Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Аукцион знаний по исторической теме в живописи
Автор(ы): Коновалова Светлана Федоровна, учитель ИЗО и МХК
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: формирование представления об историческом жанре в живописи через обобщение знаний о жизни и творчестве великого художника в занимательной форме. Задачи: 1. Актуализировать и расширить приобретенные знания о жизни и творчестве В.И.Сурикова через работу с описаниями поисков прототипов в реальной жизни художником для своих полотен; 2. Прививать интерес к прошлому своего народа, Родины через самостоятельное извлечение информации об историческом событии или героях прошлого, изображенных в картинах В.И.Сурикова. 3. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству через знакомство с репродукциями картин В.И.Сурикова на историческую тему. 4. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность через использование нетрадиционной формы проведения урока. 5. Создать атмосферу общего успеха через работу в группах и беспроигрышного варианта результата урока Ожидаемый результат: - у учащихся сформируется представление об историческом жанре живописи как трудоемком подготовительном процессе, где художник прибегает к натурным зарисовкам и ищет прототипы для своих полотен в реальной жизни;
- углубление знаний у учащихся, полученных на предыдущих уроках, а также их обобщение о жизни и творчестве нашего величайшего земляка;
- умение учащихся направить свою деятельности в нужное русло для работы на последующих уроках, где им необходимо будет создать живописную работу, посвященную страницам истории.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. Формы: фронтальная, групповая. Подготовительный этап: деление класса на 3 группы-команды; домашнее задание к уроку (КОЗ 1). Оборудование и материалы: - Презентация Урок-аукцион. Историческая тема в живописи (Приложение №1)
- ПК, проектор, предметы, имитирующие гонг и молоток;
Зрительный ряд: - кроссворд;
- Автопортрет В.И.Сурикова, 1879г.;
- Утро стрелецкой казни, 1881г. и фрагменты картины;
- Меншиков в Березове, 1883г. и фрагменты картины;
- Боярыня Морозова, 1887г., фрагменты картины и эскизы к картине;
- Покорение Сибири Ермаком, 1895г. и фрагменты картины;
- Переход Суворова через Альпы, 1899г. и фрагменты картины;
- Степан Разин, 1906г. и фрагменты картины.
Раздаточный материал: - сигнальные карточки;
- цветные жетоны с указанием кол-ва баллов (красный - 5б., зеленый - 4б., синий - 3б., оранжевый - 2б., желтый - 1б.).
План урока. - Мотивация учащихся, сообщение правил игры, разгадывание кроссворда - 5 мин.
- Сообщение темы и ожидаемого результата урока - 2 мин.
- Рыночные торги - разыгрывание лотов и их фрагментов, сообщения учащихся по ходу игры - 23 мин.
- Динамическая пауза (после разыгрывания 2-3 лотов) - 2 мин.
- Рефлексия, сообщение домашнего задания - 5 мин.
- Подведение итогов игры - 3 мин.
