овладение основным программным материалом на более высоком уровне. Для поддержания и развития интереса к предмету в процесс обучения включаются занимательные задачи, сведения из истории математики. Это особенно важно на первом этапе, когда интерес учащихся к математике еще недостаточно точно устойчив. На втором этапе (10-11 класс) возрастает роль теоретических знаний, становятся особо важными такие их качества, как системность и обобщенность. Значительное место на этом этапе уделяется решению задач, отвечающих требованиям для поступающих в ВУЗы. В связи с тем, что в классы с углубленным изучение математики приходят с разным уровнем подготовки в процесс обучения на каждом этапе включаем повторение и систематизацию опорных знаний. Значительное место в учебном процессе отводится самостоятельной работе учащихся, решению задач, проработке теоретического материала, подготовке докладов, рефератов, причем дифференцированный подход к учащимся позволяет избежать перегрузки и способствует реализации возможностей каждого из них. Программа исходит из утвержденного учебного плана с углубленным изучением математики, согласно которому в 8-9 классах изучаются два предмета математического цикла: "Алгебра" (5 часов в неделю, всего 170 часов) и "Геометрия" (3 часа в неделю, всего 102 часа), а в 10-11 классах изучается "Алгебра и математический анализ" (5 часов в неделю в I полугодии и 6 часов в неделю во II полугодии – всего 187 часов в 10 классе и 170 часов в 11 классе (5 часов в неделю)), на изучение геометрии в 10-11 классах отводится 3 часа в неделю, всего 102 часа в год. Известные приемы построения уроков обретают здесь новый смысл, могут применяться по-новому, более широко и в качественно иной общей системе. Здесь важны уроки разных типов: уроки-лекции, уроки беседы, уроки-практикумы, уроки-семинары, уроки в компьютерном классе. Работа по подготовке учащихся в математические классы начинается задолго до нового учебного года. В нашей школе ежегодно работает Летняя математическая школа, а на каникулах учащиеся занимаются в профильном отряде, объединяющем занятия по математике, физике и информатике. В математических классах учащиеся изучают углубленно также физику и информатику. Участие в олимпиадах по физике и математике также способствуют развитию и укреплению интереса к математике и физике. Математика V. Планирование (8-9 класс) Модуль | Расширение кругозора и углубление занятий по теме | Технология | Оборудование | Колич. часов | I. Функция | - Числовые функции и их свойства
- Графики функций (+ опережающая линия: "Звездный график")
- "Парусник в открытом море" – что общего он имеет с функцией. Решение примеров из сборника экзаменационных работ по теме "Функция".
| Беседа: (развивающая линия) о роли ученых в создании теории ф.Игра: Построить график движения парусника. Практическое применение темы: "Функция" | Таблицы графиков функций, пословицы и поговорки о свойствах функции, инструменты, цветной мел.Картина "Парусник в море", часы, географическая карта (маршрут движения парусника), линейка, карандаш, цветной мел | 1ч 1ч 1ч | II. Управление | 1. Линейные уравнения и уравнения сводящиеся к ним (опережающая линия)Линейные уравнения с параметров. 2. Квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним Квадратные уравнения с параметром 3. Занятия в компьютерном классе: "Составление таблиц и построение графиков функций" (Опережающая линия) и графиков уравнений. | Лекция: (20 минут)Практическая работа: тесты по теме "уравнение". Составление кроссворда по темам "Функция, уравнение". Групповая работа Работа над проектом "Диафакторы уравнения I и II степени" | Сборник экзаменационных работ для 9 класса. Литература по теме: "Уравнения". Диафильм "Графическое решения уравнений" Тетради, ручки, карандаши, линейки, инструкция по технике безопасности при работе с компьютером. | 1ч 2ч 1ч | | 4. КВН по теме: "Функция. Уравнение" (диагностика умений и знаний) | Игровая технология (развивающая линия) | Оформление доски, карточки с заданиями, стихи и кроссворды по теме "Функция, уравнение" | 1ч. | III. Многоугольники(Вписанные и описанные) | - Виды многоугольников, их свойства. Правильные многоугольники.
- Вписанные и описанные многоугольники (опережающая линия): Решение задач из ЕГЭ по теме "Многоугольники".
| Лекция: (20 минут)Практическая работа. "Построение правильных многоугольников" Подготовка проекта: "Паркеты из правильных многоугольников" (поисковая и исследовательская работа) | Модели многоугольников, таблица "Площадь треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции, правильного многоугольника".Инструменты: линейка, циркуль, транспортир, цветной мел. | 1ч 1ч | Итоговое занятие | Научно-практическая конференция: "Защита проектов" | | Математические и физические газеты. Игра "Рыбалка", призы. | 2ч | Математика VI. Планирование (10-11 класс) Модуль | Расширение кругозора и углубление занятий по теме | Технология | Оборудование | Колич. часов | I. Функция | 1. Ознакомление учащихся с программой. Представление тем для исследовательной работы и литературы для работы над проектами.2. Функция. Область определения. Область значения. Свойства функций. Роль ученых в создании теории (развивающая линия), практическое применение темы "Функция". Решение примеров ЕГЭ. 3. Графики функций. Преобразования графиков функций. Решение примеров из ЕГЭ по теме "Функция" (опережающая линия: решение нестандартных и олимпиадных заданий по теме "Функция") | Вводная беседаЛекция (20 минут) Групповая работа Практическая работа "Построение графиков функций" Дидактический театр: "В музее математических наук" Зал. "Функция" | Журналы "Квант", книги "Примени функцию", "Рассказы о максимумах и минимумах", "Математика в образах" и др.Таблицы: "Графики функций", инструменты – линейки, циркули, цветной мел. Таблицы графиков функций. КНМы по математике. Сборники олимпиадных задач. Карточки – инструкции по теме "Функции". Инструменты, цветной мел. | 0,5ч 1,5ч 2ч | II. Управление | 1. Обобщение темы "Уравнения". Нахождение рациональных корней уравнения. Теорема Виета для уравнения 3-й степени. Основные методы решения уравнений. Роль ученых в создании теории уравнений (развивающая линия). Решение уравнений.2. Нестандартные приемы решения уравнений. Олимпиадные задачи (развивающая линия). Уравнения с параметрами. 3. Диагностика умений и...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1407
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|