Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Аукцион знаний по исторической теме в живописи - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Аукцион знаний по исторической теме в живописи


Автор(ы): Коновалова Светлана Федоровна, учитель ИЗО и МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: формирование представления об историческом жанре в живописи через обобщение знаний о жизни и творчестве великого художника в занимательной форме.
Задачи:
1. Актуализировать и расширить приобретенные знания о жизни и творчестве В.И.Сурикова через работу с описаниями поисков прототипов в реальной жизни художником для своих полотен;
2. Прививать интерес к прошлому своего народа, Родины через самостоятельное извлечение информации об историческом событии или героях прошлого, изображенных в картинах В.И.Сурикова.
3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с репродукциями картин В.И.Сурикова на историческую тему.
4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность через использование нетрадиционной формы проведения урока.
5. Создать атмосферу общего успеха через работу в группах и беспроигрышного варианта результата урока
Ожидаемый результат:
  • у учащихся сформируется представление об историческом жанре живописи как трудоемком подготовительном процессе, где художник прибегает к натурным зарисовкам и ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни;
  • углубление знаний у учащихся, полученных на предыдущих уроках, а также их обобщение о жизни и творчестве нашего величайшего земляка;
  • умение учащихся направить свою деятельности в нужное русло для работы на последующих уроках, где им необходимо будет создать живописную работу, посвященную страницам истории.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы: фронтальная, групповая.
Подготовительный этап: деление класса на 3 группы-команды; домашнее задание к уроку (КОЗ 1).
Оборудование и материалы:
  • Презентация Урок-аукцион. Историческая тема в живописи (Приложение №1)
  • ПК, проектор, предметы, имитирующие гонг и молоток;
Зрительный ряд:
  • кроссворд;
  • Автопортрет В.И.Сурикова, 1879г.;
  • Утро стрелецкой казни, 1881г. и фрагменты картины;
  • Меншиков в Березове, 1883г. и фрагменты картины;
  • Боярыня Морозова, 1887г., фрагменты картины и эскизы к картине;
  • Покорение Сибири Ермаком, 1895г. и фрагменты картины;
  • Переход Суворова через Альпы, 1899г. и фрагменты картины;
  • Степан Разин, 1906г. и фрагменты картины.
Раздаточный материал:
  • сигнальные карточки;
  • цветные жетоны с указанием кол-ва баллов (красный - 5б., зеленый - 4б., синий - 3б., оранжевый - 2б., желтый - 1б.).
План урока.
  1. Мотивация учащихся, сообщение правил игры, разгадывание кроссворда - 5 мин.
  2. Сообщение темы и ожидаемого результата урока - 2 мин.
  3. Рыночные торги - разыгрывание лотов и их фрагментов, сообщения учащихся по ходу игры - 23 мин.
  4. Динамическая пауза (после разыгрывания 2-3 лотов) - 2 мин.
  5. Рефлексия, сообщение домашнего задания - 5 мин.
  6. Подведение итогов игры - 3 мин.
Ход урока
Мотивация, сообщение правил игры, разгадывание кроссворда.
Презентация.
Сегодня мы проводим необычный урок - аукцион знаний (слайд 1).
- На продажу выставлены поистине бесценные вещи, купить которые сможет любая команда в обмен на знания по изобразительному искусству. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.
Правом ответа будет служить сигнальная карточка. Обязательное условие - выслушивание задания до конца. За каждый правильный ответ, счет команды будет увеличиваться.
Но прежде чем мы начнем, каждая команда должна внести залог, доказав свою способность участвовать в аукционе.
Итак, вам необходимо разгадать кроссворд и определить жанр живописи, о котором пойдет сегодня речь. За каждый правильный ответ (в этом задании) вы получите по 2 балла (слайд 2).
Карикатура, набросок (Рисунок).
Задний пространственный план картины (Фон).
Морской пейзаж (Марина).
Основной язык живописи (Цвет).
Произведение, выполняемое художником с натуры (Эскиз).
Контрольное слово - Исторический (жанр).
2. Сообщение темы и ожидаемого результата урока.

