Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Повышение квалификации учителя на базе общеобразовательной школы
Автор(ы): Широченкова Наталья Викторовна, директор
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В условиях гуманизации и демократизации образования каждая школа ищет свой путь в решении проблем образования. Наша школа расположена на центральной улице города, но в то же время в санитарной зоне завода ЧТЗ. Основным микрорайоном являются семейные общежития. Среди наших учеников много социально незащищенных детей. Поэтому наша школа уже давно поставила перед собой цель – отвлечь подростков от “улицы” и воспитать в них общечеловеческие ценности. Отражение этих идей мы увидели в модели "Экология и Диалектика" московского профессора Л.В. Тарасова, и с 1992 года отрабатываем ее в условиях нашей общеобразовательной школы. Результатом этой работы можно считать признание нас школой года 1998, 1999, 2000 гг. Логичным продолжением деятельности коллектива является и тот факт, что мы являемся Муниципальной экспериментальной площадкой. Тема нашего эксперимента звучит так: “Создание психолого-педагогических условий формирования личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие на основе принципов модели "Экология и Диалектика". Цель эксперимента – развитие ребенка. Для организации экспериментальной работы в коллективе требуются педагоги с высокой профессиональной компетентностью. Решение этой проблемы мы видим в организации работы, направленной на повышение квалификации учителя в условиях общеобразовательной школы. Таким образом Повышение квалификации учителя через вовлечение в систему работы педагогических советов. В течение года у нас проходит 5 педагогических советов - август – планирование.
- ноябрь, декабрь, март – тематические педагогические советы, они определяются на августовском педагогическом совете и вытекают из проблем, выявленных при анализе работы в мае. Все они направлены на достижение цели работы школы.
- май – анализ результатов работы школы в учебном году и на данном этапе экспериментальной работы в школе.
Например, в 2004–2005 учебном году цель работы школы: создание условий развития ребенка. Школа находится на технологическом этапе отработки эксперимента: Создание психолого-педагогических условий формирования личности ребенка, ориентированной на устойчивое развитие на основе принципов модели “ Экология и диалектика”. Условия успешной реализации эксперимента: - использование единых концептуальных подходов модели "Экология и диалектика";
- построение траектории развития каждого ребенка;
- приоритетность воспитательной практики;
- использование методики КТД;
- система научно-методической работы;
- наличие резонансного управления школой.
Исходя из этого, темы педагогических советов сформулированы следующим образом: СРОК | Тема педагогического совета | Ответственный администратор | 29.08.2004 | Грамотное планирование работы школы в 2004–2005 учебном году важное условие эффективной работы коллектива. | Директор и заместитель директора по научно-методической работе | 04.11.2004 | Воспитательный потенциал урока. | заместитель директора по воспитательной работе | 29.12.2004 | Коллективная творческая деятельность– одно из условий формирования личности ребёнка ориентированной на устойчивое развитие на основе принципов модели “ Экология и диалектика”. | заместитель директора по учебно-воспитательной работе | 4 неделя, март | Использование информации книги “От 7 до 17” при прогнозировании индивидуальной траектории развития каждого ученика. | заместитель директора по учебно-воспитательной работе | 4 неделя, май | Анализ результатов года.Выявление проблем в развитии и функционировании школы. | Директор и заместитель директора по научно-методической работе | Таким образом, педагогические советы являются логическим продолжением предыдущей работы и позволяют решать проблемы, прогнозировать перспективы развития школы в будущем. Такая работа требует от администрации школы высокого профессионализма и слаженности действий. Работа над тематическим педсоветом включает в себя 3 этапа: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: - на совете при директоре обсуждаются цели, задачи педсовета, ожидаемый результат;
- выступление на методическом совещании с сообщением по теме педсовета заместителя директора;
- работа в творческих группах (чаще на кафедре);
- работа с литературой по теме педсовета;
- приглашение консультантов и научных руководителей;
- проведение открытых мероприятий по теме педсовета (в том числе родительские собрания, классные часы, уроки, заседания кафедры, факультативные занятия).
На этом этапе формируется информационное поле учителя, повышаются его технологические умения, развиваются и проектные навыки. ОСНОВНОЙ ЭТАП включает в себя непосредственное проведение педагогического совета. Этому этапу свойственен поиск новых форм: например, “По страницам повести “От 7 до 17”; “Остров сокровищ”; “Педсовет-проект “Педагогическое прогнозирование”. В результате повышается культура общения в рамках совместной деятельности, творчество учителя, активизируется жизненная позиция и умение отстаивать собственную точку зрения. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП включает в себя обмен мнениями на самом педсовете, где все желающие могут высказать свои комментарии. Более подробный анализ проходит на кафедрах, и заключается цикл педагогического совета анализом на совете при директоре. На этом этапе повышается аналитическая культура каждого педагога и развиваются его прогностические навыки. Майские педагогические советы готовятся в течение месяца: - 1 неделя – свою работу анализируют все педагоги школы
- 2 неделя – используя материалы учителей, работу анализируют заведующие кафедрами
- 3 неделя. Заместители директора дополняют свои анализы данными из анализов заведующих кафедрами, обобщают и сводят в целое в соответствии с функциональными обязанностями
- 4 неделя. Сводный анализ деятельности и результатов продвижения школы за год выполняют заместитель директора по НМР и директор школы .
Таким образом, плановое и цикличное проведение педагогических советов позволяет говорить о системе работы, а это одна из составляющих элементов профессионализма. Включенность всех педагогов в подготовку к педагогическим советам, широкий спектр деятельности при подготовке и проведении педагогического совета способствует повышению профессионализма педагогов и расширению их возможностей. Повышение квалификации учителя через вовлеченность в работу кафедр. В нашей школе действуют 5 кафедр. - Кафедра А объединяет педагогов естественно-математического цикла,
- Кафедра Б объединяет учителей русского языка, литературы, художественно-эстетического цикла,
- Кафедра В объединяет учителей иностранного языка и обществознания,
- Кафедра УНК – учителей начальных классов,
- СПВЦ – социально-психологический и валеологический центр.
Каждая кафедра планирует свою работу в учебном году в соответствии с общешкольными целями, где прописывает шаги по их реализации. При составлении плана учитывается мнение всех членов кафедры, и распределяются сферы участия каждого в общекафедральных делах. Заседания кафедр проходят 2 раза в месяц. На этих совещаниях педагоги обмениваются новинками в области их предметной (профессиональной) компетенции, обсуждают и ищут пути продвижения каждого педагога, кафедры и школы. На кафедрах создается своеобразный портфолио каждого педагога, где фиксируется степень его активности в делах школы: - выступления на кафедре, семинаре, ОМС, педсовете;
- участие в КТД;
- подготовка учащихся к олимпиадам, НОУ,
- открытые мероприятия,
- и т.д.
Вся эта работа развивает личностные качества учителя и его эмоциональную сферу, повышает уровень его компетентности. Повышение квалификации учителя в ходе работы над методической темой. В начале года каждый учитель определяет св...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.01 | Просмотров: 763
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|