Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Элективный курс для учащихся 9-х классов На распутье
Автор(ы): Шаманская Татьяна Борисовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Информация к размышлению для ведущего курс Бесконечные разговоры о необходимости самоопределения значительно менее эффективны, чем увлекательные дискуссии на нравственные, интеллектуальные темы, которые ведут к сотрудничеству. Долг взрослых – говорить с учащимися обо всем, поощрять их задавать вопросы и честно на эти вопросы отвечать. Еще один способ поддерживать мотивацию на самоопределение – приглашать в школу бывших выпускников, причем не только тех, кто значительно преуспел в жизни. Выпускники, окончившие школу пять–десять лет назад, принадлежат к тому же поколению, что и нынешние девятиклассники, между ними нет возрастного барьера, однако есть разница в жизненном опыте. Выпускники должны делиться не только своими удачами, но и поражениями, рассказывать о том, как складывалась их жизнь с момента окончания школы и какую роль в ней играет образование, полученное в школе. Учащиеся имеют право голоса при разработке правил групповой работы, но они и обязаны строго придерживаться этих правил. Дискуссии необходимо использовать более широко, так как они всем обеспечивают возможность проявить себя и развивают чувство групповой ответственности. Совместное решение проблем профессионального выбора устраняет фактор неудачи, который зачастую сопровождает учащихся в учебной деятельности, делает пребывание в школе личностно-значимым, прививает чувство ответственности и развивает необходимые умения и навыки. Учитель ответственен за то, чтобы содержание образования отвечало требованиям жизни и было интересным, в обязанность учащихся вменяется посещать занятия и старательно учиться. Если педагоги хотят добра детям, они должны им внушать, что удовлетворение их жизненно важных потребностей во многом зависит от их собственных усилий, они сами в ответе за выбор такой линии поведения, которая приведет их к ощущению собственной значимости. Никто за них этого не сделает. На этом пути крайне важна положительная обратная связь окружающих. Важна и такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой школьники побуждаются к самостоятельному решению проблем как академического, так и социального характера. Взрослые должны объяснять детям или подводить их к собственному пониманию того, каким образом все, что они изучают, связано с жизнью. Ученики несут ответственность за осуществление своих устремлений, как и за свои поступки. Если их поведение отклоняется от нормы, это не значит, что у них нарушена психика – просто они сделали неверный выбор. Но они не могут изменить свой выбор в лучшую сторону или отнестись к нему более ответственно, если не окажутся под сильным эмоциональным влиянием тех, кто проявляет к ним искреннюю заинтересованность. Цель курса – дать учащимся представления об основах стратегии выбора профессии, о необходимых свойствах личности для успешного профессионального самоопределения. Способствовать формированию психологической базы взрослеющей личности, оказывать поддержку при формировании представлений о себе и ориентации в профессиональном мире Программа курса рассчитана на 18 часов и разделена на 4 модуля. В 1-м модуле рассматриваются основные понятия проектирования профессионального жизненного пути. Во 2-м модуле предусматривается развитие способности к самопознанию и навыков учащихся в планировании и разработке жизненных планов через использование развивающей психологической диагностики. 3-й модуль является исходной базой повышения уровня психологической компетентности и разработки перспектив самосовершенствования через использование активных форм группового взаимодействия. Заключительный модуль посвящен применению полученных знаний, умений и навыков в разработке проекта “Моя профессиональная карьера”. Специфика состава учащихся по уровню подготовки не будет иметь решающего значения, так как работа курса будет проходить через деловые и развивающие игры, через диагностику по выявлению интересов, склонностей, направленности личности, где каждый ребенок может приобрести или закрепить опыт самопознания. Кроме этого, каждый школьник выбирает свой уровень активности при участии в информационных, диагностических и развивающих формах работы курса. Все участники курса получают пакет необходимых диагностических методик, которые помогут им совершенствовать в дальнейшем собственные представления о себе и своих возможностях. Цели программы “На распутье” сформулированы на четырех уровнях. В результате прохождения курса учащиеся должны: - иметь представление:
- об основных понятиях проектирования профессионального жизненного пути,
- о методах самопознания,
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества,
- о рынке труда,
- о неисчерпаемости человеческих возможностей в профессиональном самоопределении,
- о значимости определения собственных жизненных целей,
- об индивидуальной траектории профессионального роста и включении себя как субъекта в реализацию этой траектории;
- знать:
- значение профессионального самоопределения,
- правила пользования диагностическими методиками,
- правила-ориентиры группового взаимодействия,
- правила выбора профессии;
- уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями современного рынка труда,
- делать выводы,
- анализировать свои интересы и склонности;
- иметь опыт участия в активизирующем дискуссионном и консультационном взаимодействии.
Особенности курса На каком содержательном материале построен курс? | На разработках проблемы профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе и рекомендациях по профессиональной ориентации школьников | Чем содержание курса будет качественно отличаться от базового курса? | Вопросы профориентации прямо или косвенно рассматриваются при изучении любого предмета. В то же время у школьников слабо сформирована система представлений о собственных возможностях и значимости раннего самоопределения.Цель курса – дать учащимся представления об основах стратегии выбора профессии, о необходимых свойствах личности для успешного профессионального самоопределения. Способствовать формированию психологической базы взрослеющей личности, оказывать поддержку при формировании представлений о себе и ориентации в профессиональном мире. | Какими учебными и вспомогательными материалами обеспечен курс? | “Твоя профессиональная карьера” под редакцией С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной, М.: “Просвещение”, 2000 Е.Н. Прощицкая “Выбирайте профессию”, М.: “Просвещение”, 1991 | Какие виды деятельности учащихся возможны? | – работа с понятийным аппаратом; – участие в дискуссиях, игровых упражнениях; – диагностические процедуры; – разработка проекта “Моя профессиональная карьера” | Какова доля самостоятельности ученика при изучении курса? | Школьники могут выбрать:– степень активности участия в групповых формах работы; – литературу, по которой будут вести сбор информации к своему проекту; – форму разработки проекта и его презентации | Каковы критерии успешности учащихся? | Построение индивидуальной траектории профессионального самоопределения | Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса? | С помощью анкетирования и собеседования с учащимися, наблюдения за включенностью в процесс обсуждений и игрового взаимодействия | Чем может завершиться для ученика изучение курса, какова форма итоговой отчетности? | Психологическое сочинение “Мои планы на будущее” или разработка проекта “Моя профессиональная карьера” | Содержание курса и учебная деятельность Ссылка на цели | Часы | Тема занятий | Деятельность учащихся | | 3 | 1. Понятие о профессиональном самоопределении и значимости собственных жизненных целей | – беседа; | №№ 1, 3, 4, 6, 7, 8 | 1 | Встреча за круглым столом с выпускниками, закончившими школу 5 – 10 лет назад | – дискуссия; | 1 | “Я – человек и не могу себе позволить зависеть от обстоятельств”.Знакомство с “психокибернетикой” М.Мольца. Правила формулирования целей | – выполняют физическую метафору А. Роббинсона (описана в книге “Психологические программы развития личности” под ред. И.В. Дубровиной);– учатся формулировать свои цели | №№ 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8 | 1 | “Величественное имя” Разработка стратегии достижения целей | – с помощью игрового сюжета анализируют собственный потенциал, “играя” со своим именем | | 7 | 2. Развивающая психодиагностика
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1368
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|