Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Открытый урок на темуГород опасный и безопасный (в форме урока-конференции для учащихся старших классов) - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Открытый урок на темуГород опасный и безопасный (в форме урока-конференции для учащихся старших классов)


Автор(ы): Зуйкова Ольга Викторовна, педагог дополнительного образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Осознать роль города в жизни человека;
  2. Расширить знания учащихся о проблемах сохранения биоразнообразия в городах;
  3. Дать сведения о загрязнении воздуха, воды, воздействии шума на организм и познакомить с методами контроля за этими показателями;
  4. Обсудить основные экологические проблемы городов, подвести учащихся к осознанию того, что эти проблемы можно решить только совместными усилиями;
  5. Рассмотреть возможные пути решения некоторых экологических проблем больших городов.
Учебно-воспитательные задачи:
  1. Продолжить развивать умение устанавливать взаимосвязи между компонентами природы и действиями человека, умение сопоставлять факты и делать выводы;
  2. Углубить знания в области экологии для организации рационального использования природных ресурсов;
  3. Продолжить экологическое воспитание и обучение, воспитывать убежденность в необходимости бережного отношения к природе.
Средства обучения: мультимедиапроектор, фрагмент фильма “Экологические проблемы городов”, фотографии экологического патруля в виде слайд-шоу, фотовыставка: “Наш город вчера и сегодня”, подготовленная учащимися к этому уроку.
Смоделировать работу пресс-конференции на тему “Город опасный и безопасный”. Пригласить на нее:
  • представителей администрации города и коммунальных служб;
  • представителей различных предприятий города;
  • представителей организаций, работающих в области охраны окружающей среды;
  • ученых-географов и экологов, исследователей в области воды, воздуха, почвы;
  • средства массовой информации.
Предложить учащимся разделить между собой роли представителей разных ведомств и организаций, интересы которых они будут отстаивать. Нарисовать на доске таблицу с двумя колонками и попросить кого-нибудь (один-два человека) выполнять роль секретариата конференции, записывая предложения, поступающие от ее участников. Экологические проблемы городов записываются в первую колонку. Меры противодействия этим проблемам следует записать во вторую колонку.
План урока:
Вступительное слово
Представление участников “Круглого стола”.
Показ фильма “Экологические проблемы городов”.
Последовательное обсуждение следующих вопросов:
  • Что такое город сегодня? (Здесь нужно использовать данные, предоставленные учеными-географами)
  • Насколько развитие инфраструктуры города влияет на его жителей? (Использовать данные представителей различных предприятий города, коммунальных служб, администрации города)
  • Каковы причины загрязнения городов? ( Данные предоставляются учеными-исследователями).
  • Что угрожает биологическому разнообразию городов? (Данные озвучивает биолог)
  • Каковы проблемы нашего города на сегодняшний день? (Здесь нужно использовать данные, предоставленные учеными-экологами, природоохранными организациями).
Выступление экологического патруля, демонстрация фотографий в виде слайд-шоу.
Меры противодействия экологическим проблемам городов.
Обсуждение с учетом точек зрения всех участников конференции.
Вывод.
В конце конференции предложить каждому из ее участников ответить на вопрос: “Что бы лично я как рядовой гражданин мог сделать для поддержания экологии в своем городе?”
Роль ведущего исполняет учитель.
Ход урока
Ведущий: Что нам нужно для жизни? Еда, вода, воздух и крыша над головой. В доме мы чувствуем себя в безопасности. Поэтому в далеком прошлом люди и стали строить себе первые жилища. Постепенно несколько домов превратились в города, а города – в мегаполисы. Во многом город и отдельная экосистема похожи. Они имеют свою структуру, функции, обмен энергией. На жителей города, растения и животных непосредственное влияние оказывает развитие инфраструктуры города, которая может значительно изменить качество городской среды. У любых городов, больших или малых, существуют свои экологические проблемы. Однако, чем больше население города и развитие инфраструктуры, тем значительнее становятся такие экологические проблемы, как промышленные выбросы сточных вод, загрязнение воздуха, загрязнение бытовыми отходами и т.д. Сегодня много говорят об экологии города. Какой он - опасный или безопасный. Прежде чем перейти к обсуждению, я предлагаю посмотреть вам фрагмент из фильма “Экологические проблемы городов”.
Просмотр фрагмента фильма.
Ведущий: Что такое город сегодня, какими показателями он характеризуется, – об этом нам расскажет ученый-географ.