Ход урока Мотивация, сообщение правил игры, разгадывание кроссворда. Презентация. Сегодня мы проводим необычный урок - аукцион знаний (слайд 1). - На продажу выставлены поистине бесценные вещи, купить которые сможет любая команда в обмен на знания по изобразительному искусству. Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде. Правом ответа будет служить сигнальная карточка. Обязательное условие - выслушивание задания до конца. За каждый правильный ответ, счет команды будет увеличиваться. Но прежде чем мы начнем, каждая команда должна внести залог, доказав свою способность участвовать в аукционе. Итак, вам необходимо разгадать кроссворд и определить жанр живописи, о котором пойдет сегодня речь. За каждый правильный ответ (в этом задании) вы получите по 2 балла (слайд 2). Карикатура, набросок (Рисунок). Задний пространственный план картины (Фон). Морской пейзаж (Марина). Основной язык живописи (Цвет). Произведение, выполняемое художником с натуры (Эскиз). Контрольное слово - Исторический (жанр). 2. Сообщение темы и ожидаемого результата урока. - Верно, говорить мы сегодня будем об историческом жанре. А что это за жанр? - Один из важнейших в изобразительном искусстве, который объединяет произведения, запечатляющие исторические события, героев прошлого. Кто из художников является ярким представителем этого жанра (слайд 3)? - Правильно, это Василий Иванович Суриков (появляется портрет Сурикова). А что вы знаете об этом художнике? Когда и где он родился? Ответы детей (появляются даты жизни) - Родился Василий Иванович 24 января 1848 года. В этом году вся страна отмечает 160-тилетие со дня рождения нашего великого земляка. И сегодняшний урок посвящен памяти этого замечательного художника Итак, тема нашего урока Историческая тема в живописи (слайд 4). - Думаю, сегодня вы узнаете много нового и интересного о жизни и творчестве Сурикова, а также покажете свои знания, полученные на предыдущих уроках. Всем командам желаю успехов! Итак, начинаем?! 3. Рыночные торги. Разыгрывается ЛОТ №1 (слайд 5). Лот закрытый. Чтобы его открыть, необходимо собрать его из кусочков - фрагментов таким образом, как делал это Суриков, отыскивая героев своих картин среди родных и случайных прохожих. В каждом из фрагментов вам нужно определить образ того или иного персонажа, запечатленного в работах Сурикова по его описаниям из воспоминаний В.И.Сурикова. За каждый правильный ответ вы получите определенное количество баллов (слайд 6). Фрагмент 1. Этот предмет Суриков разглядел у одной богомолки, неспешно шагавшей в Троицко-Сергиев монастырь. Он настолько понравился ему, что закричал: Бабушка, дай :! А старушка-то его со страху бросила - думала разбойник. Тяжелый, огромный, этот предмет отлично пришелся уже написанному к этому времени страннику (Посох - 5 баллов). Фрагмент 2. Его прототип был найден Суриковым на одном из московских рынков. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает:В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели. Я ему три рубля дал: Так на снегу его и писал (Юродивый - 4 балла). Фрагмент 3. Варсанафий Закаурцев долго служил в сухобузимской церкви и часто бывал в доме у Суриковых. Был у него грешок - любил выпить. Однажды Варсанафию пришлось сопровождать Васю в красноярскую школу: мать не могла бросить отца, находящегося при смерти. По дороге Закаурцев заехал пообедать в какую-то забегаловку и не удержался от искушения, в итоге не смог править санями. Благо опыт у пацаненка Васи был. Так вот Суриков встретил как-то Закаурцева в Красноярске. Варсанафий выглядел бомжем, его выгнали из церкви за пьянство. Суриков уговорил его позировать ему для этюда. Так хитрое лицо Закаурцева и появилось в картине (Священник - 3 балла, возвращаемся к лоту №1). ЛОТ №1 - Боярыня Морозова - 1 балл. - Вы можете дополнительно принести команде 5 баллов, рассказав об историческом событии или герое картины (сообщение учащихся - 5 баллов). Разыгрываем ЛОТ №2 (слайд 7, затем слайд 8). Фрагмент 1. Рыдая, безмолвно кричит она в страшном горе (Женщина - 5 баллов). Фрагмент 2. Глаза его горят яростным гневом. Этот человек - меч истории, в его плотно обтянутой зеленым кафтаном фигуре - всепобеждающий напор, сила (Петр1 - 4 балла). Фрагмент 3. Однажды семья Суриковых поехала на могилу отца. Вася сильно простыл, его положили в сани и повезли. Дорога шла через бор. Вдруг из леса вышел варнак (беглый каторжник) и взял под уздцы лошадь. Мать кинулась ему в ноги: Пощади, не убивай! Я одна детей воспитываю, без отца. Но каторжник был неумолим. И если бы не звон колокольчиков случайной повозки, все могло бы закончиться трагедией: Ненавидящий взгляд варнака, лишившегося добычи, Вася запомнил на всю жизнь. И написал он его точно таким же - яростным и озлобленным на Россию (Рыжий стрелец - 3 балла). ЛОТ №2 - Утро стрелецкой казни - 1 балл. Сообщения учащихся - 5 баллов. Динамическая пауза. Кто из вас любит спорт? За качественную разминку, проведенную с ребя...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 944
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|