- Верно, говорить мы сегодня будем об историческом жанре. А что это за жанр?
- Один из важнейших в изобразительном искусстве, который объединяет произведения, запечатляющие исторические события, героев прошлого.
Кто из художников является ярким представителем этого жанра (слайд 3)?
- Правильно, это Василий Иванович Суриков (появляется портрет Сурикова).
А что вы знаете об этом художнике? Когда и где он родился?
Ответы детей (появляются даты жизни)
- Родился Василий Иванович 24 января 1848 года. В этом году вся страна отмечает 160-тилетие со дня рождения нашего великого земляка.
И сегодняшний урок посвящен памяти этого замечательного художника
Итак, тема нашего урока Историческая тема в живописи (слайд 4).
- Думаю, сегодня вы узнаете много нового и интересного о жизни и творчестве Сурикова, а также покажете свои знания, полученные на
предыдущих уроках. Всем командам желаю успехов!
Итак, начинаем?!
3. Рыночные торги.
Разыгрывается ЛОТ №1 (слайд 5).
Лот закрытый. Чтобы его открыть, необходимо собрать его из кусочков - фрагментов таким образом, как делал это Суриков, отыскивая героев своих картин среди родных и случайных прохожих. В каждом из фрагментов вам нужно определить образ того или иного персонажа, запечатленного в работах Сурикова по его описаниям из воспоминаний В.И.Сурикова. За каждый правильный ответ вы получите определенное количество баллов (слайд 6).
Фрагмент 1. Этот предмет Суриков разглядел у одной богомолки, неспешно шагавшей в Троицко-Сергиев монастырь. Он настолько понравился ему, что закричал: Бабушка, дай :! А старушка-то его со страху бросила - думала разбойник. Тяжелый, огромный, этот предмет отлично пришелся уже написанному к этому времени страннику (Посох - 5 баллов).
Фрагмент 2. Его прототип был найден Суриковым на одном из московских рынков. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает:В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал: Так на снегу его и писал (Юродивый - 4 балла).
Фрагмент 3.
Варсанафий Закаурцев долго служил в сухобузимской церкви и часто бывал в доме у Суриковых. Был у него грешок - любил выпить. Однажды Варсанафию пришлось сопровождать Васю в красноярскую школу: мать не могла бросить отца, находящегося при смерти. По дороге Закаурцев заехал пообедать в какую-то забегаловку и не удержался от искушения, в итоге не смог править санями. Благо опыт у пацаненка Васи был. Так вот Суриков встретил как-то Закаурцева в Красноярске. Варсанафий выглядел бомжем, его выгнали из церкви за пьянство. Суриков уговорил его позировать ему для этюда. Так хитрое лицо Закаурцева и появилось в картине (Священник - 3 балла, возвращаемся к лоту №1).
ЛОТ №1 - Боярыня Морозова - 1 балл.

- Вы можете дополнительно принести команде 5 баллов, рассказав об историческом событии или герое картины (сообщение учащихся - 5 баллов).
Разыгрываем ЛОТ №2 (слайд 7, затем слайд 8).
Фрагмент 1. Рыдая, безмолвно кричит она в страшном горе (Женщина - 5 баллов).
Фрагмент 2.
Глаза его горят яростным гневом. Этот человек - меч истории, в его плотно обтянутой зеленым кафтаном фигуре - всепобеждающий напор, сила (Петр1 - 4 балла).
Фрагмент 3.
Однажды семья Суриковых поехала на могилу отца. Вася сильно простыл, его положили в сани и повезли. Дорога шла через бор. Вдруг из леса вышел варнак (беглый каторжник) и взял под уздцы лошадь. Мать кинулась ему в ноги: Пощади, не убивай! Я одна детей воспитываю, без отца. Но каторжник был неумолим. И если бы не звон колокольчиков случайной повозки, все могло бы закончиться трагедией: Ненавидящий взгляд варнака, лишившегося добычи, Вася запомнил на всю жизнь. И написал он его точно таким же - яростным и озлобленным на Россию (Рыжий стрелец - 3 балла).
ЛОТ №2 - Утро стрелецкой казни - 1 балл. Сообщения учащихся - 5 баллов.

Динамическая пауза.

Кто из вас любит спорт? За качественную разминку, проведенную с ребя...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 960

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340