Ученый-географ: Все города, прежде всего, характеризуются географическим положением, климатом и морфологией, определенным количеством населения и своей структурой. Например, в
России 73% населения проживают в городах. Среди них есть и города-миллионеры (Москва - почти 10 млн. человек, Санкт-Петербург - около 5 млн. человек, Нижний Новгород - около 2,5 млн. человек; более миллиона жителей насчитывают, например, Казань, Екатеринбург, Самара, Омск и Новосибирск) и совсем небольшие городки с населением в 2—4 тыс. человек (Малоархангельск и Новосиль в Орловской обл., Лихвин в Тульской обл., Клепики в Рязанской обл. и др.). Местами с крупными городами практически сливаются их города-спутники, образуя городские агломерации. Крупнейшей агломерацией страны является Московская. Возникновение агломераций определяется не только размером ее главного города, но и особенностями промышленного развития. Тенденции роста доли городского населения страны и его концентрации в крупных городах и агломерациях — главная причина экологических проблем.
Ведущий: Насколько же развитие инфраструктуры города влияет на его жителей? Сегодня у нас присутствуют представители администрации города, коммунальных служб и представители различных предприятий города. Наверняка они ежедневно сталкиваются с проблемами, которые не всегда можно решить. Послушаем, что они скажут.
Представитель администрации города: Жители нашего города часто задают вопросы по поводу рационального использования земель под застройку, увеличению транспортной нагрузки, развитию инфраструктуры в области туризма, строительству новых промышленных предприятий . Какие в связи с этим могут возникнуть проблемы, нам расскажут ученые – экологи. Я лишь приведу некоторые цифры. В среднем ежедневно город с населением более 1 млн. человек потребляет 11500 т. горючего ископаемого, 320000 т. воды, 2000 т. еды и при этом производит 300000т. сточных вод, 25000 т. углекислого газа, 1600 т. твердых бытовых отходов. Все мы привыкли жить в комфорте, а это значит, что нам необходимы вода, тепло. Нам нужны рабочие места и жилье. Поэтому развитие города не возможно без строительства, развития промышленности и предприятий.
Представитель коммунального хозяйства: Я отвечаю за систему водоснабжения в городе. Часто мы сталкиваемся с проблемой нехватки воды. Оказывается, многие промышленные предприятия используют в технологических процессах питьевую воду. Большое количество воды теряется в результате изношенности системы трубопроводов. Для того чтобы построить современные очистные сооружения, необходим большой объем финансирования. Если ввести налог на использование воды с целью рационального использования на предприятиях, прежде всего, пострадает обычное население, хотя в последнее время многие устанавливают счетчики.
Представитель информационно-анализирующего центра: В зависимости от размеров городов и их специализации их проблемы различны. Крупные города и промышленные центры характеризуются плохими экологическими и социально-психологическими условиями проживания, сложностью создания комфортных условий жизни, транспортными проблемами, проблемами утилизации и захоронения отходов и т. п. Все это усугубляется постоянным притоком населения, в том числе и из-за рубежа. Малые города намного комфортнее для проживания, однако, как правило, они привязаны лишь к одному предприятию, называемому градообразующим. Поэтому их население весьма уязвимо при экономических или системных кризисах, изменениях экономической конъюнктуры (включая общемировую). Из-за неразвитости транспортной и телекоммуникационной систем у населения малых городов ограничен доступ к образованию и культуре, что ведет к оттоку из них высококвалифицированных кадров и молодежи. На сегодняшний день в России важно максимально переносить возможные производства и другие виды хозяйственной деятельности в малые города, развивая и совершенствуя их инфраструктуру, включая транспортную и телекоммуникационную, создавая цивилизованный рынок общедоступного жилья, развивая малый бизнес и снимая бюрократические преграды в экономике и повседневной жизни людей.
Ведущий: С какими экологическими проблемами города сталкиваются чаще всего?
Ученые- экологи: Высокая скученность населения, сильное загрязнение воздуха, воды и почвы, шум и др. Например, все мы знаем, что воздух представляет собой смесь азота (около 78%), кислорода (около 21%), аргона (около 1%), углекислого газа и ряда других газов, а также некоторого количества водяных паров. В воздухе содержатся как природные загрязнители, так и загрязнители, появившиеся в результате деятельности человека.
