Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе
Проектная деятельность как фактор развития творческих способностей школьников 1 ступени
Автор(ы): Фефелова Инна Александровна, учитель начальных классов; Острякова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Кто воздвигнет тебя к небесам? Только сам! Кто низвергнет тебя с высоты? Только ты? Где куются ключи к судьбе? Лишь в тебе! Чем расплатишься ты за проигранный бой? Лишь собой. «Кто владеет информацией, то владеет миром». Сегодня, в век огромного потока информации, быстрого ритма жизни, переоценки жизненных и нравственных ценностей, эти слова особенно актуальны. Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. В новых условиях на первый план выходит личность ученика, его способность к самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности. Обществу нужен человек – творец, поэтому современная школа и современный учитель должны решать не только задачу овладения знаниями, умениями и навыками, но и в значительной степени овладение опытом оценочной, эмоциональной и творческой деятельности. Для достижения этой цели, нам кажется, оптимально использование метода проектов. Гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на самореализацию учащегося, путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых «продуктов». Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знания и приобретая новый учебный и жизненный опыт. В процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя. Роль учителя радикально меняется. Он постепенно превращается в коллегу, в старшего партнёра по исследованию и разработке проекта. Этот метод можно рассматривать как технологию сотрудничества. Его главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне – я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Кроме того, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию таких важных качеств, как способность действовать вместе с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнёров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятым другими. Работая над творческим проектом, дети открывают субъективно новые для них факты и строят новые для них понятия, а не получают их готовыми от учителя или из учебников. Ведь то, к чему они приходят в результате наблюдения, поисков, размышлений и споров, им заранее никто не рассказывал, не показывал, не объяснял. Занимаясь с неподдельным удовольствием, они каждый раз заново совершают свой микроподвиг первооткрывателей. В процессе проектной деятельности у школьников развиваются следующие способности: - коммуникативные;
- личностные;
- социальные;
- литературно-лингвистические;
- математические;
- художественно-соматические;
- манипулятивные;
- технологические.
Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Этот метод адаптируется к особенностям всех без исключений учебных дисциплин, и в этом он универсален. Для создания проекта необходимо наличие социально-значимой задачи (проблемы), которую ставит перед учащимися учитель. Выполнение работы начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Результатом такой работы является продукт – это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. Это может быть Web-сайт, видеофильм, выставка, газета, журнал и т. д., подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчикам, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, на завершающем этапе проект требует презентации своего продукта. Она может быть в форме деловой игры, демонстрации видеофильма, игры с залом и т.д. Учителями школы первой ступени МОУ «СОШ № 30» Фефеловой И.А. и Остряковой Н.Н. был разработан проект «Богатство недр Белгородчины», в котором приняли участие учащиеся 3 «А» и 3 «Б» классов. Дидактические цели и методические задачи этого проекта: - Знакомство обучающихся с основными полезными ископаемыми Белгородской области, их свойствами и дальнейшим применением.
- Развитие умения учащихся самостоятельно формулировать проблему и находить способы её решения.
- Обучение учащихся выдвижению гипотез, формулированию выводов.
- Воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно, относящейся к богатствам природы и общества.
- Дать возможность учащимся самостоятельно сформулировать существенные признаки полезных ископаемых Белгородчины.
- Содействовать разви...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2015.06.02 | Просмотров: 761
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|