Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Особенности методической работы в подготовке методической документации (начинающим преподавателям)
Автор(ы): Абатурова Галина Григорьевна, методист, преподаватель специальных дисципдин
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель данной статьи - систематизировать, обобщить имеющийся опыт методической работы, помочь начинающим преподавателям в подготовке методической документации. При этом использован опыт работы цикловых комиссий “ГОУ СПО “Люберецкий техникум сельскохозяйственного машиностроения” Московской области. В своей методической работе преподаватели обобщают, систематизируют и развивают накопленный педагогический опыт, учитывая достижения современной педагогической и психологической науки. Особенности методической работы в техникуме (по сравнению со школой) - это связь с быстро развивающимся производством, передовой технологией, будущей специальностью учащихся. Это не исключает необходимости и интеллектуального развития каждого молодого специалиста, воспитания у него культуры речи, исторического мышления, бережного отношения к природе. Методические работы преподавателей можно условно разделить на две группы: - методические пособия (руководства);
- методические разработки.
Методические пособия содержат советы, рекомендации по изучению предмета, выполнение курсовых и дипломных проектов, решению вопросов практики, выполнению лабораторных (практических) работ. Предназначены они для учащихся техникума, для руководителей курсовых и дипломных проектов. Методические разработки предназначены для преподавателей техникума и носят научно-исследовательский характер. Условно, по тематике методические разработки можно разделить на 6 основных групп: - по методике теоретического обучения;
- по методике производственного обучения; По методике воспитательной работы;
- по методике самостоятельного обучения;
- по общим учебно-организационным вопросам;
- по развитию учебно-материальной базы.
Наиболее часто разрабатываются в настоящее время такие вопросы, как применение элементов рыночной экономики в учебном процессе, проблемы многоступенчатой подготовки в техникум, проведение занятий с использование ЭВМ, развитие компьютерной грамотности студентов, применение активных методов обучения, видеофильмов, опорных конспектов в учебном процессе, работа малого предприятия в условия техникума, методика проведения занятий во время практики и.т.д. Методические разработки по методике, например, воспитательной работы могут предусматривать: проведение дней открытых дверей; этику и психологию семейной жизни; организацию КВН в учебном заведении; работу молодежного дискуссионного клуба; формирование специалиста в процессе обучения в условиях рыночной экономики; нравственной воспитание; традиции техникума; студенческое самоуправление. К методическим разработкам относятся также доклады на педсовете, сценарии кинофильмов, разработка учебной документации: учебных планов, программ, указаний по лабораторным работам, пакетов прикладных программ для работы на компьютере и. т. д. Методическая работа должна быть выполнена на актуальную тему; иметь элементы анализа и сравнения, обобщения педагогического опыта с учетом достижений современной педагогической и психологической науки; обеспечивать связь изучаемого материала с производством, будущей специальностью учащихся; показывать результаты учебно-воспитательной работы по новой методике; быть конкретной и краткой; удовлетворить требования ГОСТа. Рассмотрим особенности методических разработок по проведению уроков, лабораторных работ, по курсовому и дипломному проектированию. Урок остается одним из основных форм обучения и воспитания учащихся.Для преподавателей специальных предметов работа над методической разработкой проводиться в несколько этапов, когда преподаватель последовательно дает ответы на вопросы: для чего нужно изучать новый материал, что нужно изучать ,как изучать. По учебной литературе, производственными источниками, стандартам необходимо отобрать современный материал. После этого проводиться его систематизация, поиск внутренних закономерностей и главных звеньев, делается, разбивка на разделы. Отобранный материал должен соответствовать уровню подготовки учащихся и времени, отведенному на урок. Следующим этапом является определение организационной формы проведения занятий, последовательности применения наглядных пособий, использование активных методов и технических средств обучения, отражение вопросов закрепления материала и задания на дом и. т. д. Закрепление материала и задания на дом может быть дано в виде поиска ответов на решение проблемных задач, связанных с производственной тематикой, анализом конкретных производственных ситуаций. Опыт цикловой комиссии показывает, что несложные схемы, конструкции только тогда уверенно усваиваются большинством учащихся, когда они даются на уроке не в готовом виде, а воспроизводиться преподавателем постепенно, в их внутренней взаимосвязи, с выделением главных звеньев. Например, при изучении технологии изготовления деталей, технологии сборки изделия главным является рабочий чертеж детали или сборочный чертеж изделия. Особенность проведения лабораторных (практических) работ по сравнению с уроком состоит в том, что преподавателя предоставляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся. И эту возможность необходимо использовать как можно полнее. Учащийся должен не только самостоятельно поставить эксперимент и познакомиться с лабораторным оборудованием, но и провести небольшое исследование, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания. Основные требования при проведении лабораторных работ, которые необходимо учитывать при разработке методических указаний: понимание учащихся необходимости ее для своей специальности, связь с теоретическим материалом; разумная сложность и конкретность работы, обеспечивающая учащимся возможность понять физические процессы и сделать из них выводы. При составлении вопросов отчет следует предусмотреть, чтобы лабораторная работа имела законченный, исследовательский характер. Например, в лабораторной работе “Исследование параметров электрической машины” следует указать, что ее электрические параметры закладываются в ТУ контролируются на каждом этапе изготовления. Поэтому задачей лабораторной работы является измерение параметров электрической машины, сравнение их с заданными по ТУ и определение ее эксплуатационной пригодности. Можно также в ответе поставить проблемный вопрос о причинах непригодности машины, если таковая обнаружиться. Важнейшими завершающими этапами обучения являются курсовые и дипломные проекты. По некоторым специальностям учащиеся кроме дипломного проекта выполняют и курсовые проекты, причем по предметам, относящихся к различным цикловым комиссиям. Поэтому при разработке методических пособий по курсовому и дипломному проектированию необходимо учитывать, что все он...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 725
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|