Практически во всех крупных городах наблюдается смог и регулярно фиксируется повышенное содержание в воздухе таких опасных загрязнителей, как оксиды азота и серы, угарный газ, бензол, фенолы, бензопирены, мелкая пыль и др. Автомобильный транспорт дает более половины выбросов оксидов азота и свыше трети выбросов летучих органических соединений. Плохо отрегулированные дизельные двигатели выбрасывают значительное количество сажи, исключительно опасной для здоровья человека. Специфической является проблема использования зимних шипованных шин, поскольку при их трении о дорогу из асфальта в воздух попадают силикатная пыль и мельчайшие частицы битума, также весьма не полезные для здоровья. При распространении промышленных загрязнителей воздуха определяющими являются высота дымовых труб и направление господствующих ветров. Районы, подверженные такому загрязнению, обычно находятся на расстоянии в пределах нескольких километров от промышленных предприятий, хотя иногда выбросы могут переноситься на десятки и сотни километров. К первичным загрязнителям, имеющим относительно высокую устойчивость в атмосфере, относятся некоторые газы (сернистый и угарный газы, оксиды азота, аммиак, формальдегид) или аэрозоли (пыль, в том числе содержащая тяжелые металлы, стойкие органические соединения типа фенолов и др.). В жаркие безветренные дни при низкой влажности воздуха при интенсивном автомобильном движении над большими городами образуется фотохимический смог. Его вторичные компоненты – озон, формальдегид, кетоны, пероксиацетилнитрат. Это высоко агрессивные химические соединения, разрушающие материалы, губящие растения и вредно влияющие на здоровье человека и животных. При концентрации “тропосферного” озона 0,2 мг/м3 воздуха раздражаются дыхательные пути, понижается иммунитет. При концентрации 0,4-0,5 мг/м3 нарушается дыхание, происходит интенсивное старение клеток. Среднесуточная величина ПДК озона в воздухе – 0,03 мг/м3. Формальдегид, кетоны, пероксиацетилнитрат – это канцерогенные вещества. Что касается воды, то чаще всего к загрязнителям относятся органические химикаты (масла, пластмассы, растворители, детергенты), водорастворимые неорганические химикаты (кислоты, соли, соединения токсичных металлов: мышьяк и свинец). Основной их источник – промышленное загрязнение. В процессе очистки питьевую воду обеззараживают хлорированием. В этом случае могут образоваться токсические вещества, в том числе и диоксины. Диоксины являются универсальным клеточным ядом, они поражают все виды животных и большинство растений. Диоксины устойчивы к химическому и биологическому разложению, долго сохраняются в окружающей среде, переносятся по пищевым цепям. Подобные соединения входят в группу супертоксикантов. Кроме того, не надо забывать о болезнетворных загрязнителях, к которым относятся бактерии и вирусы, попадающие в воду из необработанных органических отходов. Вода в реках, протекающих в непосредственной близости от промышленных городов, может стать объектом термического или биологического загрязнения. Ведь многие населенные пункты не обладают очистными сооружениями, происходит прямой сброс промышленных стоков в реки и озера, нанося огромный вред водным экосистемам.
В городах высокий уровень шумового загрязнения. Следует помнить, что звуки громкостью 85 дБ и выше уже оказывают вредное воздействие на слух. Шум в 50-60 дБ приводит к повышению порога слуховой чувствительности и к ухудшению функционального состояния центральной нервной системы. Сегодня в Российской Федерации установлены следующие нормативы шума для жилых помещений: 55 дБ днем и 45 дБ ночью. Основной массовый источник шума в крупных городах – автотранспорт (нормативы превышены на 25 дБ), за ним следует железнодорожный, авиатранспорт (превышение нормы на 20 дБ), строительные площадки (превышение на 10 дБ) и промышленные предприятия ( превышение от5 до 17 дБ). Шум в заводских цехах – 90 дБ. Рев мотоцикла без глушителя – 100 дБ. Поэтому неудивительно, что среди жалоб населения на негативные факторы окружающей среды 32% приходится на проблемы, связанные с повышенным шумом.
Ведущий: Существуют ли доступные для простых жителей города методы определения вредных веществ в воздухе и в воде?
Ученые – исследователи: Для определения концентрации химических загрязнителей в воздухе и в воде необходимо специальное оборудование и химические реактивы. Но, например, для определения запыленности воздуха и оценки качества воды можно использовать простые и доступные методики. Для определения запыленности воздуха используют кусочки бесцветной клейкой ленты (скотча) одинакового размера. Эти кусочки с помощью заостренных спичек или булавок прикрепляются к исследуемым участкам липким слоем вверх. Каждая проба подписывается. Пробы на определенное время (от одного до нескольких часов) оставляют на воздухе, после чего их помещают в картонную коробку, фиксируя липким слоем вверх, чтобы не повредить этот слой при последующей переноске. Описывают отобранные образцы, используя для этого микроскоп и предметные стекла, подсчитывая число частиц пыли на каждом предметном стекле, по крайней мере, на двух разных участках. Так можно провести оценку запыленности в жилом квартале, городском парке, на улице с интенсивным движением, дома или в учебных кабинетах. При исследовании воды мы можем самостоятельно определить запах по шкале в баллах. Если вода имеет запах 4 или 5 баллов, она непригодна для питья. Так же, следуя определенной методике, мы можем определить прозрачность воды, pH среды (норма от 6 до 9), щелочность (норма щелочности – 2), жесткость (норма – от 7до10) , содержание хлоридов (норма – до 35). Кроме того, разные виды растений и животных чувствительны к загрязнению в разной степени, и это их свойство используется для анализа состояния городской среды, а сами эти виды называются биологическими индикаторами.
Биолог: Города оказывают огромное влияние на биоразнообразие. В усл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1386

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340